Сперанский Иван Никанорович

Сан: епископ

Год рождения: 1885

Год смерти: 1969

Образование: Санкт-Петербургская Духовная Академия

Год окончания: 1912

Место последнего служения (проживания): Псковская о., г.Печеры, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Проживал в Новосибирске

Иоанникий (Сперанский Иван Никанорович), епископ, викарий Новосибирской епархии, кандидат богословия. Родился 31 декабря 1885 г. Место рождения: Новгородская губ., Старорусский у. (Нижегородская о., Парфинский р.), с.Налючи. Был младшим сыном священника, настоятеля Троицкой церкви в с.Налючи. В 1892г. отец его умер, а в 1893г. Иван лишился матери. Находился на попечении деда по отцу — протоиерея, служившего в г.Демянске Новгородской губ. В 1893–1895гг. учился вДемянском уездном училище. Затем переехал к деду по материнской линии протоиерею в с.Ильина Гора. В 1896г. окончил сельскую земскую школу в той же губернии, что с.Ильина Гора. 18 августа 1896г. уехал в Санкт-Петербург со старшим братом, служившим законоучителеми священником во всесословном женском институте принцессы Терезии Ольденбургской. Брат подготовил Ивана Сперанского к поступлению в духовное училище.

Образование: Старорусское духовное училище 1897 – 1901, Новгородская Духовная Семинария 1901 – 1907, Санкт-Петербургская Духовная Академия. В 1907г. волонтером поступил на казенное содержание а СПбДА, которую окончил в 1912г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Литературная деятельность прп.Нила Сорского».

Служение: Новгородская губ. 30 сентября 1914г. определен псаломщиком к Преображенскому(?) собору г.Тихвина. 7 декабря 1914г. переведен, согласно прошению, в церковь с.ИвановскогоСтарорусского у. В июне 1917г. был избранным членом на Первом свободном епархиальном съезде депутатов духовенства и мирян Новгородской епархии, на Всероссийском съезде православного духовенства и мирян. 3 августа 1917г. переведен в Успенскую церковь г.Старая Русса, затем с 23 декабря 1917 г. вВоскресенский собор.  По благословению церковного начальства был проповедником в соборах Санкт-Петербурга и Новгорода. Член Священного Собора 1917–1918гг как представитель низших клириков Новгородской епархии. Выступал на Соборе с речью в защиту патриаршества. Также принял участие в работе отделов Собора о Высшем церковном управлении, о духовно-учебных заведениях, о благоустроении приходов. Впоследствии был постоянным участником Новгородских епархиальных съездов. В 1918 г. пострижен в монашество архимандритом Иосифом (Николаевским, впоследствии епископом) с именем Иоанникий. 23 октября 1918г. определен в число братии Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря (Новгородская губ.). 26 мая/8 июня 1919г., по благословению митрополита Новгородского Арсения (Стадницкого) рукоположен во иеродиакона и затем иеромонаха Дмитровским епископом Димитрием (Сперовским). После рукоположения во иеромонаха (9.06.1919) ему было определено временно проживать в Старорусском Преображенском монастыре. Исполнял обязанности секретаря. Весной 1920г. назначен епархиальным миссионером-проповедником. В декабре 1920г. назначен настоятелем новгородского Антониева Рождества Пресвятой Богородицы монастыря. 27.04.1921 поставлен игуменом,  9.04.1922 возведен в сан архимандрита с правом предоставленной монастырю привилегии архиерейского служения. С самого начала обновленческого движения в Новгороде о.Иоанникий стал к нему в оппозицию, выступая с проповедями по всей епархии. За это был уволен обновленческим Епархиальным Управлением от настоятельства в Антониевом монастыре. Проживал у родственников в Новгороде на иждивении духовных чад. Служил в единственном православном новгородском храме. Служил также в г.Старая Русса в церкви, не подчинившейся обновленческому ВЦУ, получил разрешение на поездки для служения и проповедей, несмотря на противодействие обновленцев. Был оплачиваемым лектором при Новгородском «Культпросвете», принимал участие в религиозных диспутах.

Аресты:

2 октября 1922г. арестован в Новгороде. По данным [8] арестован 3 октября 1922г. 18 октября 1922г. освобожден под подписку о невыезде с обязательством еженедельно отмечаться в ОГПУ.        Снова арестован в Новгороде 6 января 1923г. Освобожден 25 января 1923г. под подписку о невыезде с обязательством еженедельно отмечаться в ОГПУ (находился под подпиской о невыезде вплоть до 25 июля 1923г.).

