Каталог Храм в честь Святой Живоначальной Троицы История

Храм в честь Святой Живоначальной Троицы

с. Дресвянское (ныне д.Дресвянка)






 

Страницы истории Троицкого храма села Дресвянка

Ирина РОСТОВЦЕВА, старший преподаватель кафедры основ архитектурного проектирования, истории архитектуры и градостроительства НГАХА.

В июле 2013 года практика студентов Архитектурного факультета НГАХА проходила в селе Дресвянка Маслянинского района НСО. Руководили группой старший преподаватель кафедры ОАПИА и ГНГАХА Ирина Львовна Ростовцева и архитектор, магистр архитектуры Наталья Владимировна Терехова. Студенты занимались обмерами деревянного здания бывшего храма Дресвянки. Из большой группы ребят, пожелавших участвовать в этой экспедиции, к ее началу осталось десять самых стойких: Сергей Еремеев, Алексей Панов, Иван Антифеев, Федор Гузев, Александр Костерин, Людмила Павлова, Анна Кабакова, Дарья Иванова, Александра Бушуева, Дарья Житова.

Позади дорога... Нас радушно приняли глава Малотомского сельсовета Руслан Абдыхамитович Исхаков и коллектив школы с директором Екатериной Павловной Власовой. Все время нашего пребывания в этой деревне чувствовались гостеприимство и забота хозяев. Жители, к которым мы обращались с вопросами или просьбами, были неизменно приветливы и добросердечны.

Десять дней, проведенных в селе, вместили многое: изучение здания и его обмеры, знакомство со школьным музеем, беседы со старшим поколением жителей Дресвянки, прогулки по селу и окрестностям с учителем истории местной школы Николаем Владимировичем Куликовым.

Обмеры начались с внимательного осмотра здания бывшего храма. С первого взгляда казалось, что пристройки, примыкающие к северному фасаду и выполненные из того же материала, что и основной объем здания, возводились одновременно с ним. Смущали только металлические скобы, скреплявшие части сооружения.

Начался обмер фасадов. И тут обнаружилось, что в основной части здания прямоугольные наличники окон не соответствуют пятигранной форме оконных проемов, верхняя часть которых заложена бревнами, а в пристройках форма проема и наличника совпадают. Странным показалось размещение оконного проема в центре восточной стены алтаря, где полагалось быть заамвонному образу. Когда приступили к вычерчиванию плана, то увидели, что размеры фойе практически полностью совпали с размером центральной части здания храма. С каждым новым шагом увеличивалось количество вопросов, разрешение которых казалось невозможным.

На этом этапе к работе нашей экспедиции на несколько часов присоединился Виктор Андреевич Васильев, звонарь храма Рождества Пресвятой Богородицы Академгородка, имеющий большой опыт изучения разрушенных церквей. Виктор организовал небольшую мобильную группу, в состав которой, помимо него, вошли Наталья Владимировна Терехова и Иван Антифеев. Они спустились под пол сцены и обнаружили остатки прежнего фундамента алтаря, имевшего пятигранную форму, а затем поднялись на чердак, где обмерили кровельные конструкции и провели подробную фотофиксацию того, что было недоступно из-за ветхости.

После этих исследований позднее происхождение пристроек на скрепах уже не вызывало сомнений. Чтобы убедиться в симметричном решении первоначальной композиции храма, в северной стене здания напротив окон южной стены были вскрыты фрагменты штукатурки и найдены заложенные оконные проемы. Когда был вычерчен план и стали известны истинные размеры и конфигурация здания, стало ясно, какой из типовых проектов был применен при его строительстве. После возвращения в Новосибирск наша работа продолжилась в архиве, музее НГАХА, библиотеке.

Большой проем в западной стене заложен. В нем оставлены отверстия для показа фильмов

Результатом практики стали чертежи всех фасадов, плана, продольного и поперечного разрезов здания, подробная фотофиксация, зарисовки и историческая справка. Начато выполнение виртуальной модели первоначального вида храма.

