Каталог Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы Публикации М. Н. Добрынин. Некрополь Ново-Николаевска (Закаменское кладбище)

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

г. Ново-Николаевск (ныне г. Новосибирск)


М. Н. Добрынин. Некрополь Ново-Николаевска (Закаменское кладбище)

 




В России кладбища создавались изначально при приходах церквей сёл и городов. Такой порядок соблюдался до начала 80-х годов XVIII века, когда по указу правящего Сената от 24 мар­та 1771 года землю под кладбища стали выделять на расстоянии 100 саженей (213 м) от послед­него жилого дома в населённом пункте, а в селениях на расстоянии 250 сажених (532 метра). Погребение на кладбищах находилось в ведении духовенства, так как обряд погребения тесно был связан с вероисповеданием умершего. В губернских и крупных городах кладбища могли разделяться по конфессиональному признаку. В малых городах, к которым в начале 20 века относился город Ново-Николаевск, кладбище делилось на части пропорционально существу­ющим в этом городе конфессиям.

В Ново-Николаевске первое кладбище (позже его стали именовать Первое Центральное), вероятно, начало действовать в 1897 году (это дата начала первого межевания земель поселка Ново-Николаевского), хотя есть устные свидетельства, что при церкви Александра Невского был погост, но документов, подтверждающих это, не найдено.

Первое Центральное кладбище было частично закрыто 7 декабря 1909 (по старому стилю) и окончательно ликвидировано в 1925—1926 годах. На его месте сейчас находится Центральный парк культуры и отдыха, а также стадион «Спартак».

Второе Центральное кладбище было открыто одновременно с Закаменским кладбищем. Окончательное решение этого вопроса было принято в Третьем Отделении Томского губернско­го управления 7 Декабря 1909 года (по старому стилю). Действовали эти кладбища до 1942 года, когда они были закрыты, а окончательная их ликвидация произошла в 1969 году. Так же как и сейчас, для начала работы кладбищ нужно было провести предварительно межевание земли и разбить будущее кладбище на конфессиональные участки. Такую работу выполняли тогда в летнее время года, то есть только когда не было снежного покрова на земле. Следовательно, на обоих кладбищах начали хоронить покойников не раньше осени 1910 года. Разбивочные чертежи сохранились в ГАНО в фонде Р1124, оп. 4, дело 8, листы 2, 3, 4, 12, 14, это фонд Гор — коммунхоза, который в Советское время занимался погребением усопших и кому принадлежали кладбища города.

Этот недолгий экскурс в историю кладбищ Ново-Николаевска был необходим для того, чтобы с большей точностью определить выборку из метрических книг разных церквей города. Из разбивочного чертежа Закаменского кладбища видно, что оно имело прямоугольную форму и в восточной части граничило с землями деревенской общины деревни Усть-Иня. Кладбище было разделено на части: Магометанскую, Еврейскую, Лютеранскую, Католическую, Военную, три Православных участка, запасной участок и участок для постройки кладбищенской церкви. Кладбище должно было занимать площадь 8 десятин и 800 кв. саженей (9,065 га, со сторонами прямоугольника 426,8 м на 212,4 м).

Закаменское кладбище закрыли в 1942 году, а окончательно ликвидировали в 70-х годах XX века, но до сих пор на кладбище лежат две гранитные плиты. Под одной захоронены Тара­кановы, под другой неизвестный мусульманского происхождения.

При сборе материалов для некрополя Закаменского кладбища был применён опыт наших коллег из г. Томска по составлению «Католического некрополя города Томска». В Закаменской части г. Ново-Николаевска в 1909 году была построена деревянная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери (Богородице-Казанская церковь). Приход этой церкви включал в себя всю Закаменскую часть г. Ново-Николаевска и деревню Усть-Иня, находившуюся тогда рядом с городом.

Из третьей части (об умерших) метрических книг церкви Казанской иконы Божьей Мате­ри в Закаменской части г. Ново-Николаевска выбирали записи и составляли списки умерших по годам и месяцам, сводя их в таблицу (пример):

1912 год

Дата смерти Ум ./пгр Кто умер Сколько лет От чего
1 2 3 4
НОЯБРЬ
7/9 Крестьянин Тобольской губ., Тюкаленского уезда, Ново-Покровской вол., деревни Лагушкиной, Аврам Иванович Ярков 37 простуды
13/14 Крестьянская вдова Саратовской губернии, Балышевского уезда, Баклушенской волости, села Журавки, Матрона Петровна Огешина 54 водянка
18/20 Крестьянина Курской губернии, Объяновского уезда, Павловской волости, деревни Череновой, Елезара Осиповича Польщикова законная жена Ксения Григорьевна 19 при родах
1 2 3 4
25/27 Крестьянин Тобольской губернии, Ишимского уезда, Салатской волости и села Георгий Иванович Филюгин 34 воспаление лёгких
28/29 Крестьянин деревни Усть-Ини Родион Максимович Мальцев 84 старости
ДЕКАБРЬ
22/24 Крестьянин Вятской губернии, Малмыжского уезда, Межиновской волости, деревни Нижне-Изверок Алексей Ильич Барбашов 25 простуда

Работа над некрополем ещё не закончена. Крайние годы в списке ей умерших будут 1910­1924 гг.

В это же время появляется мусульманское (Татарское) кладбище. Начало его работы, веро­ятно, 1908 год, так как при выделении земли под компактное проживание мусульман последним выделен участок с привязкой к мусульманскому кладбищу.

Источники:

1. Католический некрополь города Томска (1841—1919 гг.), под редакцией Ханевича В. А., г. Томск, 2001, с. 4-38.

2. 10 лет на службе городу. Ново-Николаевская городская дума в документах и материалах. НП «Центр архивных технологий», г. Новосибирск, 2008 г., с. 177, 267, 268.

3. Новосибирск, историко-географический атлас, Роскартография, Новосибирская карто­графическая фабрика, 1993 г., с. 13, 15, 21.

4. ГАНО, фонд Д. 97, оп. 1, д. 198, листы: 4, 4об., 9.

5. ГАНО, фонд Р. 1124, оп. 4, д. 8, листы: 2, 3, 4, 12, 14.

6. ГАНО, фонд Д. 156, оп. 1, д. 2741 — Метрическая книга по Томской духовной консистории Богородице-Казанской церкви г. Ново-Николаевска за 1912 год.


Материалы Первой межрегиональной Западно-Сибирской родоведческой науч-
но-практической конференции / Новосибирское историко-родословное общество ;
сост.: М. Н. Добрынин, Д. Ю. Гладышев – Новосибирск : Издательство НГОНБ, 2018. –
66, [1] с.