Выставка «Советские иконы: религиозные артефакты эпохи гонений» открылась в Санкт-Петербурге
Фото: 78ru
Санкт-Петербург, 27 января. В Государственном музее истории религии открылась выставка «Советские иконы: религиозные артефакты эпохи гонений». В экспозиции представлено более 80 икон, собранных в ходе экспедиций Центром визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, сообщает «Культура».
Выставка посвящена особому феномену религиозной жизни в СССР второй половины ХХ века – так называемой советской иконе. Посетители смогут познакомиться с молитвенными образами, культурная и историческая значимость которых до сих пор не осознавалась ни их владельцами, ни исследователями.
«Советские иконы» очень разнообразны по техникам исполнения. Они изготавливались в кустарных условиях в эпоху дефицита товаров и гонений на Церковь. Чаще всего это изображения, вставленные в деревянные киоты, закрытые стеклом и декорированные окладами из доступных в разное время материалов: от липового лыка, воска, фольги, рукодельных цветов, до вырезок из советских газет и материи от пионерских галстуков. В качестве моленного образа, который вставляли в киот, в советских иконах изначально использовались небольшие писаные дореволюционные иконы или литографические иконки. Иногда в киоте оказывались фрагменты иконостаса (к примеру, медальоны от Царских врат), спасенные из уничтожаемых большевиками храмов. Позднее в качестве основы начали использовать фотографические иконки нескольких типов, иногда наклеенные на картон, вырезки из печатных изданий. Убранство образов дополнялось с годами, и «советская икона» нередко превращалась в сложный бриколаж из различных материалов и культурных пластов.
Рукодельные иконы играли важную роль в религиозной жизни как сельских, так и городских жителей. Изготовление и распространение таких образов формировало сложные сети теневых социальных взаимодействий, что определяло и сложную «биографию» икон. Однако до недавнего времени это культурное явление не становилось предметом специального изучения и до сих пор не было представлено на крупных музейных выставках.
Фото: azbuka.ru
Особую актуальность выставке придает тот факт, что мы находимся в крайней точке существования «советских икон». Их перестали изготавливать в середине – конце 1990-х гг., в связи с массовым открытием храмов, возрождением иконописной традиции и массовой продажей печатных образов. Социальные каналы и сети, по которым распространялись материалы, необходимые для создания рукодельных икон, исчезли с распадом СССР. Мастера, владевшие техникой изготовления киотов и украшения образов, уходят из жизни. Владельцы «советских икон» нередко не видят в них значимости и уничтожают образы. Вместе с ними исчезает богатый культурный пласт наивного искусства и религиозной культуры советской поры.
Выставка организована при участии команды исследователей и собирателей Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени Российского государственного гуманитарного университета.
На выставке экспонируется более 80 предметов из коллекции музея и собрания Центра, ранее не становившихся предметом показа. Выставка включает в себя несколько разделов. Первый из них рассказывает о предыстории феномена – традиции изготовления икон-киотиков в конце XIX – начале XX в., второй – о рождении «советской иконы», третий раздел повествует о типах советских икон (традициях и мастерах), четвертый посвящен «советской иконе» 1980-х–1990-х гг. и угасанию традиции в постсоветский период. Выставку дополнят материалы, из которых иконы изготовлялись, инструменты кустарных мастеров, документальные фильмы «Советские иконы: от рождения до «смерти» и «Создание советской иконы: Нижегородская область».
Выставка сопровождается лекцией-кинопоказом по материалам этнографических собирательских экспедиций, циклом авторских экскурсий, лекциями «Рождение советской иконы» и «Современная судьба советских икон».
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102704