Сцена клуба прежде была алтарем

Свято-Троицкий храм Дресвянки в воспоминаниях жителей села и исторических документах

Деревня Дресвянка основана в 1719 году1 казаками-чалдонами2 на правом берегу реки Дресвянки.3 До сих пор сохранилось название части деревни — «казацкий край». В те времена здесь высился вековой сосновый бор. Расположение деревни в окружении холмов, являющихся естественной оборонительной линией, наводит на мысль, что это поселение было форпостом на юго-восточных подступах к Бердскому острогу. Следом за казаками, а возможно, что и одновременно с ними, сюда пришли старообрядцы-кержаки, о чем свидетельствует название «кержацкий конец».4 Первые поселенцы валили лес, рубили избы, разбирали и сплавляли до участка, где ставили их окончательно. К середине XIX века дома первопроходцев обветшали и были заменены их потомками новыми, поставленными на прежних местах с сохранением традиционной планировки изб и дворов. В XVIII-XIX веках население деревни пополнялось за счет притока беглых крестьян, каторжников и ссыльных. В начале XX века появились переселенцы из малоземельных районов России: Поволжья, Вятской и Смоленской губерний. В XIX и даже в XX веке сохранялось деление деревни на старообрядческую и православную части.

В сегодняшней Дресвянке самые старые дома стоят вдоль береговой линии, образуя границу, по которой можно судить о том, какой широкой и полноводной была река в XIX веке. Во время весеннего половодья ее ширина составляла 12 м, а глубина достигала 4 м.5 За магазином, около нынешней автобусной остановки, на рубеже XIX и XX веков была большая площадь, на которой проходили воскресные ярмарки. На ярмарке можно было купить плетеные корзины и тулупы, бочки и особую дрес- вянскую керамику, покрытую глазурью, состоявшей из охры, разведенной вываренной олифой: корчаги, горшки, крынки. В XIX веке у Дресвянки было даже второе название — Горшки, потому что гончарным ремеслом владели едва ли не все ее жители. Но в Нижегородской области. Носители культуры северорусского типа. После разгрома в 1720-х годах Керженских скитов десятками тысяч бежали на восток, в Пермскую губернию. С Урала расселились по всей Сибири, Алтаю и Дальнему Востоку. Являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири, «старожильческим населением». Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E5%F0%E6%E0%EA%E8

На балках под стропилами оставили автографы Репин и Лыков

секреты ремесла со временем забылись, и деревня вновь стала просто Дресвянкой.

Ярмарочную площадь обрамляли добротные дома. Некоторые из них, купеческие, были двухэтажными (они не сохранились), остальные — одноэтажные на подклетах, один из них в начале XX века принадлежал семье Плохих. Здание поставлено на высокий подклет и представляет собой крестовый, или «круглый», дом, перекрытый четырехскатной кровлей. Жилая половина состояла из двух комнат, отапливавшихся одной печью, а неотапливаемая подсобная половина — из вместительной кладовой с лестницей на чердак и закрытой веранды. Под полом веранды держали кур и мелкий скот. В доме жил мастер-плотник. С внешней стороны веранда, обращенная во двор, и окна всех фасадов украшены пропильной резьбой. Внутри дома даже ограждение лестницы, ведущей в подвал, было резным, а внутренние двери дома были расписаны цветочными мотивами масляной краской по доске. На сегодняшний день в полуразрушенном доме сохранилась только одна из дверей.

Иван Романович Душанов

Об этом доме, в котором прошло ее детство, нам рассказала Евгения Ивановна Душанова. У семьи Плохих дом был куплен ее дедом, татарином Романом Душановым, приехавшим вместе с бабушкой Анной Ивановной Курцовой, уроженкой Алтая, в Дресвянку из Шурыгино (Тундрихи), ныне это Кемеровской область. Душановы перебрались в Дресвянку в 1939 году, когда их сыну Ивану (отцу Евгении) исполнилось четыре года. Иван запомнил, что в этом году разоряли церковь. В родительском доме был красный угол с иконами, среди которых был большой образ Илии Пророка размером с дверь. Не раз случалось Ивану так рассердить мать, что она гналась за расшалившимся сыном со скалкой, но он успевал юркнуть за икону, а мать резко останавливалась и, забыв о скалке и гневе, начинала молиться.

