Храм в честь Вознесения Господня
с. Вознесенское (ныне с.Вознесенка)
На старом московском тракте Кузнецова гора
Село Вознесенка располагается на правом берегу реки Оми по старому Великому Сибирскому (Московскому) тракту. А напротив села на левом берегу возвышается Кузнецово гора. Название пришло к этой необычной возвышенности гораздо позже, возможно от одноимённой деревни (Кузнецово), находившейся рядом. На самом деле, здесь был древний городок Тон-Тура. А «гора» – это часть укреплений, состоящих из трёх систем рвов и валов. «Довольно великой, старой в сей стране земляной крепости» (Паллас). До наших дней дошла только часть этих укреплений в виде самого мощного земляного вала. Датой основания Тон-Тура учёные считают середину 14 века. Городище являлось местом жизни барабинских татар. «Татарское название (Тон-Туры) означает город Тора. Сказывают, что она была столицей некоего хана» (И. П. Фальк). Есть и другое толкование названия: «Красиво возвышающийся на гриве город». Городище располагалось не только на высоком месте, но и на мысу. (В 19 веке мыс был перекопан жителями села, в связи с чем он стал интенсивно разрушаться).
Тон-Тура – древний город
Тон-Тура являлся одним из центров тюркского населения Барабинской лесостепи. В период Сибирского ханства здесь располагалась ставка наместников сибирского хана. Сибирское ханство было частью татаро-монгольской Орды. Владения ханства распространялись на огромную территорию – от восточных склонов Уральских гор на западе до реки Надым на востоке. В Сибирском ханстве не было городов, а создавались укреплённые населённые пункты – городища. Одним из звеньев этой административной системы сибирского ханства и являлся Тон-Тура. «Город» имел значительную площадь в 25 гектаров.
Археологические раскопки показали, что городище было крупным административным центром. Здесь имелись металлоделательные, гончарные, косторезные мастерские. При раскопках было найдено много привозных материалов, в том числе и арабские монеты. Городище обезлюдело к середине 17 века. Но до сих пор вознесенцы находят там различные предметы древности, свидетельства некогда бурной жизни Тон-Туры. Тем более, что раскопки подтвердили: люди на этом необычном месте жили и до возникновения городища, тысячи лет назад.
Бараба начиналась в Вознесенке
Несмотря на огромные просторы, Сибирское ханство было мало заселено. Считается, что на этих необъятных просторах проживало около 30,5 тысячи человек. Причём, это не только татары, но и другие народности – остяки, вогулы, пермяки… Мизер для такой территории. Это стало одной из причин того, что Ермак с отрядом казаков в несколько сотен человек разгромил хана Кучума и покорил Сибирское ханство. С городом Тора (Тонтур, Тон-Туры, Тон-Тура) связана одна из легенд барабинских татар о происхождении слова «Бараба», которую описал в своей книге «Отчий край» П. М. Пономаренко. «Когда Кучум был побеждён Ермаком, то он побежал вначале на Усть-Тару, к туралинским татарам, потом на среднее течение Тары, к аялинским татарам, а отсюда на р. Омь, в г. Тонтур, свою вторую резиденцию», который стоял там, где в настоящее время находится с. Вознесенское. Буя-бий, наместник Кучума, с почётом принял своего повелителя и тотчас же отправил гонцов по разным аймакам. Когда собрались омские татары, Кучум обратился к ним с речью, в которой изложил своё несчастное положение, просил татар или оказать ему помощь, или же, в случае отказа с их стороны, принять его совет – отдаться в подданство Бухары, предварительно переселившись отсюда. Такое предложение не понравилось омским татарам. Боясь прямо ответить отказом, толпа закричала: «Баратор-бараман» (иди – мы придём). Но Кучум, опасаясь коварства, стал снова убеждать последовать его совету, толпа громче прежнего закричала: «Бараман, бараман». С того времени Кучум и все окрестные татары при встрече с омскими татарами стали называть их «Барама» или «Бараба».
