Каталог Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (кладбищенская церковь) Публикации История Успенской церкви города Новосибирска (1925—1962)

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (кладбищенская церковь)

г.Ново-Николаевск (ныне г. Новосибирск)



История Успенской церкви города Новосибирска (1925—1962)

Религиозная ситуация в Новосибирской области в 1920—1960-е годы

Исследование церковной истории в Сибирском регионе, несомнен­но, способствует созданию общей картины русской церковной истории ХХ века. Богатый своей историей храм, бывший с осени 1940 до Пасхи 1944 года единственным действующим храмом Новосибирской епар­хии — храм в честь Успения Божией Матери, что на Березовой роще. Следует отметить, что история этого храма малоизвестна широкому кругу обывателей, в том числе и прихожанам данного храма.

Новосибирская митрополия Русской Православной Церкви в насто­ящее время территориально совпадает с границами Новосибирской области. В начале 1917 года на территории нынешней Новосибирской области находилось более 300 храмов, молитвенных домов и часовен, в которых служило более 700 священно- и церковнослужителей. Почти каждый приход располагал церковно-приходской школой, благотвори­тельным заведением и библиотекой 1 .

С началом октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны положение Церкви в России стало ухудшаться. Конец 20-х — начало 30-х годов XX века были для Новосибирской епархии особенно тяжёлы­ми, многие священники и верующие были репрессированы, закрывались и разрушались храмы, изымались церковные ценности, духовное образо­вание и церковная наука были прекращены, строго запрещалось издание и распространение христианской литературы.

В феврале 1922 года в составе Томской епархии возникает новое Новониколаевское викариатство, что формально можно считать началом Новосибирской епархии. В это же время набирает силу обновленческий раскол в Церкви.

В попытке бороться с распространением обновленчества Патриар­хом Тихоном (Белавиным) рукоположен в епископы архимандрит Никифор (Асташевский). С его приездом в Новосибирск в 1924 году про­исходит возвращение духовенства, прихожан, приходов из обновленче­

1 Новониколаевск-Новосибирск (исторические очерки). — T. I. — Новосибирск: ИД «Историческое наследие Сибири», 2005. — С. 295.

180

ства. В 1935 году уже митрополит Никифор был отправлен на покой, продолжателем его дела стал архиепископ Сергий (Васильков).

Оба этих архиерея отошли ко Господу в 1937 году, но разной была их судьба: владыка Никифор скончался в Великую Пятницу у себя дома, в то время как владыка Сергий был арестован и расстрелян по приказу боль­шевиков. С этого времени епархия осиротела, началось закрытие и снос православных храмов.

Действующей оставалась лишь Успенская кладбищенская церковь, которая и стала кафедральной для архиепископа Варфоломея (Городцева), который был назначен на Новосибирскую кафедру при небольшом послаблении властей во время Великой Отечественной войны. По его зову православные христиане Новосибирска собирали пожертвования на помощь армии, раненым, сиротам. Тем не менее духов­ная ситуация городской жизни оставалась крайне тяжёлой, на террито­рии области действовали лишь три церкви, службу в которых совершали 12 священников и 2 диакона. Но Церковь ожидал ещё один трудный период. Конец 1950-х — начало 1960-х оказались наиболее тяжёлыми для православия в Новосибирске. Архиереи Нестор (Анисимов), Донат (Щёголев), Леонтий (Бондарь) столкнулись с новой волной закрытия церквей, жёсткого контроля над церковной жизнью со стороны безбож­ных властей. К моменту закрытия Успенской церкви в городе действовало всего лишь два храма 2 .

Основание Успенского храма и первые годы (1925—1941)

В годы проведения новой экономической политики (нэп 1921 — 1928 гг.) в Новосибирске возвели два новых храма. Это были Успенская цер­ковь на новом кладбище и Никольский храм в селе Новолуговое. Связано это было со значительным увеличением города. В результате этого роста основное кладбище, которое было расположено на улице Александров­ской (в наши дни носит название Мичурина) попадает в самый центр города. В итоге власти вынесли решение о строительстве ещё одного кладбища в комплексе с храмом.

Но предпосылки к строительству храма начались задолго до времён нэпа. На осеннем собрании Союза приходских старост, существовавшего

2 История Новосибирской митрополии. // Официальный сайт Новосибирской Митро­полии Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. URL: http://nskmi.ru/ metropole/history/ — Дата доступа : 23.09.2019.

181

в те годы, в Новониколаевске было представлено предложение, суть которого заключалось в том, что на кладбище, которое будет открыто в скором времени, необходимо строить церковь. В особенности был вынесен вопрос о том, что к уже существующему Воскресенскому храму можно пристроить новую каменную церковь, а сам храм перенести и установить на новом кладбище (в данное время этого кладбища не суще­ствует, на его месте расположен городской парк «Березовая роща»).

