Каталог Храм во имя Архистратига Михаила Публикации В излучине маленького притока большой реки

Храм во имя Архистратига Михаила

село Салаирское (ныне c. Малая Салаирка)



В излучине маленького притока большой реки

Внескольких километрах от Гурьевска находится старинное кузбасское село Малая Салаирка.

В излучине маленького притока большой реки

Когда-то оно называлось по-другому: до 1860 года – «деревня Салаирска», после того как в деревне была построена деревянная церковь Михаила Архангела, деревня стала официально селом Салаирским, но ненадолго. В это время уже было волостное село Салаирское, расположенное недалеко, там, где находился Салаирский рудник. Это было большое село, поэтому было решено назвать наше село Малой Салаиркой. А вот в каком году это произошло – пока местным краеведам не известно.

Так как же и когда появилось настоящее село Малая Салаирка? Оказывается, у Малой Салаирки богатая и интересная история. Своему возникновению наше село обязано Казачьему или Крестьянскому тракту из губернского города Томска в уездный город Кузнецк. К сожалению, точную дату образования села назвать невозможно, а вот первое упоминание в государственном документе удалось найти. Так, в книге «Формирование крестьянского населения Среднего Притомья в XVII – первой половине XIX вв.» под редакцией З.А. Кунашевой говорится, что впервые в Малой Салаирке, тогда она называлась деревней Салаирской, перепись населения проходила в 1763 году, и проживало в ней всего 27 человек. Поэтому можно считать, что возникло наше село в начале 2-й половины ХVIII века. Из близлежащих сел нашего района отмечены этой переписью только села Горскино, Пестерево (Новопестерево), Урское (не путайте с поселком Урск, который образовался гораздо позже), да, пожалуй, деревня Шанда (улус Шандинский).

Откуда появились первые жители Малой Салаирки? Судя по одинаковым фамилиям жителей села Малая Салаирка и села Бачатского (сейчас село Старобачаты), таким, как Буймовы, Синкины, то это переселенцы из села Бачатского, потому что село Бачатское образовано еще в XVII веке, и первыми жителями этого села были казаки, которые служили, охраняя село, наблюдая за местностью с высокой деревянной вышки на бугре, который и сейчас называется Караульным. Именно сюда, в село Бачатское, и сдавали свой ясак инородцы этой местности – телеуты. И жители всех близлежащих селений, в основном, выходцы отсюда.

Что касается названия, то им село обязано двум небольшим речкам, что текут по селу: Правый и Левый Салаирчики. Называли эти речки и просто Салаирками, например, в документе 1821 года, о котором пойдет речь ниже. А слово «Салаирчик» обозначает, по версии телеутов, всегда живших в селе, «излучина маленького притока большой реки» (имеется в виду речка Черневой Бачат). Слышал я и другие версии названия речек, но это не самое главное, брать за основу лингвистическое или народное толкование. Главное в другом.

Есть версия, что, проезжая по Крестьянскому тракту на лошадях, как раз в середине пути от Брюханово (сейчас село Красное) до Бачатского, в том месте, где была переправа через речку Салаирчик (сначала она на мелководье была вброд, а затем построили и мост), путники останавливались, чтобы напоить лошадей, самим поесть и отдохнуть от тряской дороги. Это место было удобным для первых поселенцев не только тем, что рядом была большая дорога, но и тем, что речки давали новым жителям воду для питья и полива, рыбу, рядом была тайга, которая давала лес для строительства, пищу и лекарство для людей. А главное — были небольшие поля среди перелесков, на которых можно было выращивать хлеб, а что стоили выпасы для скота – нетронутый веками травостой! Живи, работай да радуйся. Да еще и приторговывай, продавая проезжающим и сено для лошадей, и пищу для путников. Надо также добавить одну закономерность при возникновении поселений в нашей местности в XVII веке. Все они появились на Крестьянском тракте в местах переправ через речки: Брюханово – через речку Касьму, Горскино – через Хомутинку, Новопестерево – через Ур, деревня Салаирская – через Салаирчик, Шанда – через Черневой Бачат, Бачатское – через Степной Бачат и так до уездного города Кузнецка.