Добровольно-принудительно
Село Вознесенское появилось позже описываемых событий. Заселение территории района русским гражданским населением началось со второй половины восемнадцатого века, после установления регулярного сообщения по Московскому тракту. Из столицы, Санкт-Петербурга, полетели Указы. Первый Указ от 1742 гласил: «На тех дорогах, где более проезжают всякого званья людей по нужнейшим делам, построить станции и зимовья, на каждом из них должно находиться по 4 добрых лошади». Но желающих переселяться в почти безлюдную Барабу не находилось. Хотя в Указе была и конкретная рекомендация на этот случай: «Ежели к тому охотников не сыщется, то в те места населять, откуда способнее крестьянами». Указы о заселении необжитых земель рассылались один за одним, но дело двигалось медленно.
Окончательно «лёд тронулся» лишь через 11 лет. Сибирская администрация делает попытку переселения в Барабу жителей самой Сибири. И в 1753 году по силе всех Указов и добровольно-принудительного переселения («выбирая людей добрых и состоятельных, отделяя от домов отцов детей, от братьев братьев») появилась станция Тонтурово (станец Тантурский, Тайтура, Тонтурская, селение Тонтура, так она именуется в разных источниках). Ныне село Вознесенка Венгеровского района. Тогда же на Московском тракте возникли ещё две станции: современные Туруновка и Венгерово. Наряду со Старым Тартасом (год основания 1722), Венгерово (1753), Туруновка (1754), Вознесенское относится к самым «старым» населённым пунктам на территории Венгеровского района.
Тракт кормил и обязывал
Основным направлением деятельности станочных селений (Туруновка, Спасское, Вознесенское) была ямщина или гоньба. Она существовала в двух основных видах: контрактовая и вольная. Контрактовая в свою очередь делилась на почтовую, земско-обывательскую и этапную. Почтовая ямщина сосредотачивалась в руках самой зажиточной части населения, так как требовала значительных затрат, как на первоначальное обзаведение, так и на содержание в исправном состоянии лошадей, экипажей и сбруи. Земско-обывательская, не требовавшая больших затрат, содержалась группой крестьян средней зажиточности. Этапная – поставка по контракту подвод для перевозки по тракту партий ссыльных, провозка багажа ссыльных, заболевших арестантов, семей, следовавших за ними, и т. п. Кроме того, обязательным видом гоньбы была перевозка запасных солдат, следовавших на родину после окончания военной службы на границе с Китаем. Тем местные жители и жили. «Промышленность, торговля и производительная деятельность вознесенских жителей не завидна: хлебопашество, скотоводство, извозничество и частью рыбопромышленность в небольших размерах» («Томские губернские ведомости» от 1865 года, № 14, 16 апреля).
Трёхпрестольная
Свое нынешнее пусть и чуть изменённое название село получило после постройки церкви. Первая церковь во имя Вознесения Господня в Тонтурском была построена в 1777 году (1776 по другим источникам). Почти через сто лет, в 1872 (1878) году, вместо прежней была построена другая – деревянная, трёхпрестольная. В 1906 году церковь была отстроена заново вместо сгоревшей. Храм был довольно большой, высокий. Если брать территорию современного Венгеровского района, то это была единственная трёхпрестольная церковь, все остальные – однопрестольные. Службу служили два священника. Приход распространялся на десятки деревень по всей округе. По воскресеньям и праздникам 9 колоколов оглашали церковным звоном окрестности. К началу двадцатого века в приходе насчитывалось почти 6 тысяч прихожан. Действовало 8 домашних школ грамоты. Три церковные школы: в Кузнецово, Мельниково, Камбор. Закрыта была церковь, как и все религиозные храмы, в конце тридцатых годов двадцатого столетия. Времена были жестокие, переломные: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Среди вознесенцев сохранилась легенда, наглядно характеризующая то время. «В годы раскулачивания колокол внезапно начинал звонить. Жители считали удары. Если слышалось четыре удара, значит, на следующий день четыре семьи покидали село. Но в момент странного набата колокола всегда отсутствовал звонарь. Люди недоумевали: «Неужели нечистая сила?». Выяснилось позднее, с другого берега в колокол стрелял один из жителей Вознесенки».