Разумеется, вопрос о переносе храма был спорным. Судя по всему, самим учредителям это облегчало работу, но с духовной точки зрения такой вопрос оставался открытым, пока его не решил архиепископ Томский Анатолий (Каменский). Он издал следующий указ, который был наложен на протокол заседания: «Приветствую начинание... старую дере­вянную церковь не следует трогать; пусть строится каменная на новом кладбище» 3 .

Сразу же после указа начался процесс по сбору денежных средств на строительство новой церкви. Но так как в 1918 году страну охватила братоубийственная гражданская война, не представлялось возможным приступить к стройке. В 1922 году иерей Илия Копылов, бывший настоя­телем Воскресенской церкви на старом кладбище, вместе с инициатив­ной группой мирян направили прошение к владыке Новониколаевскому Софронию (Арефьеву) с целью получить архипастырское благословение на постройку церкви на территории нового кладбища за счет денежных средств, собранных на добровольной основе. Епископ Софроний вынес решение представить данный проект для детального изучения на очеред­ном совещании Окружного церковного управления, на котором также присутствовали представили комитета новониколаевских приходов.

К сожалению, на данный момент в архивах не удалось обнаружить акты и документы о решении этого собрания, но известен факт, что около 1922 года на территории нового кладбища была возведена Диомидовская часовня, а отец Илия Копылов, который в скором времени станет первым настоятелем Успенского храма, был назначен священником этой часовни. Простояла эта часовня недолго — около двух лет. В 1924 году издали постановление о её сносе. Спустя ещё один год на том месте, где стояла часовня, была возведена Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Новый храм представлял собой деревянную постройку небольших разме­ров, имеющую форму креста, с одним куполом и небольшой колокольней

3 Шабунин Е.А. Успенская церковь Новосибирска. // Сайт: «Образование и Правосла­вие» [Электронный ресурс]. URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/64-uspenskaya- cerkov-novosibirska.html. Опубликовано: 30.08.2007 г. — Дата доступа : 23.11.2019.

182

(сохранились её фотографии). Церковь была окрашена в светло-голубой тон. Освятил её епископ Новониколаевский Никифор (Асташевский) 4 .

В следующем 1926 году на средства местных жителей в селе Новолуговое была сооружена церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Первым настоятелем назначен священник Андрей Бирюков. Впоследствии судьбы священников Андрея и Илии будут связаны страда­ниями за веру.

Священник Илья Копылов (1886 — 2 декабря 1937) с 1925 года был назначен настоятелем новосооружённой церкви Успения Божией Матери. 4 ноября 1937 года он был арестован, а 2 декабря расстрелян. Вместе с ним расстреляли ещё 15 человек — священников и мирян.

Копылов Илья Кондратьевич появился на свет 7 июля 1886 г. в свя­щеннической семье. Более семи лет, с 1900 по 1907 годы, он служил пса­ломщиком в различных храмах Томской епархии. В сан диакона Илию Копылова епископ Томский Макарий рукоположил 13 ноября 1907 г. Отец Илия был назначен диаконом в железнодорожный храм в честь пре­подобного Макария, который находился на каменноугольных месторож­дениях.

Духовную семинарию, а также богословские курсы отец Илия окон­чил в Томске 3 апреля 1912 года. По окончании обучения состоялась хиротония отца Илии во иерея, после которой он был назначен на служе­ние в тот же самый храм. По прошествии почти трёх месяцев, 2 июля 1912 года, священника Илию Копылова назначают в Покровский храм села Пановского. А по прошествии семи лет, в 1919 году он написал про­шение о переводе в Воскресенский приход города Новониколаевска, которое рассмотрел преосвященнейший Анатолий, владыка Томский, и назначил иерея служить на вышеупомянутый приход. На новом кладби­ще города Новониколаевска при Диомидовской часовне, которую мы уже упоминали в нашем исследовании, была образована также и община. Настоятелем данной часовни и стал священник Илия Копылов. И по про­шествии нескольких лет, в 1925 году, иерей Илия становится настояте­лем новопостроенного храма в честь Успения Божией Матери.

В 1930-37 годы были развёрнуты массовые гонения на Русскую Православную Церковь. Большинство духовенства либо расстреляли, либо держали в лагерях. К сожалению, эта участь не обошла стороной и Новосибирск. 4 ноября 1937 года священника Илию Копылова аресто­

4 Первый новосибирский архиерей. К 70-летию со дня кончины митрополита Новосибирского Никифора // Сайт «Образование и Православие» [Электронный ресурс]. URL: http://www.orthedu.ru/nskeparh/mitropolit_nikifor/m_nikifor.htm . Опубликовано: 05.05.2007 г. — Дата доступа : 23.09.2019.

