Храм во имя прп. Петра Афонского
с. Верх-Чиковское (ныне д. Верх-Чик)
В деревне Верх-Чик Ордынского района Новосибирской области на месте, где сейчас находится храм, до революции 1917 г. была деревянная приходская церковь во имя преподобного Петра Афонского. К 1914 г. об этом храме имеются следующие сведения: «Церковь деревянная, однопрестольная, построена в 1901 г., земли при ней пахотной и сенокосов в с. Верх-Чиковском 99 десятин и в д. Мало-Чиковской 45 десятин и для нужд церковных школ по 15 десятин. Состав прихода: с. Верх-Чиковское Барнаульского уезда и деревня Мало-Чиковская в 4 верстах. Прихожан обоего пола 3339 душ. Причта по штату: один священник и один псаломщик. Содержание причта при гот[овых] причт[овых] домах: жалованье от прихожан 600 руб., руга от них же 475 пуд., сумма от казны — 400 руб. и доходы от треб» [7, с. 262].
В 1917—1918 гг. священником в церкви села Верх-Чик был Иоанн Туголуков, с 1919 г. — Арсений Двинянинов, ранее служивший в этом храме с 1906 г. до (ориентировочно) 1914 г. [2, ф. 156, оп. 1, д. 3120; 7, с. 262]. В августе 1921 г. уже упоминается другой священник — Дионисий Беняш, и этот же священник числится служащим в верх-чикском храме в списке священнослужителей Новосибирской епархии за 1927 г. [2, ф. 156, оп. 1, д. 3120, л. 233; ф. р-1978, оп. 1, д. 13, л. 2].
В начале 1917 г. псаломщика не было (отсутствуют записи в метрической книге). С апреля 1917 г. до конца 1918 г. псаломщиком в верх-чикской церкви был Михаил Лазарев. В 1919 г. псаломщика также не было, так как священник постоянно в метрической книге помечал: «священник Арсений Двинянинов (один)», а в прежние годы всегда указывалось имя псаломщика [2, ф. 156, оп. 1, д. 3120].
В списке религиозных общин и культов Новониколаевского округа, зарегистрированных до 1 ноября 1925 г., значится община «Верхне-Чиков- ская, правосл[авного] культа, с. Верхне-Чиковск., договор не заключен», т. е. приход в 1920-е гг. существовал [2, ф. р-1978, оп. 1, д. 13, л. 16].
В начале 1930 г., в разгар коллективизации, в Верх-Чике «...у попа за какую-то задолженность взяли швейную машинку, и секретарь (партийной) ячейки купил ее за 10 рублей (т. е. за бесценок). Когда ему стали говорить, что это неправильно, то он арестовал беднячку, и она ночевала (под арестом) в амбаре.» [4, с. 54].
Известно, что еще летом 1937 г. храм действовал, в нем служил священник, известный только по фамилии — Выговский. В газете Ирменского района «Сталинский путь» за 26 августа 1937 г. сообщалось: «В с. В. -Чик поп Выговский в здании церквы проводил тайные собрания, занимался вербовкой трудящихся в церковные общины. При чем собирал их на свои контрреволюционные сборища в то время, когда правление колхоза созывает собрание колхозников. Цель этого мракобеса ясна — отвлечь колхозников от участия в жизни колхоза и укрепления его мощи. Попом была сорвана ликвидация неграмотности, так как он «разъяснял» колхозникам, что учиться их время уже отошло. В своем изуверстве он дошел до того, что насильно крестил детей 10-летнего возраста на квартире у колхозника Ершова. Свои действия он проводил через непосредственно организованную им группу кулаков Полякова, Сорокина, Шилина и др., причем Шилина эта «святая гнида» направила на вредительство, заставив его накосить колхозной пшеницы и отвезти домой» [8, с. 2].
Скорее всего, священник был арестован и расстрелян. 31 августа 1937 г. в протоколе заседания краевой комиссии по вопросам культов записано: «Слушали: ходатайство Ирменского райисполкома о ликвидации молитвенного пункта в с. Верх-Чик. Постановили: учитывая, что религиозная община отказалась в дальнейшем от содержания церкви, а также наличие большинства ходатайств трудящихся (815 из 835) в закрытии церкви и передаче здания на культурно-просветительские цели, — удовлетворить, молитвенный пункт в с. Верх-Чик ликвидировать, здание церкви передать сельсовету на культурно-просветительские цели» [2, ф. р-47, оп. 1, д. 2868, л. 57]. Протокол был утвержден постановлением Запсибкрайисполкома № 1458 от 07.09.1937 г. [2, ф. р-47, оп. 1, д. 3145, л. 56].
Итак, в 30-е годы храм был закрыт. По состоянию на 1945 г., храм в честь прп. Петра Афонского в с. Верх-Чик Ирменского района использовался как глубинный пункт Заготзерно, здание «.деревянное, капитально перестроено под клуб с переделкой внутри и снятием куполов, колоколен и крестов; последние 3-4 года ссыпается зерно» [2, ф. р-1418, оп. 1, д. 15, л. 53-60].
Верующие обращались в 1944 г. к уполномоченному с ходатайством об открытии храма, ходили к нему на прием, но безуспешно. В докладе уполномоченного о проделанной работе за 4-й квартал 1946 г. указано, что им оставлено без рассмотрения первичное ходатайство верующих с. Верх- Чик, так как «.заявление подписано 5 верующими. Церковное здание переоборудовано под клуб, осенью 1946 г. временно было занято глубинкой Заготзерно, после вывозки отремонтировано для клуба» [2, ф. р-1418, оп. 1, д. 23, л. 25-39]. Впоследствии здание было уничтожено пожаром.