Крепкое, построенное на века, здание ещё много служило людям. Долгое время здесь размещался сельский клуб, там «крутили» кино. Сгорело здание в декабре 1979 года. До сегодняшних дней сохранилась часть церковной ограды и фундамента.
Из колодца святой воды напиться
Есть на территории Вознесенского сельсовета ещё одна достопримечательность – святой колодец Половинка. Называется он так потому, что находится как раз на половине расстояния между двумя селами – Камышево, Усть-Таркского, и Вознесенка, Венгеровского районов, расположенными на старом Московском тракте. В давние времена здесь было озеро, и старожилы рассказывают, что когда-то к его берегу невесть откуда приплыла икона святой мученицы Параскевы Пятницы. Икону перенесли в церковь села Вознесенка. Но когда на следующий день люди пришли в храм, то ее там не оказалось: святой образ вновь обнаружили в озере. Тогда крестьяне выкопали на берегу колодец, рядом на возвышении построили часовню и в’ нее поместили обретенную икону. В день явления ее, в 9-ю пятницу по Пасхе, к часовне стали приходить верующие, молиться святой мученице Параскеве.
Волость на Оми
Вознесенское никогда не было деревней. Сначала населённый пункт был станцией, а затем стал именоваться селом. И это было не просто село, а волостной центр. С большой долей вероятности можно предположить, что волостным центром Вознесенское стало после 1784, когда по примеру европейской части России и в Сибири образовались волости. Есть тому и документальные подтверждения, которые мы находим в дневниках А. Н. Радищева, следуя в ссылку в Иркутскую область и обратно (1790—1797) он составлял путевые заметки. Вот о чём свидетельствует А. Н. Радищев: «По сей реке (Тартасу) много деревень и составляют волость. Другая волость по Оми, в которую Тартас впадает неподалёку». Однозначно, речь идёт об Усть-Тартасской (Старый Тартас) и Вознесенской (по Оми) волостях.В 1841году проходила ревизия государственных имуществ Томской губернии. Комиссия оставила краткие, но любопытные характеристики многим волостным начальникам. Из описания Вознесенской волости: «Волостное правление помещается в особом, принадлежащим ему, весьма ветхом доме. Волостной голова и староста правления люди к должности способные, писарь в деле своем несведущ». В 1859 в Вознесенском числится: церковь, училище, этап и при нём лазарет, почтовая станция, волостное правление, хлебный магазин. Число дворов – 199, а жителей – 986 человек. Вознесенская волость просуществовала больше ста лет, вплоть до 1925 года, когда она была переименована и вошла в Спасский район. В иные годы в Вознесенскую волость входило 17 деревень. Само село с самого начала возникновения только разрасталось, а население увеличивалось. В 1911 году здесь проживало 1720 человек. Лишь в последние десятилетия население Вознесенки стало сокращаться.
Девятинская ярмарка
Кроме еженедельного базара по пятницам, в Вознесенском проходила знаменитая девятинская ярмарка. Своё название она получила от того, что проводилась в девятую пятницу по Пасхе. В материалах П. М. Пономаренко сохранилась справка о Вознесенской ярмарке. «По дороге из гг. Каинска и Омска тянутся обозы, скачут повозки, катятся крестьянские телеги – все спешат в Вознесенское. Теперь сюда съезжаются торговцы не только из сибирских городов и селений, но даже из некоторых российских губерний. Выбор на ярмарке товаров довольно разнообразен. Сюда привозят: изделия железные, медные, деревянные, шелковые и бумажные товары, сукна, полотна, чай, сахар, ленты и готовые платья, меха беличьи, волчьи, кожи и кожевенные изделия, галантерейные вещи, хлеб, рыбу сухую и соленную, мед, сало, масло коровье, веревки, дичь, холст, ружья, дубленые шубы и полушубки и разные мелочи русского приготовления.