Воспоминания Ивана Романовича подтверждаются документами отчетов уполномоченному по делам религии при Облисполкоме за 1940 год, в которых сообщалось, что здание бывшей церкви в селе Дресвянка Легостаевского района используется как склад зерна. Конструкция церкви «деревянная, прочная. Купола, колоколов, крестов, внутреннего оборудования и утвари нет».6

Ивану Романовичу врезалась в память виденная в детстве картина, подкрепленная воспоминаниями взрослых: как спасали от поругания иконы. Их пускали плыть по реке ликами вверх. Спустя много лет мужу Евгении, Олегу, довелось увидеть прибившуюся к берегу иконную доску, с которой практически исчезли краски, но оставалась прорись, процарапанная графьей.

Анатолий Алексеевич Тимошенко

Предки Анатолия Алексеевича, Пашины и Путинцевы, были раскулачены и расстреляны на Украине. Сам Анатолий Алексеевич родился в Дресвянке в 1943 году.

Анатолий Алексеевич сообщил, что помнит храм разоренным, когда колокольни уже не было, кровельное железо со здания храма было снято и использовано для строившейся школы-семилетки, после чего деревянные конструкции стали быстро разрушаться. В начале 1950-х годов купол и стропила кровли провалились внутрь здания. Сельсовет принял решение использовать оставшиеся стены для устройства клуба, после чего бригада из тридцати строителей под руководством прораба Плохих приступила к работам. Плохих был строгим начальником: если что-то делали как попало, заставлял переделывать на совесть.

Мальчиком Анатолий Алексеевич видел крест с храма в подвале сельсовета. Шулятников дал детям горстку конфет, чтобы они помалкивали об увиденном.

Раиса Михайловна Манина

(в девичестве Глушакова)

Родные перебрались в Сибирь из Горьковской (Нижегородской) области. Иван Самсонович Кузнецов, двоюродный брат мамы, первым приехал в Сибирь, и все родовое гнездо переселилось вслед за ним в Харлюзовку, а потом в Дресвянку. В доме Глушаковых были иконы, почитались православные праздники. Мама Раисы Михайловны, Александра Степановна Глушакова (Тарасова), была партийной, а партбилет хранился у нее за иконой. Раиса Михайловна вспоминает о том, что путь в школу проходил мимо разоренного здания храма, над которым всегда кружили вороны, они неожиданно с криками вылетали из разбитых окон, пугая прохожих. Сестра Раисы Михайловны очень боялась и старалась поскорее пробежать это место. Потом здание храма переоборудовали под клуб, который просуществовал там до 2003 года и затем был переведен в кирпичное здание бывшей котельной.

Типовой проект №22, по которому построен Троицкий храм в Дресвянке

Надежда Михайловна Коржавина

Надежда Михайловна сообщила о том, что в детстве она наблюдала, как на Троицу все сельчане шли поминать своих близких на кладбище, а бабушка Евдокия Гридчина приходила к бывшему алтарю разоренной церкви, под березы, и там поминала родных. На детский вопрос, почему она не ходит на кладбище, бабушка Евдокия отвечала, что ее родители, священник Александр Васильевич Серебряников с супругой, похоронены здесь, а маленький брат чуть дальше, около котельной.

Это свидетельство подтверждается почти всеми опрошенными жителями Дресвянки, вспомнившими, что в момент прокладки теплотрассы около алтаря были найдены фрагменты гроба и чьи-то останки.