Почти незаметно и незначительно прошло для жителей деревни Салаирской событие, случившееся в 1781 году. В этот год пришел в село рудознатец Дмитрий Попов. Существует легенда, что после продолжительных торгов, за хорошую по тем временам плату местный житель-инородец (то есть телеут) Иван Нарышев по прозвищу Кокорыш показал рудознатцу в тайге, там, где стояла его заимка и были его места охоты на соболей, ель, вывороченную с корнями из земли во время сильной бури. Именно в корнях этой ели и нашел Дмитрий Попов камни, интересующие его – серебросодержащую руду. А через несколько лет появилась в тайге в этом месте шахта, где стали впервые добывать руду, что положило начало горнорудной промышленности не только в нашей местности, но и на территории всего Кузбасса, появились два завода — в деревне Гавриловка и рабочем поселке Гурьевский завод. Вот как об этом пишет сам рудознатец в докладной записке Канцелярии Колывано-Воскресенского горного округа: «Выехав из Усть-Сосновского острога, среди непроходимых лиственничных лесов я неожиданно на берегу речки Салаирчик натолкнулся на татарское поселение. Инородец Иван Кокорыш объявил мне, что в полуденную сторону, в двенадцати верстах, в том месте, где он соболей ловит, есть камень красен и бел, что по прибытии моем на указанное место оказалось выходом серебряных руд». Благодаря Салаирскому руднику и двум заводам появился еще один тракт — из Салаира и Гавриловки на Алтай, который прозвали Рудным. И проходил он опять через деревню Салаирскую. Как много сказано о деревне Салаирской в этой докладной записке! И что деревня татарская, то есть много жило в деревне телеутов, но автор не называет это поселение улусом, значит, основное население все же славянского происхождения. И речка названа, что протекает по деревне. И что деревня находится среди непроходимых лиственничных лесов, и это тоже о многом говорит, так как эти леса (об этом пишет беловский краевед М.Ю. Живописцев в книге «Земля Беловская») росли до самого города Белова и были вырублены для приготовления древесного угля для Гавриловского и Гурьевского заводов за каких-то 60 лет, пока заводы не стали работать на угле, добываемом в селе Бачатском. А жило в деревне Салаирской в то время, согласно переписи населения 1782 года, уже 59 человек. То есть, еще с того далекого времени и до сегодняшнего дня население в Малой Салаирке, пусть и понемногу, но прибавляется.

Возникает закономерный вопрос: почему горы, где обнаружена была руда, построен рудник, а позднее появился и целый горный округ – все это стало называться Салаирским? Мне кажется, что всему дала название речка Салаирчик, а вполне возможно, и деревня Салаирская. Пусть меня опровергнут какими-то существенными доказательствами читатели, я буду только благодарен им. А пока, я думаю, жители Малой Салаирки могут этим только гордиться.

Полтора года назад был найден богатый материал о том, какой была деревня Салаирская в 1821 году, почти 200 лет назад. Этот исторический документ называется так: «Геометрический специальный план Кузнецкого уезда Бачатской волости деревни Салаирской».

