Воины Христовы
Войну, которую вел Советский Союз против фашистской Германии, назвали Великой Отечественной уже после победы — масштабы военных действий были поистине велики, а сражались за свободу и независимость Отечества миллионы советских людей. Сколько именно — неизвестно и сегодня, равно как и неизвестно точное число жертв этих беспримерных по количеству потерь боевых действий.
В рамках конкретной части, соединения значатся сведения о бойцах — сколько из них были коммунистами, комсомольцами, указана национальность, образование, пол. О вероисповедании не упомянуто — коммунистическая идеология отвергала веру в Бога как пережиток прошлого.
Тем не менее среди солдат было немало верующих и священнослужителей, по призыву или добровольно взявших в руки оружие, вставших в ряды защитников Отечества. Вот только несколько имен из числа воинов Христовых, судьбы которых связаны с Кузбассом.
Из лагеря— на фронт
Ермолаев Николай Иванович, 1895 года рождения, окончил 6 классное Красноярское городское училище, духовное образование получил через клирос — служил псаломщиком с. Кубеково Красноярского края с 1914-го по 1928 год. Посвящен архиепископом Енисейским и Красноярским Мелхиседеком в сан диакона в 1928 году, а через год — в сан священника и назначен настоятелем к Покровской церкви села Березовка Красноярского края, а в 1932 году им же перемещен в соборный храм города Красноярска, где служил до 1935 года.
15 июля 1935 года осужден по статье 58-10 на семь лет. 15 июля 1942 года освобожден и призван в ряды Красной армии. Где воевал, в послужном списке не сообщается, единственно, что указано — участвовал в Отечественной войне в должности медицинского работника с 1942-го по 1945 год, был два раза ранен, один раз контужен. Наградой за участие в боевых действиях стало снятие судимости...
После демобилизации вернулся в Красноярск, где его ждали и молились о здравии матушка Мария Николаевна и дочери Христина и Ия, и приступил к священническим обязанностям — архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей 11 ноября 1945 года назначает батюшку настоятелем к Никольской Градокрасноярской кладбищенской церкви. Через два с небольшим года отца Николая перемещают вторым священником к Михайло-Архангельской церкви Иркутска. Здоровье, подорванное в лагерях и ранениями, резко ухудшилось, и отец Николай по его просьбе выводится за штат. По выздоровлении 19 января 1951 года архиепископ Иркутский и Читинский Палладий назначает его вторым священником к Никольской Градочеремховской церкви, а вскоре перемещает настоятелем к Никольской церкви станции Тулун.
Климат Прибайкалья усугублял болезнь отца Николая, и потому он начал хлопоты о переводе в Новосибирскую епархию. Предыдущее служение батюшки отмечалось церковными наградами — в 1929 году архиепископ Мелхиседек вручил ему набедренник, в 1930-м — скуфию; в 1948-м архиепископ Варфоломей наградил камилавкой, в 1953-м архиепископ Палладий — наперсным крестом. Но когда из Новосибирска запросили согласие на перевод батюшки, владыка Палладий телеграфировал так: «Препятствий переходу священника Ермолаева Николая Новосибирскую епархию нет. Заурядный современный батюшка. Трезвый».
Но как бы там ни было, 31 августа 1954 года митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей назначает отца Николая священником Спасской церкви г. Минусинска. Надо полагать, претензий к служению не имелось, поскольку ко Дню Святой Пасхи 1955 года митрополит Варфоломей награждает батюшку архиерейской грамотой.
В январе 1956 года отец Николай переводится в Кузбасс священником к Михайло-Архангельской церкви г. Сталинска. Вскоре здесь разгорается конфликт с настоятелем отцом Владимиром Юноцкевичем. На чем основывались претензии настоятеля, сказать трудно, однако митрополит Новосибирский и Барнаульский Нестор посчитал их обоснованными и — от греха подальше — предложил отцу Николаю перевод в Прокопьевск. Тот не согласился: «У меня матушка лежит больная, а ее оставить или двигаться с нею не могу, ибо у меня здесь дети, которые за ней ухаживают, а там некому будет. Прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, изменить указ и оставить на месте, а если невозможно, прошу уволить меня за штат».