Вознесенская ярмарка играет в своем краю очень важную роль. Из перечисленных товаров можно видеть, что многие из них, плоды производительности окрестных жителей. Товары эти на ярмарке находят постоянно потребителей, что, естественно, с каждым годом обусловливает обогащение окрестных жителей и поощряет к дальнейшему производительному труду – мена на ярмарке доставляет выгоды обеим меняющимся сторонам».
Наживать колхозное добро будем вместе
В советское время, в период становления коллективных хозяйств, в Вознесенском образуются два колхоза: «Правда» в 1932 году и «Советская Сибирь» в 1935 году. Чуть раньше в 1929 организуется колхоз на левом берегу в д. Кузнецова, который получает название им. Сталина. В 1950 году эти три колхоза объединяются в один под общим названием колхоз им. Сталина. Сохранились интересные сведения об одном из первых председателей – Фёдоре Степановиче Покровском. Уроженец с. Меньшиково, школьного образования не имел, самоучка. В период сплошной коллективизации одним из первых организовал колхоз в своём селе. В эти же годы вступил в коммунистическую партию. Как коммуниста райком партии начал его передвигать для поднятия отстающих колхозов. Так он был направлен в Вознесенское. В начале своего становления колхоз «Правда» был далеко не передовым хозяйством, наоборот, «отстающим и в полном смысле, запущенным колхозом». На собрании, где его избирали председателем, Ф. С. Покровский прямо заявил: «К вам я надолго, так что, если разбазаривали колхозное добро без меня, то наживать его вместе будем». И председатель сдержал слово. При объединении в 1950 году он становится председателем укрупнённой сельхозартели, а колхоз выходит на передовые позиции. С того времени и по сегодняшний день сельхозпредприятие в с. Вознесенка было и остаётся одним из лучших в районе, вне зависимости от названия и формы собственности. А Ф. С. Покровский первый из председателей в районе в 1956 году был удостоен ордена Ленина. В 1960 году к колхозу им. Сталина присоединился колхоз «Труд и знание» (д. Малинино), а в 1961 году решением райисполкома хозяйство было переименовано в колхоз «Россия».
Деревня Кузнецово прекратила своё существование в 1978 году, а Малинино до сих пор в одной упряжке с Вознесенкой. Об этой красивой и трудолюбивой деревне нужно рассказывать отдельно. Много замечательных людей вышло родом из Малинино. Достаточно сказать, что среди них был первый в Венгеровском районе орденоносец – Григорий Фёдорович Земляницын, бригадир полеводческой бригады колхоза «Труд и знание».
Ветераны, труженики, дети войны
В годы Великой Отечественной войны Вознесенское отправило на защиту Родины 230 своих сыновей. Сложили свои головы на поле брани 122 воина, 110 защитников вернулось в село. Сегодня в живых остался один ветеран – Алексей Андреевич Менщиков (на снимке). Он участник Сталинградской битвы, затем была Курская дуга. За свой славный боевой путь он награждён орденами и медалями. В настоящее время Алексей Андреевич проживает в Венгерово.
Все вознесенцы с честью защищали страну, многие из них были удостоены высоких боевых наград: Константин Васильевич Суховеев, Сергей Иванович Шалабаев, Александр Андреевич Гавенко, Пётр Константинович Колесников, Иван Дмитриевич Ивлев… Список можно долго продолжать. Память о воинах бережно хранят в школьном краеведческом музее. В 2015 году в музее воплотили в жизнь проект «Галерея Памяти». В рамках проекты были собраны неизвестные сведения о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла и детях войны. Имена погибших земляков-вознесенцев увековечены на памятнике в центре села. Он был открыт в сентябре 1968 года.
Первый «горбатый»
В 1931 году в Вознесенке открылась семилетняя школа (директор Георгий Тарасович Величко). Здание было одноэтажное, деревянное. В 1955 году ей присвоили статус средней школы. Но в декабре 1969 года здание сгорело. Учить детей пришлось в училище, пока в 1972 году не построили новую школу (директором стал Кузьма Лаврентьевич Лизунов).
Профессиональное училище было создано на базе расформированной МТС в 1959 году. Здесь целенаправленно обучали специалистов для сельской местности: механизаторов широкого профиля, комбайнеров, водителей, бригадиров. Филиалы Вознесенского училища были в Кыштовском и Усть-Таркском районах, а учились студенты со всей округи. За год обучение и переподготовку в училище проходило до 400 человек. Первые «кировчане» (трактористы К-700)в районе вышли из Вознесенского училища, и первый в районе К-700, прозванный в народе «горбатый», тоже появился в училище. Те, кто прошёл школу Вознесенского училища, а это тысячи людей, до сих пор с благодарностью вспоминают профессионалов-наставников и уверены, что знания, полученные в училище, им здорово пригодились в жизни. В девяностые годы училище переехало в Венгерово.
Как и в других больших сёлах Венгеровского района в Вознесенке с 1929 года действовал маслозавод на паровой тяге. Причём, он имел статус предприятия союзного значения. Здесь, главным образом, выпускалось отличного качества масло, которое шло, в основном, на экспорт. В своём магазинчике продавалось не только масло, но и пахта, мороженое. Нынешнее поколение вряд ли представляет насколько вкусны настоящие молочные продукты, которые изготовляли раньше.
В конце восьмидесятых, начале девяностых на улицах Вознесенки уложили асфальт. Более того, была построена дорога в Малинино (8 км) и всё это сделали на средства колхоза «Россия» (директор П. Я. Беспалов).
Таланты и современники
Невозможно уместить на газетных страницах всю многовековую историю Вознесенки. В настоящее время село по-прежнему является одним из крупнейших в районе. Хотя значение Московского тракта не только свелось почти к нулю, но и сама дорога пришла в негодность.
Сегодня в Вознесенке проживает чуть меньше тысячи человек. Среди них много замечательных людей,известных не только в нашем районе, но и за его пределами:
Геннадий Казимирович Болбат – талантливый поэт, настоящий сибирский самородок, умеющий ценить слово и с ним обращаться.
Александр Павлович Гавенко – создатель и руководитель знаменитого детского ансамбля «Сибирские соловушки».
Пётр Яковлевич Беспалов – 26 лет стоял у руля ЗАО «Вознесенское», про таких говорят «сильный руководитель».
Владимир Владимирович Иванов – предприниматель, один из немногих, кто вкладывает деньги в сельское хозяйство на своей малой Родине.
Александр Андреевич Фишер – меценат,человек, которые не только свою усадьбу украсил удивительным зоосадом, но и многие социальные, культурные, образовательные учреждения в Вознесенке и Венгерово.
Геннадий Кузьмич Потапов – замечательный фотограф-любитель, человек создающий фотолетопись родного села.
Нина Андреевна Шмидт – бригадир животноводческой бригады, труженица, работавшая уже будучи на пенсии.
Список можно продолжать. Вознесенка во все времена славилось своими талантами и трудягами. Историю села делают люди.Они создавали историю Вознесенки веками.
Материалы собрал и подготовил Андрей БОЛЬШАКОВ,
при содействии и помощи Надежды ТИСКАНОВОЙ, Марины БЕЛАВСКОЙ
(руководителя краеведческого музея Вознесенской СОШ),
Натальи ПЛЕТЕНКИНОЙ
(начальник отдела архивной службы администрации района)
и жителей с. Вознесенки.
Фото автора, из архивов «Венгеровской газеты»
и краеведческого музея Вознесенской школы.
Источник: Венгеровская газета