Каталог Храм Михайло-Архангельский Публикации История прихода

Храм Михайло-Архангельский

с. Каип



История прихода

Михайло-Архангельская церковь в селе Каип. Она была заложена в июне 1897года. Строилась на средства прихожан, по «высочайше утвержденному чертежу под № 9» (1), постройка была окончена в декабре 1899 года, 29 декабря освящена по благословению Преосвященнейшего Макария благочинным священником Иоанном Разумовым (2). В клировых ведомостях неоднократно подчеркнуто: «во всем крепкая», «зданием сия церковь крепка и поместительна» (3). В окна были вставлены железные решетки, крыша крыта железом. В отличие от купеческого дома в Каипе, здание церкви не сохранилось, на этом месте сейчас пустырь. Причта по штату, высочайше утвержденному 30 октября 1900года, было положено: один священник и один псаломщик. Из страхового документа: «Михайло-Архангельская церковь в селе Каипском деревянная, на кирпичном цоколе, снаружи обшита тесом и выкрашена, внутри оштукатурена и выкрашена, покрыта железом, окрашенным масляною краскою. Длина церкви с колокольнею 15 саженей, ширина 6 саженей, высота 2 2/3 саж., на церкви имеются две большие главки, окон больших 12, малых вверху 4, дверей наружных створчатых 3, внутренних двустворчатых 5. Иконостас: длина 5 1/3 саж., высота 2 1/3 саж. Церковь отапливается тремя печами контрамарками. Колокольня в два яруса, высота 4 сажени» (4).

У третьей по времени открытия церкви была особая судьба. Весной 1897 года Алтайский горный округ отмечал 150-летний юбилей. В рамках празднования юбилея Император Николай II повелел выделить 20 тысяч рублей на постройку церквей в десяти переселенческих поселках округа, по 2 тысячи рублей на каждый (5). Предпочтение отдавалось более бедным селениям, но владыка Макарий высказал необходимость соблюдения следующих условий: «1. Жителями этих поселков общественным приговором должно быть выражено желание иметь у себя церковь с отводом установленного количества земли причту. 2. Избраны попечители для сбора добровольных пожертвований. 3. Принята обязанность, кроме высочайше пожертвованных 2 000 рублей, постройки своими силами как церкви, так и домов для причта и содержание их, как-то: отопление, освещение, ремонт и караул. 4. Представлен план церкви, утвержденным Строительным отделением с Высочайше утвержденных чертежей и засвидетельствованный техником, имеющим на это право» (6). В итоге были утверждены только те поселки, где крестьяне приняли эти обязательства. Среди них была и деревня Новая Полтава Покровской волости.

В 1897 году в ней проживало 170 человек в 17 дворах (7). Церковь начала строиться после получения императорских денег попечителям на местах от Главного управления Алтайского округа и разрешения от Томской епархии в 1899 году. За основу был взят тот же чертеж № 9, что и у Каипской церкви (созданный специально для постройки в селениях Томской и Тобольской губерний). Проект был рассчитан на 300 человек, но обществу давалось право увеличения размера при необходимости. Этим правом ново-полтавцы воспользовались. В рапорте помощника техника в Главное Управление Алтайского округа от 15 июня 1904 года сообщалось, что церковь почти построена и увеличена по отношению к чертежу № 9 в средней частина 1,75 аршина (1,24 метра) (8). В том же рапорте сообщается, что иконостас церкви пожертвован «каким-то курским помещиком». За всю постройку было уплачено подрядчику 4 500 руб. Пособие от Кабинета было выдано крестьянам на постройку этой церкви 3 500 руб. (9).

В клировой ведомости сообщается, что церковь была «освящена 20 мая 1904 года благочинным № 37 священником Василием Дмитриевым по благословению Преосвященнейшего Макария, Епископа Томского и Барнаульского. Зданием деревянная, с таковою же в одной связи колокольнею, обшита тесом снаружи и окрашена белой краской, а внутри оштукатурена и побелена известкой. Обнесена оградой деревянной, которая также окрашена. На каменном фундаменте, крыта железом. Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле имеются. Построены тщанием прихожан в 1904 году (в двух ведомостях написано в 1909 году) и являются собственностью крестьян села Ново-Полтавского. Другие здания, принадлежащие церкви: церковная караулка» (10).

