Новосибирские мастера поддерживают древние традиции мозаичной иконописи
Образы святых, выложенные из кусочков смальты, встречаются и в византийских храмах, и в соборах Древней Руси.
Многим ─ более тысячи лет. Корреспондент «Вестей» побывал в мастерской и узнал некоторые секреты древнего ремесла.
Мозаичное полотно имеет площадь с небольшую комнату. В сотне оттенков смальты ─ переливы света, игра теней. В ликах, орнаменте ─ миллионы кусочков материала. Успение Богородицы ─ традиционный евангельский сюжет. Икона украсит один из пределов Храма в честь Казанской Богоматери в Кемеровской области. Эта церковь выделяется на фоне большинства сельских приходов: все его стены решено оформить мозаикой, что является редкостью для больших соборов, поскольку дело затратное.
«Как показывает практика, до наших дней доходят мозаичные работы в изначальном виде, но цвет и живопись сохраняются, на них не действуют ни копоть, ни грязь. Работы можно мыть», ─ рассказывает художественный руководитель мозаичной мастерской Андрей Кордаков.
Одна из старейших в мире христианских мозаик находится в храме Святой Софии в Стамбуле. Ей более тысячи лет. До наших дней сохранились также киевская, новгородская мозаика ХI-ХIII веков. За сотни лет изменилось многое, в том числе материалы, технологии, но ручную работу мастеров ничто не способно заменить.
Как правило, над элементами большой мозаичной иконы трудится не один мастер. Их вклад в произведение зависит от опыта, интереса, умений художника. Например, работа над ликами требует высочайшего уровня профессионализма. Чуть проще – выкладка орнамента или фрагментов одежды.
Со дня на день мастера приступят к работе и над новой иконой для православной часовни Семь отроков Эфесских о христианских мучениках, живших в III веке.
«В момент борьбы с христианством на них было оказано давление, чтобы они отказались от своей веры и приняли официальную ─ идолопоклонство. Но такие понятия как преданность, верность у этих ребят были на высоте», ─ рассказывает директор мозаичной мастерской Людмила Тарасова.
За отказ поклоняться языческим божествам мужчин заживо замуровали в пещере. Спасение они нашли во сне, проспали несколько веков и остались живы.
Бывает, смотришь на икону и ничего не чувствуешь, она будто пустая, объясняет художественный руководитель мозаичной мастерской Андрей Кордаков. Но если работаешь с душой и любишь своё дело, то и образы всегда находят отклик.