183

вали, и через месяц, 2 декабря, расстреляли вместе со вторым священни­ком Успенской Церкви. Помимо двух пастырей Успенского храма рас­стреляли еще 13 человек. Также среди них был приговорен протоиерей Владимир Тихомиров, настоятель Никольского храма в селе Новолуго­вое 5 . C 1937 по 1940 годы храм оставался без настоятеля. В течение шести лет, до 1943 года, Новосибирская кафедра находилась во вдов­ствующем состоянии. В 1940 году в Новосибирской области из 266 зда­ний храмов 241 был занят под хозяйственные и культурные нужды, а остальные закрыты.

Всё это привело к тому, что Успенская Церковь стала колыбелью возрождения духовной жизни в Сибири. Когда в 1943 году в Новосибирск был назначен Владыка Варфоломей, она была единственным храмом, который был открыт и находился в пригодном для богослужения состоя­нии. Так Успенская Церковь стала кафедральной. Об этом подробнее мы напишем ниже.

Военное время и послевоенный период (1941—1961)

В 1940 году в Успенский храм был назначен настоятелем протоиерей Павел Протасов. Там он прослужил до 1945 года, это подтверждается документом, в котором приведен его послужной список.

Отец Павел Протасов родился 18 мая 1891 года в Оренбургской области, в священнической семье. В 1913 году он окончил четыре класса Реального училища в городе Челябинске, после этого был назначен пса­ломщиком в храм села Карасинское. Там он прослужил псаломщиком около четырёх лет.

1 января 1917 года Павел был рукоположен во диакона епископом Оренбургским Серафимом и до 1920 служил диаконом в разных церквях Оренбурга, а также преподавал в церковно-приходских школах. По про­шествии ровно трёх лет, 1 января 1920 года отца Павла рукополагает в сан иерея епископ Оренбургский Дионисий. Его переводят на службу в Челябинск, и в течение шести лет до 1926 года Протасов служит в раз­ных храмах этого города. С 1926 по 1929 год отец Павел был благочин­ным Челябинской епархии.

5 Шабунин Е.А. Духовенство Новосибирской епархии до 1937 г. Священник Илья Копылов. // Сайт «Образование и Православие» [Электронный ресурс]. URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/1519-10.html . Опубликовано: 07.05.2010 г. — Дата доступа : 23.09.2019.

184

Наконец после трёх лет благочиния он переезжает в Новосибирск, где до 1940 года служит в разных храмах, как указано в послужном спис­ке. К сожалению, все архивные материалы, найденные нами, освещают в основном только события послевоенных лет, поэтому сведения весьма скудны и восстановлены нами из послужных списков.

Итак, после того как Успенский храм после репрессий 1937 года вдовствовал, в 1940 году настоятелем туда назначают отца Павла Протасова.

Именно во время настоятельства отца Павла случился переломный момент в истории Успенского храма. Если выразиться точнее, то пово­ротный момент случился во всей истории Русской Православной Церкви. Для Сибири этот важнейший поворот начался с Успенского храма.

Началась Великая Отечественная война, события которой вынудили советское руководство во главе с Иосифом Сталиным менять политиче­ский курс по отношению к Православной Церкви.

Это было обусловлено внешними и внутриполитическими причина­ми. Началась оттепель по отношению к Церкви. После Поместного Собора 1943 года в Новосибирск приезжает митрополит Варфоломей, и Успенский храм на некоторое время становится кафедральным.

Прежде чем говорить о переменах, начавшихся с прибытием митро­полита Варфоломея, кратко скажем о том, что собой представлял Успенский храм в то время для Сибири.

В Красноярском Никольском храме богослужения совершал по мере своих сил находившийся в ссылке святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Регулярно совершать богослужения у него, естественно, не было воз­можности, так как он был первоклассный медицинский специалист: про­фессор, имел докторскую степень по медицинским наукам. Конечно, свя­титель Лука был крайне занятым человеком, по этой самой причине даже о еженедельном богослужении не могло быть и речи.

В связи с этим будет весьма уместно сказать о том, что Успенский храм на Новосибирском кладбище являлся в те непростые годы един­ственным полноценным приходом всей Сибири.

В конце декабря 1942 года облачения и утварь закрытой Вознесенской (Турухановской) церкви были переданы в Успенскую цер­ковь. Таким образом действующий Успенский храм имел материальную возможность стать кафедральным. Таким был Успенский храм перед рас­цветом.

Самым ярким периодом в истории Успенского храма является время управления владыки Варфоломея Новосибирской кафедрой. По получе­нии указа о переводе из Ульяновска в Новосибирск Владыка Варфоломей

185

записал в дневнике: «Мне Сибирь немного знакома: я там пробыл в воль­ной высылке с 1926 по 1930 год» 6 .