В мае 1923г. в связи с освобождением Старорусской кафедры постановлением местных церковных советов был предложен в качестве кандидата во епископы. 27 мая/9 июня 1923г. за ранней литургией в Юрьевом монастыре викарным епископом Бирским Трофимом (Якобчуком) и Макарьевским Кириллом (Васильевым) по благословению временно управляющего преосвященного Серафима (Велицкого), епископа Крестецкого, была тайно совершена хиротония о.Иоанникия во епископа на Старорусскую кафедру и впоследствии была признана законной Святейшим Патриархом Тихоном. Хиротония была совершена в период временного самоуправления Новгородской православной епархии (автокефалии) с ведома и согласия епископа Крестецкого Серафима (Велицкого), временно управляющего Новгородской епархией по благословению митрополита Арсения (Стадницкого). Находясь под домашним арестом, епископ Серафим поручил просить о помощи в совершении тайных хиротоний других епископов. Посланцы Новгородской епархии обратились с этой просьбой к епископу Андрею (Ухтомскому), в середине мая 1923г. находившемуся на свободе в Москве перед выездом в ссылку в Ташкент. Не позднее 17 мая для встречи с ним в столицу прибыли православные уфимские викарии: епископ Бирский Трофим (Якобчук), бывший насельник Макарьевской пустыни, и епископ Аскинский Серафим (Афанасьев, он же позже Трофимов). Получив обращение от Новгорода, преосвященный Андрей, как временно управляющий Уфимской православной (автокефальной) епархией, благословил находившимся в Москве уфимским викариям совершить хиротонии для Новгородской епархии, а сам выехал в Ташкент, куда прибыл в конце мая. В это время епископы Трофим Бирский и Серафим Аскинский уже выехали в Новгородскую епархию, где 21 мая/3 июня 1923г. при служении в Макарьевской пустыни рукоположили игумена Кирилла (Васильева) во епископа Макарьевского. 27 мая/9 июня 1923г. епископы Трофим Бирский и Кирилл Макарьевский тайно, за ранней литургией, совершили вторую хиротонию для Новгородской автокефалии — архимандрита Иоанникия (Сперанского) во епископа Старорусского. Узнав об освобождении Святейшего, епископ Серафим (Велицкий) в июле 1923г. направил ему рапорт «как Временно Управляющий Новгородской епархией по благословению Митрополита Арсения (Стадницкого)», в котором написал: «Извещаю Ваше Святейшество, чтобы в чистоте сохранить Св.Православие и Каноны Церкви Христовой, православными епископами...Трофимом епископом Бирским (Якобчуком) и епископом Серафимом Аскинским (Афанасьевым, впоследствии Трофимовым) по согласию на поставление с ведома моего (лично мне нельзя было принять участие в хиротонии их) поставлены во епископов: Кирилл (Васильев), архимандрит Макарьевской пустыни, достойный и ревностный муж, пользующийся уважением всего окрестного населения и всего монашества, молитвенник и поборник за веру Христову — для Макарьевской пустыни, и архимандрит Иоанникий (Сперанский), бывший член Церковного Собора Иван Никанорович, Настоятель Антониева монастыря, муж ученый, ревностный защитник Церкви и славный борец за веру Христову — для г.Старой Руссы, которая лишилась своего стойкого и мудрого архипастыря Димитрия» [РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. Л.43–44, 316–316об.]. Послание епископа Серафима доставил св.Патриарху уполномоченный духовенства и мирян г.Новгорода игумен Сергий, наместник Новгородского Юрьева монастыря, в котором происходила вторая хиротония. В своем рапорте Святейшему от 11/24 июля 1923г. игумен Сергий изложил некоторые подробности совершенных хиротоний, подтвердил их совершение. Он также сообщил, что хиротонии были совершены «по благословению преосвященного Серафима (Велицкого), епископа Крестецкого, который, заручившись одобрением нескольких канонических епископов, в это время вновь принял на себя управление Новгородской епархией». Корме того, игумен Сергий объяснил в своем рапорте Святейшему: «Хиротония архимандрита Иоанникия совершена тайно ввиду того, что опасались срыва ее со стороны уполномоченного ВЦУ священника Немова, который зорко следил за этим делом и накануне сорвал служение епископа Серафима в Хутынском монастыре в Варлаамиевскую Пятницу. Вне пределов Новгорода хиротония не могла состояться ввиду взятой ГПУ от о.Иоанникия подписки о невыезде из Новгорода: и, по слухам, таковой выезд ему не будет разрешен до окончания суда над вашим Святейшеством, почему управлять и Старорусской епархией в настоящее время преосвященному Иоанникию приходится из Новгорода» [РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. Л.43–44, 316–316об.]. 11/24 июля 1923г., резолюцией св.Патриарха Тихона на рапорте игумена Сергия, наместника Новгородского Юрьева монастыря, посетившего Патриарха 11/24 июля, епископ Иоанникий был назначен временно управляющим Новгородской епархией. В управление епархией не вступал в связи с арестом. 25 июля 1923 года вызван ОГПУ в Москву.