В докладной от 24 декабря 1957 года отец Николай пытается рассказать о сути конфликта с настоятелем: «Юноцкевич как молодой священник с уставом и порядком служения слабо знаком, мне как старому священнику приходилось делать замечания и поправки. К тому же из Белоруссии его завалили письмами, просят устроить их... Я имею 63 года и в священном сане 30 лет честно и без зазорно выполняю священнический долг, а приходится мне переносить хулу, мол, я лодырь, не хочу работать, склочник, клеветник, окружил себя бабами... Прошу защитить меня от клеветников…».
Эти доводы во внимание приняты не были, и согласно просьбе, отец Николай увольняется за штат, но ненадолго — по ходатайству настоятеля Никольской церкви Старо-Кузнецка протоиерея А. Андреевского митрополит Нестор назначает его на вакансию псаломщика с правом исполнения священнических обязанностей с непременным обязательством обслуживать верующих по их приглашению, проживающих в пос. Байдаевка, городах Мыски, Междуреченск, а также селениях Абагур и других.
В Никольской церкви вскоре сменился настоятель — им стал священник Михаил Бельков, и указом Преосвященнейшего Доната, епископа Новосибирского и Барнаульского, от 27 декабря 1959 года священник Ермолаев переводится из Старо-Кузнецка в другой приход, а в случае несогласия будет запрещен в служении...
О развитии событий свидетельствуют документы.
Прошение епископу Донату от заштатного священника Ермолаева Николая Ивановича, г. Сталинск.
Прошу Ваше Преосвященство войти с ходатайством пред Святейшим Патриархом о назначении мне пенсии, так как по возрасту и состоянию здоровья служить не могу...
В священном сане находился 31 год 9 месяцев, из которых Церкви не служил по независящим обстоятельствам 7 лет (заключение) и в армии в Отечественную войну пробыл 3 года.
28 ноября 1960 года.
ТЕЛЕГРАММА ИЗ НОВОСИБИРСКА
Уйти на пенсию успеете. Послужите в Тайге. Епископ Донат. 28.11. 1960 г.
Больной, издерганный разбирательствами и, как он считал, несправедливыми обвинениями, отец Николай оказывается в больнице, терапевтическое лечение результатов не дало, требовалась серьезная операция.
Телеграмма в Новосибирск, епископу Леонтию:
Благословите помолитесь ложусь на операцию нуждаюсь в средствах священник Ермолаев.
В пенсионный комитет при Священном Синоде Московской Патриархии
Сообщая сведения о заштатном священнике о. Н. Ермолаеве (общее число лет службы — 41 год 3 месяца, в обновлении не был, вышел за штат по старости и болезни, живет с женой, материально не обеспечен), нахожу совершенно справедливым просить пенсионный комитет об исходатайствовании пред Его Святейшеством о назначении ему пенсии.
Леонтий, епископ Новосибирский и Барнаульский.
24 мая 1962 г.
В последующие годы, являясь пенсионером Московской Патриархии, заштатник Ермолаев неоднократно по указу архиепископа Новосибирского и Барнаульского Павла, замещал находящихся в отпуске или на лечении священников в Осинниках. Новокузнецке. Кстати, претензий новокузнецкий клир к нему не имел, более того, настоятель Михайло-Архангельской церкви отец Василий Буглаков сам просил о помощи отца Николая. И тот, обремененный годами и болезнями, никогда в ней не отказывал.
Священническое служение отца Николая Ермолаева продолжалось до 1971 года. последний раз он исполнял требы и богослужения в Свято-Ильинском храме Осинников, когда настоятель находился в отпуске. 4 августа 1982 года священник Николай Ермолаев почил в Бозе.
...Долгая жизнь, нелегкая судьба, да и характер, как видно, не сахар... Были или нет прегрешения у отца Николая, Бог рассудит. Важно отметить то, что никакие перипетии не сломили батюшку. Приняв сан, он оставался верен священническому долгу до конца.
Тамара Малышкина.
Источник: Газета Кузбасс приложение Золотые купола. 25 июля 2007г.