Есть в дневнике и такие строки: «Я много с 1918 года пережил»; «временно переписка обрывалась»; «меня удалили из Московской обла­сти». Какие события стоят за этими краткими словами — знает в полноте только Сам Пастыреначальник Господь. Если угодно будет Промыслу Божию, то архивные документы, содержащие сведения о жизни и страда­ниях новомучеников и исповедников Российских, расскажут нам когда- нибудь о крестном пути доброго пастыря — Владыки Варфоломея, как рассказали они уже о некоторых других пастырях и архипастырях Русской Православной Церкви, пострадавших в годы гонений на Церковь Христову.

Владыка Варфоломей был назначен архиепископом Новосибирским и Барнаульским 26 июля 1943 года 7 с управлением всеми Сибирскими епархиями 8 , на которых не было епископов. В праздник Успения Божией Матери 28 августа 1943 года в храме, посвященном Успению Богоматери, Владыка Варфоломей совершил свою первую архиерейскую службу в Сибири.

Следующую службы архиерей совершил 29 августа и говорил пропо­ведь о том, что необходимо всегда благодарить Господа, тем более, что в это время у всего советского народа был особый повод для благодарно­

6 Шабунин Е.А. Духовенство Новосибирской епархии до 1937 г. Священник Илья Копылов. // Сайт «Образование и Православие» [Электронный ресурс]. URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/1519-10.html . Опубликовано: 07.05.2010 г. — Дата доступа : 23.09.2019.

7 Указ Патриаршего Местоблюстителя за № 47 от 27 июля 1943 г. // Галкин А.К. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 года. — С. 99-100. «Слушали: предложение Патриаршего Местоблюстителя о замещении вдовствующей Новосибирской кафедры и по бывшим суждениям определили. Преосвященному архиепископу Ульяновскому Варфоломею (Городцеву) быть архиепископом Новосибирским и Барнаульским с поручением ему временного окормления православных приходов Алтайского края. О чем и дать Преосвященному архиепископу Ульяновскому Варфоломею (Городцеву) к исполнению указ, уведомив выпиской из сего определения причты и исполнительные] органы в Новосибирске, Барнауле и Бийске. Патриарший Местоблюститель Сергий, митро­полит] Московский, Алексий, м[итрополит] Ленинградский, Варфоломей, архиепис­коп] Ульяновский, Фотий, епископ Кубанский и Краснодарский, управляющий делами Московской Патриархии прот[оиерей] Н.Колчицкий».

8 В указе речь шла об управлении приходами Алтайского края. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 2. Д. 4. Материалы о регистрации служителей культа (указы, анкеты, справки и др.) за 1944 год. Л. 6.

186

сти: от немецко-фашистских войск был освобождён город Харьков, по случаю чего архиепископ Варфоломей отслужил благодарственный молебен 9 .

На престольный праздник собралось великое множество молящихся. Об этой памятной для себя службе и о встрече, которую ему оказали верующие Новосибирска, Владыка Варфоломей оставил следующую запись: «Слава Господу! Чувства я пережил такие, что мне захотелось и до самой смерти прожить в этом городе, где так трогательно встретили меня и так горячо молились» 10 .

Ровно через неделю после прибытия в кафедральный город владыка был вызван в столицу и 1 сентября выехал вместе со своим диаконом Юрием Никифоровым из Новосибирска в Москву. Обратно в Ново­сибирск архипастырь вернулся 22 сентября, что вызвало бурю ликования среди церковных людей, так как многие по случаю внезапного отъезда нового архиерея решили, что его неожиданно перевели на другую кафед­ру. Сам архиепископ в своём дневнике также писал, что «был рад вер­нуться в Новосибирск и отдохнуть от утомительных для его возраста путешествий, в которых он почти постоянно находился с 7 августа по 22 сентября 1943 года» 11 .

Архиерей, отдохнув всего день, начал служить уже 24 сентября, слу­жил часто почти через день и обязательно во все воскресные дни и празд­ники, за каждой службой говорил проповедь или поучение пастве. В день памяти преподобного Сергия Радонежского (8 октября 1943 года) влады­ка предписал клирикам Успенской церкви совершать две литургии в праздники и воскресные дни, исходя из того, что Новосибирск большой город и верующих в нём много, поэтому найдутся желающие посетить и раннюю литургию 12 .

С первых же дней своего служения на Новосибирской кафедре архи­епископ Варфоломей стал заботиться о возрождении церковной жизни в Сибири, где оставались считанные храмы и давно уже не было ни духов­ных школ, ни монастырей. В трудные годы войны и в первые послевоен­ные годы Владыка Варфоломей явился духовным собирателем Сибири.

В 1947 году ему было поручено временное управление сначала Владивостокской, а затем и Красноярской епархиями. Территория подве­

9 ГАНО. Ф. 1418. Оп. 2. Д. 4. Л. 6.

