На исторической карте появился еще один храм

Удивительные люди жили на Искитимской земле в прошлом веке: несмотря на гонения, они и в советское время строили храмы. В Государственном архиве Новосибирской области хранятся документы, рассказывающие об освящении 9 мая 1926 года в д. Елбашинской  храма во имя Архистратига Божия Михаила (ныне – с. Елбаши Искитимского района). Но, оказывается, это был не единственный случай. Среди наших земляков нашлись свидетели существования еще одного храма, также открытого, после установления советской власти в Новосибирском Приобье, в д. Горловой на речке Выдрихе.

Первый раз это старожильческое селение было упомянуто в материалах второй ревизии (подушной переписи населения) в 1749 году. Впервые д. Горлова была нанесена на «Топографическую карту Алтайскаго горнаго округа. 1864 г.», изданную в Санкт-Петербурге «Картографическим заведенiем А. Ильина» в 1868 году.

В Генеральной картотеке сибирских служилых людей старинных служб, составленной Д.Я. Резуном по архивным документам, Горловых нет. Но специалистам по истории русских служилых людей «по отечеству» хорошо известен рязанский служилый род Горловых, представитель которого мог по какой-либо причине попасть в Сибирь в XVII – начале XVIII вв.

В «списках населенных мест» Легостаевской волости, публиковавшихся в течение XIX – первой четверти XX вв. в Санкт-Петербурге и Томске, поселение «Горлова на речке Выдрихе» называется деревней, и никаких данных о храме не приводится. Но в первом томе «Списка населенных мест Сибирского края», составленном в 1926 году, д. Горлова названа селом. Это является косвенным подтверждением строительства горловского храма между 1922 и 1925 гг. Ведь еще во времена Киевской Руси даже самую маленькую деревушку, после строительства в ней церкви, уже называли не иначе как «сельцом». В списках храмов, существовавших до 1917 года на территории современного Искитимского района, горловской церкви нет. Маловероятно, что в годы гражданской войны, в условиях военного коммунизма, горловские крестьяне были озадачены вопросом строительства храма. Но после 1922 года сибиряки, поверившие в «светлое будущее» новой экономической политики советского правительства, могли принять решение об открытии церкви.

В январе 2025 года потомки жителей поселка «Марксист», находившегося на другом берегу р. Выдрихи или Берди от с. Горлова, передали нам рассказ их родственницы Людмилы Венедиктовны Гвоздевой о храме. Семен Кириллович Хрящев (1887 – 1956) и его жена Евдокия «были свидетелями разрушения храма». Это произошло, видимо, в 30-е годы.

«Когда храм разрушали, местные жители иконы разобрали по домам, бережно прятали».

Иверскую икону Божией Матери из разоряемой «воинствующими безбожниками» церкви забрали Семен Кириллович и Евдокия Хрящевы. Позднее икона находилась на хранении у их дочери Надежды Семеновны. В настоящее время икона хранится у Людмилы Венедиктовны Гвоздевой, проживающей в п. Мошково.

Надежда Семеновна Хрящева, по благословению благочестивых родителей, «ребенком в храме пол мыла,... умерла в 2006 году» в возрасте примерно 90 лет. То есть, родилась она примерно в 1916 году и во второй половине 20-х гг. мыла пол в храме.

Храм и кладбище находились на окраине села Горлова. Позднее бывшие прихожане в углу школьного сада обозначили плоским камнем белого мрамора место, на котором находился разрушенный храм.

После Великой Отечественной войны с. Горлово обезлюдило. Последний удар по селу нанесла политика ликвидации «неперспективных» малых сел, деревень и поселков, проводившаяся во времена Н.С. Хрущева.

Наши земляки, Иван Федорович Кузьмин и Павел Владимирович Матушкин, проживавшие в начале 60-х гг. в п. Дмитриевка, много проезжая мимо уже «нежилого» Горлова, видели еще сохранившееся здание местного храма. Их деды приехали в переселенческий поселок Дмитриевский (так тогда называли Дмитриевку) в 1900 году. Вороновы переселились в Сибирь из Воронежской губернии, Матушкины – из Самарской губернии. Также в поселке проживали Чичеговы, Коноваловы, Ларины, Мезенцевы, Оленевы.

В разговоре с преподавателем воскресной школы при приходе в честь Покрова Пресвятой Богородицы в п. Линево Верой Ивановной Дергачевой мы пришлю к выводу, что необходимо продолжить изучение истории с. Горлова и его храма. К летней историко-церковной поисковой экспедиции потомков Семена Кирилловича и Евдокии Хрящевых готовы присоединиться православные краеведы из Искитимского района, члены Искитимского историко-краеведческого общества «Исток». Возможно участие в мероприятии и юных «православных следопытов» из числа выпускников и старших учеников воскресной школы в п. Линево.

Благодарим Тамару Ивановну Коровяковскую за оказанное содействие в собирании сведений о храме в с. Горлове.

Андрей Оборкин
Член «Российского общества историков-архивистов»

Метки: ,
20 февраля 2025
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...