До 1910 года церковь была приписной к Михайло-Архангельскому храму в Ключах, затем открывается самостоятельный приход. В районе остается одна действующая церковь в село Новополтава. Ее закрывали примерно по тому же сценарию, решение Крайисполкома №1764 от 9 октября 1936 года гласило: «Учитывая, что здание церкви не используется верующими в течение 3 ½ лет, религиозная община и церковный совет самоликвидировались, вследствие чего здание церкви осталось беспризорным; налоги в течение 3-х лет не платятся; ходатайства большинства трудящихся (из 900 ч. 728 ч.) за закрытие церкви и передачу здания церкви сельсовету, ходатайство Ключевского РИКа удовлетворить, здание церкви считать ликвидированным и передать сельсовету на культурно-просветительные цели» (11). На этот раз в деле сохранилась и жалоба верующих:«9 сентября 1936 года было наклеено такое объявление на дверях церковного здания: «Настоящим районный комитет доводит до сведения жителей района о том, что молитвенное здание Церковь, находящееся в новополтавском сельском совете сдается в аренду верующим. Община или группа верующих, желающих получить в аренду указанное здание, могут подать заявление в районный исполнительный комитет в семидневный срок со времени настоящего объявления».

Верующими Новополтавского сельского совета было представлено заявление в районный исполнительный комитет 15 сентября, в котором было представлено 118 душ с подписями каждого верующего. Районный исполнительный комитет просмотрел наше заявление, нашел причину такую, почему не один писал, это разная запись руки и отказал. Потом говорит, что у вас есть церковная задолженность. Но нами было оплачено до 1935 года, а в 1934 году в декабре месяце по распоряжению председателя райисполкома Церковь была отдана под хранение хлеба первому колхозу «Партизан» села Ново-Полтавы Ключевского района сроком на три месяца, с декабря 1934 по 1 марта 1935 год, на что имеются у нас документы. А посему просим краевой исполнительный комитет не отказать, дать нам ответ» (12). Как мы уже знаем, «ответом» было закрытие церкви, в котором черным по белому утверждалось, что верующих нет, а долги есть. Новополтавский сельсовет, видимо, более правдиво вел протоколы собраний граждан, поэтому в документах сохранились фамилии тех, кто возражал против закрытия. Так, в поселке Петровка на собрании, где присутствовало 76 человек, колхозник Тимофей Сова спросил: «Почему в городах не закрывают, а у нас нашлись, которые хотят закрыть церковь и разорить?», а М. Горобец: «Зачем использовать под клуб? Пусть стоит, она нам не мешает», при принятии решения 4 человека проголосовало против (13). При этом в списках зарегистрировавшихся Тимофея Совы вообще нет, а средний возраст присутствующих чуть больше 30 лет. Куда же делись пожилые жители Петровки? Татьяна Алексеевна Бурлева, 1925 года рождения, жительница Новополтавы, сообщает: «Из храма сделали зерносклад. Была я внутри, когда была маленькой, мы играли там. Колокольня была, мы лазали на нее. Был большой колокол, когда его сбрасывали, то он полностью вошел в землю, одно ушко виднелось. Церковь была большая деревянная. Во время войны она еще стояла, развалили ее примерно в 1946—1947 году. Разобрали ее и сделали клуб, после чего сруб забрал себе директор и сделал сарай примерно в 1957—1958 году, который в конечном итоге сгорел» (14).

 

  1. ГАТО. Ф.170 Оп.1. Д. 3284. Л. 43.
  2. ГАТО. Ф.170 Оп.1. Д. 2876. Л. 34.
  3. ГАТО. Ф.170 Оп.1. Д. 2876. Л. 34; ГАТО. Ф.170 Оп.1. Д. 3284. Л. 43.
  4. РГИА. Ф.799.Оп.33. Д.2140. Л.18.
  5. Шилин, С. Как царь-страстотерпец помогал церкви строить / С. Шилин // Алтайская миссия. – 2007. – № 5. – С. 12. 
  6. Там же.
  7. ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 2497, Л. 6 об.
  8. ГААК Ф. 4, Оп. 1, Д. 2410, Л. 26
  9. Там же.
  10. ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 3780, Л. 183.
  11. ГААК Ф. 834, Оп. 4, Д. 719, Л. 22.
  12. ГААК Ф. 834, Оп. 4,. Д. 719, Л. 23 об.
  13. Там же. ЛЛ. 37, 38 об.
  14. Из воспоминаний Т.А. Бурлевой

Автор: Гузеев Ярослав Владимирович, иерей

Опубликовано: История храмов Ключевского района (конец XIX - начало XXI вв.). Выпускная квалификационная работа //БПДС, 2018