Раиса Аркадьевна Петрова

Раиса Аркадьевна Петрова живет в одном из старейших домов Дресвянки постройки 1864 года. Дом является характерным примером избы-связи: две жилых комнаты разделены сенями. Дом обращен на улицу коротким фасадом, к длинному дворовому фасаду примыкает неотапливаемое помещение-горница, к ней — крыльцо. Все строение покрывает двускатная кровля. Особенностью этого дома были расписанные растительными орнаментами двери и стены. Росписи в доме, к сожалению, закрашены, но одна из дверей сохранена в школьном музее. Надпись на двери гласит: «Красил города Тюмени Кирило Тимофеев Угрюмов с сыном».

Этот дом купили родители Раисы Аркадьевны, приехав в Дресвянку в 1962 году. Аркадий Петрович Петров и Фекла Петровна Петрова с пятью детьми перебрались в Сибирь из деревни Елмачи Канарского района Чувашии, когда Раисе было 9 лет. Купленный дом Аркадий Петрович поднял на фундамент и вместо старого крыльца с двумя всходами сделал новое крытое крыльцо со всходом, перпендикулярным к фасаду. Все остальное было оставлено без изменений.

Степанида Герасимовна Дранишникова

Степанида Герасимовна постоянно живет в Дресвянке с 1974 года. Ее муж, Михаил Гордеевич Грошев, работал механиком-комбайнером. Вместе они прожили 43 года. Дом для их семьи построил колхоз. Церковное здание Степанида Герасимовна помнит только как клуб.

Нина Антоновна Жеребцова

(в девичестве Баракина)

Нина Антоновна родом из деревни Крапивка, крещена была в церкви села Елбань. В Дресвянку приехала в 19 лет, когда вышла замуж за Петра Федоровича Жеребцова. Муж был старше Нины на 7 лет. Они прожили вместе 30 лет, воспитали пятерых детей. Дом, в котором живет Нина Антоновна, построил сам хозяин. Материалом послужил старый добротный амбар, выделенный колхозом. Нина Антоновна вспомнила, что колокольню церкви разрушила буря, но не смогла сказать, в каком году это произошло.

Николай Владимирович Куликов

Бабушку Николая Владимировича, Феодосью Савельевну Богдан (по мужу Глушкову), родители привезли в Дресвянку из Черниговской области в 1908 году, когда ей было 8 лет. По ее воспоминаниям, церковь была построена вскоре после их приезда, в 1910 году. Из окрестных деревень: Маховки, Крапивки, Казанки, Талицы, с Мокеевского выселка, Харлюзовки, Нельзинского хутора — по звону колоколов съезжались люди на Богослужение в церковь Дресвянки. По семейным воспоминаниям, дядя Николая Владимировича был крещен в церкви в Дресвянке. (Можно предположить, что в отдельные даты воспоминаний закрадываются неточности. Прим. автора).

Церковь во имя Святой Троицы села Дресвянка, благочиния 44 округа Маслянинской волости Барнаульского округа Томской губернии

Православная деревянная церковь села Дресвянка была построена по типовому проекту №22, рассчитанному на 450-500 молящихся.7 Здание было устроено по типу трапезного храма с располагавшимися на продольной оси пятигранной алтарной абсидой, кафоликоном, трапезной и притвором с колокольней. Центральный объем храма был поднят выше трапезной и алтаря и освещался окнами, расположенными на северной и южной стенах в два яруса, и окнами светового подкупольного барабана, завершавшего его четырехскатную крышу. Все части храма соответствуют проекту, только притвор под колокольней сделан более поместительным: не уже, а шире трапезной, что, вероятно, позволило сделать более удобной лестницу на колокольню и устроить церковную лавку. Такое же изменение типового проекта встречается в церкви села Довольное.8

15 августа 1917 года в Томских Епархиальных Ведомостях появилось сообщение об открытии епархиальным начальством «самостоятельного прихода при Свято-Троицкой церкви деревни Дресвянки Барнаульского уезда, с причтом в составе священника и псаломщика с отнесением содержания причта на местные средства»9. В том же номере отмечена вакансия псаломщика при этой церкви. До конца 1917 года место псаломщика было не занято.10

Из документа, носящего название: «Список лиц, не имеющих права избирать и быть избранными в Дресвянский сельсовет Маслянинского района Черепановского уезда Ново-Николаевской губернии. Составлен Дресвянской сельской избирательной комиссией» следует, что священником Свято- Троицкого храма был о. Александр Васильевич Серебряников.11 В этом же документе упомянут и священнослужитель старообрядческой общины Гавриил Харитонович Казаркин.

