Выставка «Исаакиевский собор и его создатели» открывается в Государственном музее Пушкина

03
Экспозиция содержит иллюстрации к детской книге, посвящённой истории знаменитого петербургского храма

МОСКВА. Выставка «Исаакиевский собор и его создатели» открывается сегодня в Государственном музее Пушкина. Там представлены иллюстрации к детской книге, посвящённой истории знаменитого петербургского храма, передает телеканал «Культура».

Детская книга, для которой созданы эти иллюстрации, еще не вышла. Она расскажет историю строительства Исаакиевского собора – о первых трех храмах, носивших это название, об эпохальной перестройке, продолжавшейся 40 лет, и людях, которые создали шедевр, начиная с архитектора Огюста Монферрана, для которого работа над собором стала делом всей жизни.

«Не было бы Монферрана, не было бы скульптора Витали, Якоби бы не изобрел гальванопластику, Брюллов бы не залез на купол и в общем, даже, здоровье подорвал, да, не написал бы, ничего бы не было», – заявил директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров.

Автор иллюстрации Георгий Панайотов больше известен, как иконописец. Для светской литературы он работает нечасто, но здесь особый случай. На изображениях, в том числе, неочевидные особенности здания: вот, например, настоящий размер голубки, парящей под куполом собора, или система праздничной иллюминации, которая работала в храме до революции.

«Сейчас мы знаем, что в городе на большие праздники у нас горят ростральные колонны, зажигаются огни на них, а когда-то еще и на Исаакиевском соборе зажигались огни, в четырех углах храма находятся светильники. Там подведены трубки, которые подавали газ. Есть предположение, что, может быть, сразу стало понятно, что металл, из которого они сделаны, не выдержит большой температуры долго, и есть предположение, но это очень неточно, что, может быть, заливали жидкое горючее», – рассказал художник Георгий Панайотов.

Эта выставка – экскурс не только в историю Исаакиевского собора, но и в лабораторию художника. На некоторых иллюстрациях сохранены заметки автора и направляющие линии. Работы выполнены акрилом. Художник говорит, что сложнее всего было фиксировать стремительно менявшуюся моду и внешний вид Петербурга. Образы создателей собора восстанавливались по гравюрам, фотографиям и живописи, как например, портрет Ивана Витали.

«У нас есть изображения Карла Брюллова, на котором показано, как он лепит скульптуру, я опирался во многом на него. Но мне было любопытно и интересно посмотреть и на другие портреты, один из них показывает скульптора Витали со спины. Он был достаточно невысокий и очень энергичный, судя по той позе, в которой он показан на портрете со спины, очень такой живой темперамент», – пояснил Панайотов.

По словам Панайотова, история Исаакиевского собора – антипод мифа о Вавилонской башне: самобытные мастера, зачастую говорившие на разных языках, преодолели свои различия для работы на благое дело.


07 июля 2022
Поставьте свою оценку Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...