10 Протоиерей Борис Пивоваров. Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. — Новосибирск: Православная гимназия во имя Препо­добного Сергия Радонежского, 1998. — С. 99.

11 Там же.

12 Там же.

187

домственных ему епархии простиралась «от Тюмени на западе — до горо­да Владивостока на востоке, от города Енисейска на севере — до Ту­винской автономной области на юге». Ради открытия храмов он посылал в разные города своего секретаря — протодиакона Олега Зырянова.

Уже после окончания Великой Отечественной войны архиепископом Варфоломеем 30 августа 1946 года уполномоченному Созонёнку был предоставлен список духовенства Новосибирской области, наиболее отличившегося патриотической деятельностью в годы войны. Список был небольшой и включал всего две фамилии. Это:

Вольянников Николай Федотович (архимандрит Никандр) — его заслуга состояла в том, что он как секретарь епархии своевременно сообщал духовенству Сибири обо всех распоряжениях Московской Патриархии и Новосибирского архиепископа относительно усиления патриотической работы на приходах, а также о сборе пожертвований на нужды военного времени. Результатом его работы стало то, что прихо­жане двух действующих храмов Новосибирска собрали на нужды военно­го времени 2546582 рубля наличных денег 13 .

Протоиерей Сырнёв Николай Васильевич, настоятель Успенской церкви г. Новосибирска. Его заслуга состояла в том, что он неустанно за литургией и во внебогослужебное время призывал своих прихожан к пожертвованиям на нужды военного времени, сам будучи первым жерт­вователем. Это позволило собрать 988862 рубля наличных денег, кроме того было перечислено 100000 рублей на устройство самолётов и 50000 рублей в фонд обороны 14 .

Кроме того, приобретено приходскими советами и духовенством облигаций 3-го государственного военного займа на 200000 рублей. По поводу указанных взносов архиепископ Варфоломей и благочинный новосибирских церквей иеромонах Никандр посылали четыре телеграм­мы И.В.Сталину о пожертвованиях на нужды военного времени и полу­чили три ответных телеграммы с благодарностью: 19 марта 1944 года за 100000 рублей, 29 мая 1944 года за 230000 рублей, 26 мая 1945 года за 388000 рублей. На последнюю телеграмму на 200000 рублей ответа не последовало 15 .

13 ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 22. Списки лиц служителей культов, представленных к на­граждению «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 -1945гг.» по Новосибирской епархии и переписка о деятельности религиозных объединений за 1946 год. Л. 4.

14 Там же.

15 Там же.

188

За свою обширную патриотическую деятельность 26 ноября 1946 года архиепископу Варфоломею, архимандриту Никандру (Вольянни- кову) и протоиерею Николаю Сырнёву были вручены медали «За доб­лестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» 16 .

Успенский храм продолжал жертвовать денежные средства в различ­ные государственные фонды и после окончания войны. За первое полуго­дие 1946 года на госнужды было отчислено 94690 рублей, кроме того 17162 рубля было передано на восстановление Троице-Сергиевой лавры 17 .

15 мая 1944 года скоропостижно скончался Святейший Патриарх Сергий. Получив известие о кончине Патриарха, владыка Варфоломей сразу же отслужил панихиду, а 18 мая, в день погребения Святейшего, служил заупокойную Литургию со всем городским духовенством.

В марте 1944 года, в Великую Среду, архиепископ Варфоломей совершил малое освящение Вознесенской церкви г. Новосибирска, кото­рая впоследствии стала его кафедральным собором.

По возращении из Омска 4 февраля 1944 года архиепископ Варфоломей занялся устройством церковной жизни в Успенской церкви Новосибирска 18 . Для этого ему потребовалось произвести некоторые кадровые перестановки, в частности, сместить настоятеля протоиерея Павла Протасова на место второго священника, а настоятелем поставить второго священника — протоиерея Николая Сырнёва. Но и на месте второго священника отец Павел Протасов задержался ненадолго, вскоре его сменил священник Прохор Горбунов. А также пришлось заменить старосту А. А. Новицкую, которая, по всей видимости, злоупотребляла своим служебным положением, вследствие чего в церковной кассе обра­зовалась недостача. После принятия административных мер у прихода появилась возможность перечислить 180 тысяч рублей на нужды военно­го времени, 50 тысяч рублей на военный заём, кроме того остались сред­ства на ремонт и другие церковные нужды — 200 тысяч рублей 19 .

В марте 1944 года, в конце четвёртой недели Великого поста управ­ляющий епархией вместе с секретарём иеромонахом Никандром (Воль- янниковым) совершили поездку в Барнаул для освящения Покровской

16 Архимандрит Никандр (Вольянников). Из Новосибирской епархии. Церковное торже­ство в Сибири // Журнал Московской Патриархии, 1947. — №8. — С. 39.