Южный фасад храма обращен на главную улицу

Клировые ведомости Свято-Троицкого храма в ГАНО не сохранились. Не найдены документы, относящиеся к жизни православной общины Дресвянки до ее закрытия, а имеющиеся документы ГАНО носят преимущественно статистический характер. В 1926 году 8 февраля Маслянинский районный исполнительный комитет депутатов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов Новониколаевского округа сообщал о наличии семи действующих православных храмов на территории района, в том числе церкви села Дресвянка. Все здания были национализированы. Со всеми церквями был заключен договор аренды на использование самого здания и церковного имущества для исполнения обрядов12. Кроме общины православных, в селе существовала община старообрядцев, имевшая молельный дом. Старообрядческая община Дресвянки отказалась заключать договор аренды церковного здания, в связи с чем здание молитвенного дома старообрядцев было закрыто и опечатано вместе с находившимся в нем имуществом.13

В 1940 году прошли общие собрания членов четырех расположенных в Дресвянке колхозов «Красный партизан», «Красный Большевик», «Большевик», «За крепость обороны», на которых было отмечено, что церковное здание бездействует с 1933 года, «а с 1936 г. совершенно ни разу не состоялось ни одного церковного обряда верующих, так как с этого года не было попа в этой церкви»,14 здание пустует и начинает разрушаться. Единогласным было решение колхозников использовать здание церкви под школу-семилетку в ближайшее же время, к 1940—1941 учебному году, поскольку в Дресвянке на тот момент была только начальная школа и детям старшего возраста приходилось уезжать от родителей на учебу в другие села. В это время здание храма находится в удовлетворительном состоянии и характеризуется в отчетах Уполномоченному по делам религии как «прочное, с куполом и колокольней, крестов, внутреннего оборудования и утвари нет», используется колхозом, как «глубинный пункт заготзерна».15

По воспоминаниям старожилов, школа была построена напротив здания храма на противоположной стороне улицы. С церковного здания были сняты и использованы только листы кровельного железа для покрытия школы, после чего оголенные деревянные конструкции купола и стропил стали разрушаться и рухнули внутрь здания.

К 1 января 1945 года Уполномоченный по делам религии рапортовал в центр о том, что в районах Новосибирской области действующих церквей не осталось совсем. Зданий «недействующих церквей насчитывалось 238, из них 209 заняты под культурные и хозяйственные нужды населения, 29 зданий свободны», среди них и церковь села Дресвянка.16

В послевоенные годы было принято решение переоборудовать здание дресвянской церкви под сельский клуб. Основная часть здания, простоявшего около 30 лет, была крепкой, пострадали только кровля и полы. Решив, что отапливать высокое помещение бывшего храма нерационально, повышенную часть здания разобрали, придав всему сооружению единую высоту.

Снятый сруб раскатали по бревнам. Три стены снятого сруба, состоявшего из тринадцати венцов бревен, были поставлены вплотную к центральной части храма и скреплены с ним коваными металлическими скрепами, это помещение было приспособлено под фойе клуба.

В северной стене кафоликона храма, ставшей внутренней перегородкой между клубом и фойе, пришлось заложить оконные проемы обрезками бревен, а дверной проем остался прежним и использовался для связи клуба и фойе. Оконные проемы в северной стене трапезной тоже переделали: один из них стал дверью, а второй был заложен бревнами. Вместо основной западной паперти храма был сделан служебный вход в кинобудку, устроенную из притвора под колокольней, к этому моменту уже не существовавшей. В середине стены, отделявшей притвор от трапезной, был большой пятигранный проем, который был заложен, а в стене оставлены маленькие окошки для показа фильмов.

