В храме во имя святого апостола Андрея Первозванного действует выставка сузунской народной иконы
Среди художественных народных центров особняком стоит сузунская иконопись. Яркие и самобытные образы Спасителя, Николая Чудотворца, Георгия, Архистратига Михаила и других святых выделяются своей трогательной простотой и задушевностью, но вместе с этим они каноничны и ищут традицию.
Поселок Сузун находится в одном из старейших районов Новосибирской области. Его исключение связано с присутствием алтайских Колывано-Воскресенских металлургических предприятий уральских заводчиков Демидовых. В начале этих заводов плавили только медь в 1744 году — серебро. С этого времени заводы перешли в собственность имтрицы Елизаветы Петровны и стали управлять Кабинетом Императорского Величества.
Для местного иконописного промысла, который, как считается, зародился здесь во второй половине XIX века, огромную роль сыграла зимняя Никольская ярмарка, проходившая в Сузуне с 6 по 20 декабря. основными покупателями на ярмарке были импортные торговцы, которые брали товары в кредит и развозили по всему Алтаю. Там они скупали у сельского хозяйства продукты, пользующиеся большим спросом за пределами края — коноплю, мед, лен, кедровые орехи, воск, меха, — и везли обратно в Сузун, продавая все это для проживания и приезжим купцам. Развозили торговцев по всему краю и иконописной продукции сузунских мастеров — поэтому эти иконы можно встретить в городах, поселках и деревнях, в коллекциях музеев, массовых собраниях и в антикварных салонах Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской плотности,
Икона всегда сопровождала русского человека. В строящихся острогах первым делом воздвигался деревянный храм. Казачьи отряды, которые двигались по территории Сибири, имели в своем составе полковую церковь и священника. И первые иконы в Сибири были привозными, позже стали писать свои. Особые черты сибирской иконы отразились в иконографии — в составе тех сюжетов, которые здесь почитались. Первый и самый сибирский сюжет — икона «Архангел Михаил грозных сил воевода». В центральной части России она не распространена, но именно этот сюжет лег в основу знамени казачьего войска Ермака. И здесь эта икона стала иметь несколько иной смысл: прекрасный юноша-всадник на алом коне нес свет православия в темную Сибирь. Кроме того, одной из самых почитаемых икон в Сибири становится икона Святого Дмитрия Солунского — греческого святого, покровителя православного воинства. Также чрезвычайно важны образы Богородицы, Спасителя, Николая Чудотворца.
Позже появилась местная специфика. Приехавшие в Сибирь люди желали иметь у себя изображения важных для них святых. Так, появились семейные иконы, на которых изображались святые — покровители супругов, их родителей, прародителей, детей. Они писались по заказу семьи к свадьбе, к рождению детей. Зачастую иконы избранных святых подбирались не только по именам, но и в связи с нуждами и занятиями хозяина. Так, святые Флор и Лавр покровительствуют коневодам, Преподобные Зосима и Савватий — пчеловодам. Купечество хотело иметь более дорогие иконы, с золоченным фоном и драгоценным окладом. В более простом исполнении были доступны абсолютно для всех. Каждый мог заказать их мастеру или приобрести на базаре, выменяв на три луковицы…
На выставке представлены сусунской иконы из коллекции Новосибирского краеведческого музея. Благодарим за предоставленные действия научного музея Татьяну Викторовну Прохорову.
Епархиальный медиа-центр