17 ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 21. Статистические сведения о составе религиозных общин по Новосибирской области и г. Новосибирску за 1946 год. Л. 5.

18 Протоиерей Борис Пивоваров. Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея... — С. 108.

19 Там же. С. 110.

189

церкви. В среду пятой недели поста они вернулись в Новосибирск. Великим постом 1944 года архиепископ Варфоломей служил очень часто, по воскресеньям читал акафист Страстям Христовым (Пассии), литургии служил в среду и пятницу, а также по воскресным дням; кроме того, читал на пятой неделе поста канон преподобного Андрея Критского и Похвалу Божией Матери. Начиная с Лазаревой субботы, он служил почти еже­дневно до Радоницы, кроме понедельника Светлой седмицы и понедель­ника Фоминой недели. Большинство служб проходило во вновь открытом Вознесенском (Туруханском) храме, и лишь в четверг и пятницу Светлой седмицы владыка служил в Успенской церкви 20 .

В декабре 1945 года после богослужений и в проповедях было объ­явлено о правительственном разрешении колокольного звона, после этого усилились пожертвования необходимого для отлития колоколов металла. На колокола для Успенской церкви было пожертвовано 20 мед­ных негодных и годных самоваров, чайники, примусы и прочая медная посуда. Освящение креста и колоколов Успенской церкви произошло 9 декабря 1945 года при большом стечении народа. Самый крупный колокол — 12 килограммов, 8 килограммов, самые мелкие 600 и 400 граммов — всего 8 колоколов.

В воскресные дни Вознесенский храм посещало около 1000 человек, Успенскую церковь 200-250 человек. На Пасху 1946 года храмы посети­ло 5000 человек 21 . Всего за 1946 год в Успенском храме было совершено 964 крещений, 1136 заочных отпевания и 55 венчаний 22 .

В Пасхальную ночь 1947 года Вознесенский храм посетило около 3000 человек. Успенскую церковь — 1000 человек, храм в селе Болот­ное — 500 человек. Пасхальные службы прошли спокойно, были выде­лены милицейские разъезды и посты. На Троицу и Вознесение также было много молящихся.

В конце февраля 1949 года православные жители Новосибирска имели редкую возможность быть свидетелями епископской хиротонии благочинного городских церквей архимандрита Никандра (Вольянни- кова) в епископа Бийского, викария Новосибирской епархии. Для уча­

20 Протоиерей Борис Пивоваров. Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея... — С. 111.

21 ГАНО. Ф. 1418. Оп. 2. Д. 6. Материалы о регистрации служителей культа (указы, анкеты, справки и др.) за 1945 год. Л. 5.

22 ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 21. Статистические сведения о составе религиозных общин по Новосибирской области и г. Новосибирску за 1946 год. Л. 4.

23 Удинцев Е., прот. Из Новосибирской епархии. Церковное торжество в Сибири. // Журнал Московской Патриархии. — 1949. — № 5. — С. 75-76.

190

стия в хиротонии в Новосибирск прибыли: Высокопреосвященный Палладий, архиепископ Омский и Тюменский, и Преосвященный Варсонофий, епископ Семипалатинский и Павлодарский. Уполномо­ченный П.Н.Созонёнок также присутствовал на хиротонии 23 .

Епископ Никандр остался секретарём митрополита Варфоломея и посещал Бийск не более двух раз в год. В середине декабря 1949 года митрополит Варфоломей назначил епископа Никандра почётным настоя­телем Успенского храма Новосибирска, о чём было объявлено прихожа­нам. Это мотивировалось тем, что каждый епископ должен иметь кафед­ральный храм. Владыка Никандр был поставлен почётным настоятелем и с целью привлечения народа в церковь архиерейскими службами, для расширения проповеднической деятельности, для наведения порядка в делах прихода.

В 1950 году митрополит Варфоломей по своему обыкновению начи­ная с Вербного воскресенья служил каждый день. В Страстную среду владыка не служил, так как чувствовал недомогание. Во вторник Светлой седмицы он служил в Успенской церкви.

В конце января 1952 года был рукоположен в сан диакона и назначен в Успенскую церковь семинарист Александр Бурдин (в возрасте 21 года). Проучившись полтора года в Московской духовной семинарии, Александр уехал в Новосибирск. Пополнение духовенства за счёт моло­дых семинаристов вызвало тревогу среди старших священников, нача­лись разговоры о том, что владыка заменит всех старых священников семинаристами.

Вскоре диакон Александр Бурдин был рукоположен во священника, 25 августа 1954 года он был назначен в Успенскую церковь Новосибир­ска 24 . В ту же церковь 18 октября 1954 года был переведён диакон Вадим Новицкий. В 1955 году 5 июля владыка Варфоломей назначил в Успен­скую церковь протоиерея Александра Андриевского 25 .

В 1956 году ровно на один год настоятелем храма становится про­тоиерей Александр Щербаков. Это весьма неоднозначный священник, о чём свидетельствует его биография и весьма неоднозначные характери­стики, найденные в архиве.

За всю историю обновленческого раскола имели место случаи покаяния и возвращения в лоно Православной Церкви обновленческих

24 ГАНО. Ф. 1418. Оп. 2. Д. 15. Материалы о регистрации служителей культа (указы, анкеты, справки и др.) за 1954 год. Л. 15.

25 ГАНО. Ф. 1418. Оп. 2. Д. 16. Материалы о регистрации служителей культа (указы, анкеты, справки и др.) за 1955 год. Л. 17-18.

191

клириков. В числе таких священников был и протоиерей Александр Щер­баков, который при обновленцах был возведён в епископский сан.

Отец Александр родился в священнической семье 22 июля 1892 г. Учился в Красноярской духовной школе, а с 1903 по 1912 годы был вос­питанником Красноярской духовной семинарии. В 1914 году окончил экс­терном 6 классов Томской духовной семинарии. В 1921 окончил медицин­ские курсы в Томском государственном университете.

Возведён в диаконский сан 9 февраля 1914 года в Красноярске. В 1915 году начинает служить диаконом в Вознесенском храме Ново- николаевска, где через год над ним совершают иерейскую хиротонию. В 1916 году он служит в Троицком соборе города Колывани. Однако вскоре его снова переводят в Томск полковым священником и проповед­ником в епархиальный храм.

В 1920 — 1921 годах он служит в Никольском храме г. Томска. Затем в октябре того же года его назначают в Преображенский храм в городе Стародуб Черниговской области. Таким образом он переезжает довольно далеко на запад страны.

В 1922 — 1925 годах Александр Щербаков был поставлен настояте­лем обновленческого Богоявленского Братского храма в Могилёве.

26 июля 1923 г. в Александро-Невском соборе города Новоникола- евска Щербакова рукоположили во «епископа Акмолинского и Актюбинского».

В хиротонии принимали участие Петр (Блинов), «епископ» Александр (Авдентов) и «епископ» Александр (Введенский). В период с 1925 по1929 гг. «епископ Витебский и Полоцкий», а с 1929 по 1930 гг. состоял «архиепископом Боровичским». С 1935 по 1949 гг. состоял на гражданской работе.

Вернулся из обновленческой схизмы, был принят в сане протоиерея 17 апреля 1949 г. и назначен священником Преображенской церкви города Кролевец Сумской епархии. В 1951 г. принят в Днепропетровскую епархию, а в 1953 г. перешел во Владимирскую епархию.

С 14 ноября 1955 г. настоятель Никольской церкви г. Старо- Кузнецка Новосибирской епархии. С 22 декабря 1955 по октябрь 1956 настоятель Покровской церкви г. Барнаула. С декабря 1956 по ноябрь 1957 г. настоятель Успенской церкви Новосибирска. С 17 декабря 1957 г. священник Михаило-Архангельской церкви г. Сталинска Кемеровской области. В 1960—1961 гг. священник Челябинской епархии. С февраля 1963 г. настоятель Троицкого кафедрального собора г. Ижевска. С 1963 года священник Покровской церкви г. Барнаула. Скончался 12 июля 1972 г. Похоронен на Власихинском кладбище г. Барнаула...

192

Количество треб в Успенской церкви города Новосибирска на 1 мая 1956 года 26 : крещения — 1497, венчания — 23, отпевания — 757, испо­ведь — 2200.

В 1957 году отца Александра сменил предпоследний настоятель Успенского храма протоиерей Николай Магницкий. В годы служения отца Николая настоятелем Успенской церкви, как мы видим из представ­ленной выше статистики, положение дел в материальном плане значи­тельно улучшилось. Но, к сожалению, внутри прихода были некоторые нестроения, которые вылились в скандал, который вызвал большой резо­нанс в Новосибирске.

Отец Николай Магницкий, как и его предшественник Щербаков, в 1920-е годы не устоял перед соблазном вступить в обновленческие структуры. Возможно, это каким-то образом определило характер их дальнейшей пастырской деятельности. Известно доподлинно одно — уже с 1956 года тянутся предпосылки к разрушению храма.

Дело в том, что на приходе начались неуставные отношения между отцом Николаем и бухгалтером прихода Натальей Новицкой. Про это известно мало, скажем лишь то, что бухгалтерша каким-то образом взяла всю власть на приходе в свои руки. Из сохранившихся жалоб прихожан и отчёта по ревизии подлинно известно, что Новицкая пользовалась при­ходским автомобилем, жила в квартире, которая была приписана к храму, и путем подлога документов получала оклад около двух тысяч рублей. На то время это была немыслимая сумма. Подобного рода бесчинства продолжались почти три года, причем на жалобы прихожан ответа влады­ки не поступало.