К притвору с севера тоже примкнула пристройка, на которую материала самого здания храма уже не хватило. Для ее возведения использовали 5-6 длинных бревен, оставшихся от снятого сруба, все остальное было выполнено из другого по качеству и размерам материала. Это помещение послужило для размещения в нем библиотеки.

Восточную стену храма отодвинули на полметра, а боковые алтарные стены удлинили и подвели к ней под прямым углом. Вместо пятигранного алтаря с окнами в боковых стенах получилась прямоугольная сцена с окном посередине восточной стены.

Все кровельные конструкции были полностью сделаны заново, с использованием отдельных хорошо сохранившихся балок и бревен. Крыша была покрыта по деревянной обрешетке металлической черепицей.

Пол в здании храма полностью заменен и поднят на высоту лаги, выше прежнего уровня. Внутренние стены всех помещений были обиты дранкой, оштукатурены и побелены. Во всех помещениях клуба были поставлены печи. По прошествии нескольких лет в здании клуба проведены трубы парового отопления и к западной стене фойе пристроена кочегарка.

В «Статистических сведениях о церковных зданиях за 1956 г.» сообщалось, что в Маслянинском районе из четырнадцати культовых зданий действующих нет, семь снесено, четыре переделаны и используются под другие нужды.17 Можно уверенно сказать, что одно из этих четырех — переделываемая или уже переделанная церковь Дресвянки, ставшая к этому моменту сельским клубом. Клуб проработал до 2003 года и был переведен в кирпичное здание, прежде служившее котельной.

Сегодняшнее состояние здания бывшего храма в селе Дресвянка можно назвать аварийным, поскольку во многих местах крыша разрушена и некоторые стропила подгнили. Северная стена алтарной части поражена грибком. Доски пола сняты, обнажены лаги с торчащими из них гвоздями, хождение по ним опасно. Оконные проемы были затянуты пленкой, которая прорвалась и перестала быть препятствием к проникновению внутрь здания. Необходимы срочные меры по сохранению здания бывшего Троицкого храма.

1          http://berezamas.my1.ru/publ/quotkraj_rodnoj_masljaninskijquot/1-1-0-20

2          Казаки-чалдоны — выходцы с реки Чал, притока Дона. «Дон» в древнерусском — «река», «человек» — статус в иерархии русской общности. Из логики словообразования можно предположить, что названия рода возникло по его специализации — «человек реки», что соответствует поселениям на берегу рек чалдонов по всей Сибири. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E0%EB%E4%EE%ED%FB

3          Слово «дресва», от которого происходит название реки, обозначает мель на реке, крупный песок или гравий.

4          Старообрядцы-кержаки — этнографическая группа русских старообрядцев. Название происходит от названия реки Керженец

5 Деревня Дресвянка в прошлом, настоящем и будущем: Исторический очерк ученицы 8 кл. Власовой Ксении. Науч. рук. Н.В. Куликов.

6 ГАНО, Ф. Р-1418, оп. 1, д. 3, л. 18, об. 19. Легостаевский район.

7          Из «Атласа планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях». Издание Святейшего Синода. — М.: Синодальная типография, 1899.

8          ГАНО, Ф. Р-1418, оп. 1, д. 41, л. 29, фото храма.

9          Томские Епархиальные Ведомости, №16 , 1917 г., с. 336.

10        Томские Епархиальные Ведомости . №18, 1917 г., 15 сентября, с. 366. Томские Епархиальные Ведомости №23, 1917 г., 1 декабря, с. 419.

11        Отдел архивной службы администрации Маслянинского р-на НСО.

Ф. Р-1, оп. 1., д. 52, л. 134. Материал предоставлен Н.В. Куликовым.12            ГАНО, Ф. Р-1978, оп. 1, д. 34б, л. 88.

13        Там же.

14        ГАНО, Ф. Р-1418, оп. 1, д. 6., л. 10, об. 10.

15        ГАНО, Ф. Р-1418, оп. 1, д. 3, л. 18, об. 19. Легостаевский район.