Таким образом, типичная судьба сельского прихода в 1920—1930-е гг. следующая. Сведений о жизни общины в 1920-е гг. в большинстве случаев не имеется, известны только имена клириков по состоянию на 1914 и 1927 г. и отчасти — из сохранившихся метрических книг 1920-х гг. Далее, в некоторых храмах богослужения прекращаются в 1929—1930 гг. в связи с коллективизацией и арестами духовенства. Другая часть приходов, несмотря на все притеснения религиозных общин, продолжала свое существование до 1937 г., когда было арестовано и, как правило, расстреляно оставшееся духовенство. Постановления властей о закрытии храмов часто появляются уже через несколько лет после прекращения богослужений. После закрытия церковные здания используются для «культурных целей» (школы, клубы) или как засыпные пункты.
Источники и литература
- Архив УФСБ по Новосибирской области.
- Государственный архив Новосибирской области (ГАНО).
- Лыков О. М. Ордынская хроника. Книга первая. От Ординской волости к Ордынскому району. Новосибирск, 2007.
- Лыков О.М. Ордынская хроника. Книга вторая. Трагедия и подвиг Ордынской земли. Новосибирск, 2010.
- Михайлов И. С. История Пророко-Ильинского храма села Верх-Ирмень: вып. квалификац. работа. Новосибирск, 2015.
- Смирнова Л.М. (видеоинтервью) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://yadi.sk/d/p-bOcDIm8538WQ (дата обращения: 25.08.2019).
- Справочная книга по Томской епархии за 1914 г. Томск, 1914.
- Сталинский путь (газета Ирменского района). 1937. 26 августа.
Hieromonk Simon (Istyukov)
The History of Churches and the Clergy in the Villages Where the Courtyards of the Archangel Michael Monastery of the Novosibirsk Diocese are Now Located, in the Period 1917—1945
The work researches the history of churches and the clergy in the villages Kozikha, Novy Sharap and Verkh-Chik in Ordinsky district of the Novosibirsk region in 1917—1945.
Keywords: the Novosibirsk diocese, Kozikha, Novy Sharap, Verkh-Chik, the clergy, churches, metric books
Иеромонах Симон (Истюков)
Судьбы храмов и духовенства в селах, где ныне располагаются подворья Михаило-Архангельского мужского монастыря Новосибирской епархии, в период 1917—1945 гг
Сборник трудов Якутской духовной семинарии. Выпуск 6
Недавно в монастырь из Верх-Чикской библиотеки были на время переданы письма Светланы Козловой-Носиковой. Эта бабушка — родом из Верх-Чика, и по любви к родному селу проделала большую работу по поиску в областном архиве и в старых газетах сведений по истории Верх-Чика. В метрических книгах Верх-Чикской церкви она обнаружила имена служителей храма, проживавших в селе в начале XX века. Это священники Иродион Зяблицкий, Арсений Двинянинов, Василий Зудилов, Иоанн Туголуков. Диаконы Константин Разумов, Константин Павлов, церковники Фока Шенцевич, Феодор Третьяков. Псаломщики разных лет: Алексей Пашков, Иезекииль Введенский, Аркадий Вознесенский, Петр Фавстрицкий, Димитрий Паринов (скончался от брюшного тифа 3 декабря 1915 г. в возрасте 19 лет), Михаил Лазарев (скончался 22 января 1919 г. от чахотки в возрасте 28 лет).
Ровно сто лет назад, 18 февраля 1920 г. скончался от тифа в возрасте 31 года священник Иоанн Туголуков, был похоронен в церковной ограде.
О. Иоанн был женат на дочери священника Арсения Двинянинова Евдокии, их брак был заключен в 1912 г. Сестра о. Иоанна Мария Андреевна Туголукова была учительницей в сельской школе.
В 1913 г. вольнослушатель 5-го класса Томской Духовной Семинарии Иоанн Туголуков был рукоположен в сан диакона к Иннокентьевской церкви при семинарии (Томские епархиальные ведомости (далее – ТЭВ). 1913. №22. С. 512). В следующем, 1914 г. он был назначен диаконом к церкви села Локтевскаго, благочиния № 15, с разрешением выезжать в семинарию для окончания обучения (ТЕВ. 1914. №10. С. 142). 3 мая 1915 г. в Томском кафедральном соборе епископ Анатолий (Каменский) рукоположил окончившего семинарию диакона Иоанна в сан священника (ТЕВ. 1915. №10. С. 449).
В метрических книгах записи о совершенных крещениях и отпеваниях за подписью о. Иоанна встречаются в 1917—1918 гг. В 1919 г. записи уже идут за подписью о. Арсения Двинянинова. Возможно, о. Иоанн был переведен в другой храм или не служил в 1919 г. по какой-то другой причине.
Уже в наше время некоторые бабушки – старожилы села вспоминают, что в детстве залезали в подпол под сельской амбулаторией (здание сельсовета и амбулатории построены на месте сгоревшего храма) и там видели две могилы. Возможно, одна из них и есть место захоронения о. Иоанна.
В одном из писем Светланы Козловой-Носиковой содержится дата, когда сгорело здание Верх-Чикской церкви, переоборудованное в клуб. Это произошло 17 декабря 1968 г., в понедельник, в клубе был в тот день выходной день.
Литература:
Козлова-Носикова С. Письма // Архив библиотеки дер. Верх-Чик Ордынского района Новосибирской области.
Иеромонах Симон (Истюков). Судьбы храмов и духовенства в селах, где ныне располагаются подворья Михаило-Архангельского мужского монастыря Новосибирской епархии, в период 1917–1945 гг. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Судьбы православных общин в советской России (1917–1945 гг.)»
Лыков О. М. Ордынская хроника. Книга вторая. Трагедия и подвиг Ордынской земли. Новосибирск, 2010.
Документ подготовили: Иеромонах Симон (Истюков)