Переломный момент случился в 1960 году. Между женой настоятеля и Новицкой случилась ссора, получившая широкую огласку. После этого Владыка Донат (Щёголев) поменял настоятеля Успенской церкви. Новым главой прихода стал протоиерей Димитрий Степанов. К сожале­нию, в 1962 году Успенский храм был снесён по приказу властей.

Закрытие Успенского храма в 1962 году

В 1940- 1950-е годы кладбище начало из года в год приходить во всё более плачевное состояние. Как это ни странно, на месте, предназначен­ном для захоронений, появились различные рынки, были проложены рельсы и трамвайные пути. В 1958 г. городские власти предполагали аль­

26 ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 51. Статические сведения о церковных зданиях, доходах, количестве совершённых обрядов за 1956 год. Л. 3.

193

тернативный вариант — перенести Успенский храм на новое место, кото­рое должен был указать главный архитектор города. Таким местом было выбрано новое, более удобно расположенное Заельцовское кладбище. Такое решение властей объясняется тем, что в 1958 году планировалось переконструировать ул. Гоголя: продлить её до проспекта Дзержинского, прибегнув к увеличению ширины до 60 метров и застроив жилыми масси­вами.

В связи с развернувшейся антицерковной компанией Хрущёва в 1962 году градоначальники дали приказ на уничтожение Успенского храма. Начались протесты прихожан и всех верующих Новосибирска, но это было безрезультатно. Поражает упорство, с каким был исполнен данный указ. Для ликвидации храма безбожникам понадобилась всего лишь одна ночь. За ночь они полностью разобрали храм и убрали кладби­ще.

К счастью, удалось заранее вывезти из храма все святыни и утварь в Вознесенский собор Новосибирска. Исследователи установили по имеющимся в архивных документах данным, что икона Божией Матери «Черниговская», которая ныне хранится в Вознесенском соборе, была туда принесена из Успенского храма.

Священников из разрушенной Успенской церкви перевели в Возне­сенский кафедральный собор. Среди них были настоятель протоиерей Димитрий Степанов, иерей Леонид Дугин и протодиакон Евфимий Белохвостиков. Также и хор Успенского храма перешел в Вознесенский собор вместе с регентов Геннадием Солодчиным.

После закрытия в 1962 году Успенской церкви в Новосибирске обра­зовалась небольшая группа верующих, «которую возглавила дочь быв­шего настоятеля этой церкви А.Д. Ганьшер, работающая врачом в сан­эпидстанции Дзержинского района. Она организовывала в Дзержинском и Центральном районах города сбор подписей за постройку нового храма, взамен снесённого. Ганьшер на собранные среди верующих деньги на открытие новой церкви дважды посещала Патриархию в Москве.

В конце 1963 года эта группа направила Патриарху картину с изоб­ражением снесённой церкви. Поведение Ганьшер обсуждалось на собра­нии медицинских работников района. О ней была помещена статья в газете „Вечерний Новосибирск". Но старания активистки Анны Ганьшер так и не принесли никакого результата» 27 .

27 Гуляев В., иер. Новосибирская епархия во время хрущёвских гонений (1956—1964 гг). // Церковь и время, № 4 (85) — 2018. — С. 155.

194

В заключение необходимо напомнить о том, что основание Успен­ского храма происходило в середине 1920-х годов. Учитывая ситуацию в стране, когда уже началось закрытие и разрушение храмов, данный факт можно воспринимать как исторический феномен.

Во время войны духовенство Успенского храма активно участвовало в сборе средств на борьбу с немецко-фашистскими оккупантами и призы­вало верующих принимать посильное участие в помощи бойцам Красной армии, а также сиротам и вдовам красноармейцев. Следует отметить, что эта помощь продолжалась и в послевоенный период.

Успенский храм был восстановлен лишь в 90-е годы XX века трудами епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона (Емельянова) 28 . После его переговоров с властями в 1995 году Новосибирской епархии Русской Православной Церкви было передано здание, возведённое на месте бывшей Успенской Церкви. В 1999 году восстановленный храм был освящён епископом Новосибирским и Бердским Сергием (Соко­ловым; +2000).

28 Управлял Новосибирской епархией в 1990—1995 (епископ) и 2000—2018 гг. (архи­епископ, с 8 января 2012 — митрополит). С 28 декабря 2018 г. — митрополит Владимирский и Суздальский, глава Владимирской митрополии.

195

 


Автор: Коновалов Сергий Валентинович, протоиерей

Опубликовано: Богословский сборник. Вып. 14

Ссылка на первоисточник: http://oopnm.ru/bs-npds-14/