16        ГАНО, Ф. Р-1418, оп. 1, д. 11, л. 41.

17 ГАНО, Ф. Р-1418, оп. 1, д. 51.

Документы истории

Приложение к статье «Страницы истории Троицкого храма села Дресвянка»

Предлагаем вниманию читателей документы, имеющие отношение к Свято-Троицкому храму села Дресвянка1.

Материалы о закрытии религиозных обществ и сведения об использовании

закрытых церквей за 1940 г.

Протокол №5 (копия) заседания Дресвянского с/исполкома, состоявшегося 6 мая 1940 г. в с. Дресвянке

Присутствовало членов актива 25 человек.

Председатель с/исполкома Яровиков, секретарь с/исполкома Целоусов.

Повестка дня: вопрос о ходатайстве передачи здания бывшей Дресвянской церкви под Неполную Среднюю Школу, согласно постановления общих собраний с. Дресвянки и поселка Казанки.

Слушали: председателя с/исполкома тов. Яровикова П.К. о ходатайстве колхозников Дресвянки с/исполкома депутатов трудящихся о передаче здания бывшей церкви под Неполную Среднюю Школу при с. Дресвянке, что и действительно подтверждается на деле.

1-е. Из четырех колхозов учатся дети 5-6-7 классов в других селах с расстоянием от 10 до 35 км от Дресвянки, где и доставка продуктов в школы связана с большими расходами, да и квартирное содержание детей учащихся в дальних школах дорого обходится их родителям.

Здание бывшей церкви с. Дресвянки пустует уже с 1933 г., а с 1936 г. совершенно ни разу не состоялось ни одного церковного обряда верующих, так как с этого года не было попа в этой церкви. Кроме того, абсолютное большинство колхозников с. Дресвянки и поселка Казанки вполне осознало, что церковь и все церковные обряды несут одурманивание в массы, а поэтому вынесли решение все колхозники и дали подписку о согласии из здания бывшей церкви оборудовать неполную среднюю школу. В с. Дресвянка учениками 5-6-7 классов Неполная Средняя Школа будет укомплектована на 100% детьми колхозников с. Дресвянки и поселка Казанки, т.к. в 1940 г. в 5-6-7 классах в других селах учились из нашего с/совета 60 учеников, да выпущено из 4 класса начальной школы Дресвянки и переведены в 5 класс 40 человек, что составляет 100 учеников, нуждающихся в том, чтобы Неполная Средняя Школа была в Дресвянке.

В прениях при обсуждении данного вопроса выступили: 1. Шатохин, 2. Беспалов, 3. Куликов, 4. Тарасов, 5. Печерин П., 6. Беспалов Андрей и ряд других товарищей, где и отметили также, что здание бывшей церкви пустует с 1933 г. и никто не нуждается в проведении церковных обрядов, а Неполная Средняя Школа нашим колхозным детям нужна, а попа в церкви уже не было с 1936 г. совершенно и средства самообложения за 1940 г. предназначены на то, чтобы переоборудовать церковное здание под неполную среднюю школу в Дресвянке. Поэтому есть основания на то чтобы вступить в ходатайство перед районным и областным советами депутатов трудящихся о передаче здания бывшей Дресвянской церкви под Неполную Среднюю Школу.

Постановили: вступить в ходатайство перед районным и областным советами депутатов трудящихся о передаче здания бывшей церкви под Неполную Среднюю Школу. Решение общих колхозных собраний колхозников о согласии передать здание церкви под Неполную Среднюю Школу к постановлению приобщить. Вместе с этим приобщить и объявления и акты о том, что желающих взять здание церкви в аренду для проведения церковных обрядов с 10 по 26 августа не оказалось, не поступало заявления в с/исполком ни устных ни письменных. Основываясь желанием граждан с. Дресвянки и поселка Казанки и прилежащих сел, просим райсовет и облсоветдепутатов трудящихся здание церкви переоборудовать в 1940 г. под Неполную Среднюю Школу с. Дресвянки. Просим райсовет отпустить средства в сумме 7 тысяч на переоборудование полов, стен, потолка и крыши. Своих средств имеется 4 тысячи.