Составители этого плана – землемеры, которые тщательно обсчитали и территорию, относящуюся к этой деревне, и все земельные угодья, и весь имеющийся у крестьян скот, и даже показали на карте, где находились земельные наделы почти каждой семьи из деревни. Этот документ хранится в Государственном архиве Алтайского края в Барнауле. В деревне Салаирской по переписи 1811 года жило крестьян 70 человек мужского пола, видимо, славянского происхождения, и 18 ясашных крестьян мужского пола, то есть телеутов, которые исполняли государственные повинности (ясак) в виде добытой на охоте пушнины. В ту шестую перепись жителей Томской губернии лиц женского пола не учитывали, то есть с учетом лиц женского пола жило в деревне примерно 200 человек. А жилых домов или, будем говорить, домохозяйств, было всего 48. «По количеству ревизских душ, полагая и ясашных, на каждую причитается угодьев хлебопахотных – более 36 десятин, сенокосных – более 2 десятин, лесу – более 4 десятин, а по пропорции приготовленного ежегодно сена – 11 тысяч копен. В сей деревне у крестьян скота: лошадей – 440, рогатого скота – 350, овец – 440. На каждую мужскую душу причитается лошадей – 5, рогатого скота – 4, овец – 5», – так говорится в этом документе. Вы представьте, сколько скота держали жители, и сравните с сегодняшним временем. Какое трудолюбие надо было иметь, чтобы все это содержать, кормить! Представьте себе сенокос, когда ставили всем селом, каждый на своем сенокосе в общей сложности 11 тысяч копен сена! А по-другому нельзя, видимо, было жить – не выживешь. А теперь представьте, сколько пахотной и сенокосной земли причиталось на одну мужскую душу, если одна десятина равнялась примерно одному гектару: 36 гектаров на каждую мужскую душу пахотных земель, 2 гектара сенокоса и 4 гектара леса. А обрабатывали землю с помощью сохи и лошадей. Мне только после знакомства с этим документом стало понятно, почему крестьяне из России стремились переселиться в наш суровый край – чтобы жить, работать. Было вдоволь земли для крестьян. А как обрабатывалась эта земля? И опять в этом документе есть ответ: «Жители сей деревни преимущественно занимаются хлебопашеством собственно для своего продовольствия, а не на продажу. Засевают хлеба между березовым лесом. Для хлебопашества избираются, где толще грунт черной земли, почитая ее хлебороднее, и распахивают к засеву хлеба одно место не более 5 раз, а потом уже бросают по причине той, что обрастается негодной травой, называемой осокой, а по вторичному засеву хлеба эту землю приготовляют через 25 лет, по словам крестьян, живущих в оной деревне», то есть на крестьянском наделе засевалась только пятая часть в течение пяти лет, а затем засевалась другая часть, свободные же земли надела отдыхали, были под парами. Вот вам пример севооборота двухсотлетней давности. «Сенокосные места находятся возле речек Бачат и двух Салаирок, заключающихся в окружной грани сей деревни, по болотам (то есть в заливных лугах), когда оные просыхают во время урожая трав на выпасах». А дальше еще интереснее запись: «На реке Бачат мукомольная мутовчатая мельница об двух уставах, принадлежащая крестьянам той же деревни Петру, Якову и Ивану Синкиным и Ивану Буймову, в действие пускается с июля и по апрель месяц. В сутки смалывает обоими уставами 50 пудов (0,8 тонны в современном измерении – Авт.). За помол получают 10 копеек с мешка по 5 пудов в каждом (даже мешки с зерном были по 80 килограммов весом! – Авт.).

Молоть ездят и из окружных поблизости селений, деньги, получаемые за помол, употребляются на земские повинности». Вот вам, уважаемый читатель, и пример производства, и пример денежных отношений в сельской местности. А самое главное – названы по именам и фамилиям одни из первых жителей нашей Малой Салаирки: Синкины и Буймовы. Так много дал мне этот исторический документ в познании жизни крестьян нашего села почти 200 лет назад.

Об истории нашего села Малая Салаирка можно говорить очень много, как и о любом старинном населенном пункте нашего района. Известных событий сибирской истории прошло в нашей местности много. Но рассказ об этом – в следующий раз.


Автор: С.Е. Евдокимов

Опубликовано: Гурьевская районная газета "Знаменка" № 22 (1784) от 01.06.2015 г.

Ссылка на первоисточник: https://znamenka-gur.ru/articles/media/2015/6/1/v-izluchine-malenkogo-pritoka-bolshoj-reki/