Аресты:

По прибытии в Москву 27 июля 1923г. арестован и отправлен в дом заключения ОГПУ.

Осуждения:

24 /08 /1923. Приговор = 2 года административной ссылки в Нарымский край. Места заключения:  Москва, Бутырская тюрьма (по август 1923). После приговора переведен в Таганскую тюрьму. Из Таганской тюрьмы по этапу направлен к месту ссылки в Нарымский край, деревнюЗасыпкино.По прибытии в ссылку был прикреплен к центральному пункту в с.Колпашево (позже город в Томской обл.). Проживал в близлежащих деревнях. В ссылке продолжал считаться епископом Старорусским. 24 августа 1925г. освобожден. 25 сентября 1925г. вернулся из ссылки в г.Старая Русса. 13 октября 1925г. по благословению Патриаршего Местоблюстителя Петра (Полянского) вступил в управление Старорусским викариатством. С 25 ноября 1925г. до 25 января 1926г. находился в заключении в Новгородском Исправдоме. Направлен в психиатрическую клинику для экспертизы. Отпущен под подписку о психиатрическом лечении.

25.01.1926 – апрель 1931 епископ Старорусский, викарий Hовгородской епархии. В сентябре 1926г. назначен епископом Витебским и Полоцким, от назначения отказался. 14 июня 1927г. согласно автобиографии епископа Иоанникия, был арестован в связи с начавшимися арестами после убийства епископа Поликарпа (Войкова) в Польше [Д1]. Находился в СтарорусскомИсправтруддоме с 14 июня до 9 июля 1927г. Освобожден под подписку о временном невыезде.  30 августа 1930г. епископ Иоанникий был назначен управляющим Вятской епархией с сохранением титула «епископ Старорусский», но с передачей старорусского викариатства другому архиерею. От этого назначения епископ Иоанникий отказался, желая остаться в Старой Руссе. С его слов, видел в этом назначении интриги против него. На прошение об отказе принять кафедру епископу Иоанникию было предписано выехать в 2-х недельный срок и доложить о прибытии в Патриархию. В ответ на это предписание епископ Иоанникий попросил уволить его на покой, что и было сделано [Д1]. 29 апреля 1931г. епископ Иоанникий был назначен епископом Орловским. Епископ опять выразил отказ от назначения, за что предполагалось подвергнуть его прещению в служении. Однако, согласно решению консилиума врачей о необходимости его лечения в Старой Руссе и личному прошению, епископ был освобожден от назначения на Орловскую кафедру.        Епископу было предоставлено право служения только в одной старорусской Георгиевской церкви. Для решения этого вопроса епископ Иоанникий ездил в Москву в Патриархию. В дальнейшем, согласно ходатайствам, служил и в других церквах города и в соборе.

Аресты:

18.02.1934 был арестован в Старой Руссе. После допросов был переведен в ДПЗ Ленинграда. Осужден тройкой при ПП ОГПУ СССР по Ленинградской обл. 28 /02 /1934 приговор = 5 лет концлагерей. Места заключения: Новгородская о., тюрьма с  18.02.1934, Ленинград, ДПЗ, находился в Дмитровском ИТЛ на строительстве канала Москва-Волга. С 6 мая 1935г. отбывал заключение в Ухтинско-Печорском ИТЛ. 18 февраля 1939г., по окончании срока заключения, епископ получил разрешение поселиться в Ленинградской области. Он выбрал г.Валдай. Однако из-за болезни он пробыл в больнице Ухтпечлага до 9 июля 1939г.

23 июля 1939г. епископ Иоанникий прибыл в г.Валдай. В г.Валдае он жил частным образом, изредка, с его слов, навещая Старую Руссу. В 1941г., с началом Великой Отечественной войны, после взятия немцами Старой Руссы и возникновения угрозы для Валдая, был эвакуирован в Красноярский край. Епископ поселился в с.Карамчага (Малокамарчага) Манского района. Во время войны он писал письма на фронт для поднятия духа воинов. 21 апреля 1947г. временно управляющий Красноярской епархией Новосибирской и Барнаульский архиепископ Варфоломей (Городцов; впоследствии митрополит) назначил епископа Иоанникия настоятелем кладбищенской Николаевской церкви в г.Красноярске(жил на улице Сурикова, дом 32, квартира 2).

Осенью 1947г. епископ был вызван к Патриарху Алексию I по делу назначения на кафедру, был удостоен «благоволения и всепрощения».

С 23 января 1948г. — епископ Красноярский, викарий Новосибирской епархии.

Аресты:

Красноярск. Арестован 26 апреля 1949 г., обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР, осужден 3 августа 1949 г. ОСО МГБ СССР на 10 лет ИТЛ, реабилитирован 17.11.1989 прокуратурой КК, П-6400 (Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Том 7. Р-С).В «Православной энциклопедии» приводится рассказ о том, что около 1955 года он был арестован после выступления девочки-пионерки в его храме с приветственным словом к митрополиту Новосибирскому Варфоломею (Городцову). «Вина» епископа заключалась в том, что он в храме «спровоцировал» школьницу, дочку коммунистки «преподнести от имени пионеров» торт митрополиту Новосибирскому Варфоломею (Городцову)(14, с.345). По рассмотрении дела епископ был оправдан и освобожден. Несмотря на оправдание епископа, власти потребовали от Патриарха Алексия I его удаления из Красноярска (Маякова И.А. Иоанникий Сперанский. – Православная энциклопедия. Т. ХХV. – С. 115-117).

В 1956г. Патриархом Алексием I он был определен на жительство в Молдавию, в Кицканский Вознесенский монастырь. Епископ Иоанникий проживал в монастыре на покое до его закрытия в мае 1962г. Вместе с епископом Сан-Францисским Феодором (Текучевым) епископ Иоанникий временно переехал вКуприяновский монастырь в Молдавии. Епископ Иоанникий обратился к Кишиневскому и Молдавскому архиепископу Нектарию (Григорьеву) с просьбой ходатайствовать перед Патриархом о направлении на постоянное проживание в Новосибирск. По благословению Патриарха в июле 1962 года епископ переехал в Новосибирск, где проживал до ноября 1962 года.

2 ноября 1962г. епископу Иоанникию было определено пребывать в Псково-Печерском монастыре. Туда же вскоре был направлен и епископ Феодор (Текучев). В последние годы жизни епископ Иоанникий потерял зрение, смиренно переносил свои старческие немощи. Вел весьма замкнутый, аскетический монашеский образ жизни и был всегда чрезвычайно скромен во всем: и в пище, и в одежде, и в обстановке кельи — за это он пользовался самым искренним и неизменным уважением печерской братии. Любил служить заупокойные службы, поминать усопших. Скончался 2 ноября 1969 г. Место захоронения -  Псковская о., г.Печеры, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

Источники:

1.Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.3. С.369.

2.Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.976.

3.Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.90.

4.У пещер Богом зданных: Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века/ Сост. Ю.Г.Малков, П.Ю.Малков. М.: Правило веры, 1999. С.395–397.

5.Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. С.25,740.

6.Петров М.Н. Крест под молотом/ Науч. ред. В.Л.Янин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 2000. 446с. С.366.

7.Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т.25: Иоанна деяния-Иосиф. М.: «Православная энциклопедия», 2010. С.115–117.

8.Сайт общества «Мемориал». Жертвы политического террора в СССР.

9.РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. Л.43–44, 316–316об.;

10.ГАНО (Государственный архив Новгородской обл.). Ф.1573. Оп.1. Д.24.;

  1. Зимина Н.П. К вопросу о роли епископа Андрея (Ухтомского) в борьбе с обновленческим расколом в Новгородской епархии в 1923г.// материалы XI Междунар. науч. конф. Иваново, 2012. Ч.2. С.48–55.
  2. http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPqJV9X6r**

13.ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.81.

  1. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. – М.: Издательство Крутицкого подворья, 2005. С.345.

15. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_ (%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)

Метки:

++