Председатель с/исполкома Ярославский, секретарь Целоусов.

ГАНО, Ф. Р-1418, оп.1, д. 6., лл. 10-10 об.

1          При публикации документов сохранена орфография и пунктуация оригиналов

Выписка из протокола №6 от 23/III40 г. общего собрания членов колхоза Красный большевик Дресвянского с/совета Маслянинского района Новосибирской области

Присутствовали 37 членов из общего числа, 44 человек равноправных членов.

По 5 вопросу слушали: о передаче церкви на школу

Докладчик Яровиков.

Постановили: Ввиду того, что церковь в течение 8 лет бездействует, что религиозных обрядов не справляется, помещение от старости начинает портиться, охраны и досмотра просто нет. Ввиду ее бесхозяйственности, просить с/исполком и президиум РИКа передать упомянутую церковь под Неполную Среднюю Школу. С/исполкому необходимо изыскать средства и к учебному сезону 1940—1941 гг. приступить к эксплуатации.

Председатель собрания Рогозин, секретарь Пивкин.

ГАНО, Ф. Р-1418, оп.1, д. 6., л. 66.

Выписка из протокола общего собрания членов колхоза Красный партизан Дресвянского с/исполкома Маслянинского района Новосибирской области, состоявшегося 6 января 1940 г.

На собрании присутствовали члены колхоза 70 человек.

Председатель собрания Новоселов Димитрий, секретарь собрания Антрухов.

Повестка дня:

5) Вопрос об открытии Неполной Средней Школы при Дресвянском сельсовете.

Говорит т. Шатохин: товарищи колхозники у нас с вами хотя и есть школа, но начальная, но это недостаточно для того, чтобы наши дети были вполне грамотными нам необходимо построить Неполную Среднюю Школу.

Говорит т. Антрухов, что мы отстали от жизни у нас нет Неполной Средней Школы и нашим детям приходится учиться в других селах, а многим детям за неимением средств и одежды приходится оставаться неграмотными, что в нашем социалистическом обществе крайне недопустимо.

Говорит т. Ларионов. Мое предложение — нужно переоборудовать церковь под школу. Довольно ей стоять без последствия.

Общее собрание единодушно постановило переоборудовать церковь на школу в будущем учебном году.

Председатель собрания Новоселов.

ГАНО, Ф. Р-1418, оп. 1, д. 6, л. 123.

Общее собрание колхоза Большевик Дресвянского исполкома Маслянинского района

Новосибирской области от 6 января 1940 г.

На собрании присутствовали 46 человек под председательством т. Мосунова, секретарь Помыткина.

(...) обратить бы здание церкви в советское культурное здание.

Постановили: просить райисполком войти в ходатайство перед облисполкомом оборудовать здание церкви на школу. Заготовку дров для школы начать с 10/I 1940.

ГАНО, Ф. Р-1418, оп. 1, д. 6, л. 140.

Выписка из протокола №41 общего собрания колхоза За Крепость обороны Дресвянского исполкома Маслянинского района от 6 января 1940 г.

Присутствовали 33 члена колхоза. Председатель: Просеин Яков, секретарь Петровичев Т.С.

Повестка дня: о создании Неполной Средней Школы при с. Дресвянка.

Слушали: по 1 вопросу о создании школы 7-ми летки председателя колхоза Помыткина Ивана.

Т. Балыкин сказал: что школа нам нужна. Помещение которое в бездействии стоит это церковь с. Дресвянка. Мое предложение построить из имеющейся церкви школу 7-милетку. Прения. Постановили: из имеющейся церкви построить школу.

ГАНО, Ф. Р-1418, оп. 1, д. 6, л. 141.

http://www.orthedu.ru/kraeved/10330-stranicy-istorii-troickogo-hrama-sela-dresvjanka.html


Документ подготовили: