О находке бердские музейщики узнали благодаря сотрудникам Сибирского центра колокольного искусства, которым её показал один из местных кладоискателей. В это время специалисты готовили к переносу надгробия с могилы выдающегося бердского просветителя статского советника Николая Ларионова. Сотрудники центра на время одолжили находку у собирателя древностей, сделали форму для отливки копии и изготовили реплику солдатской награды, которая позволила получить достаточно информации, чтобы начать исследование.
Как рассказала «Новосибирским новостям» заведующая отделом кинохроники Бердского историко-художественного музея Татьяна Свиридова, найденной на дне Обского моря солдатской наградой оказался Знак отличия Военного ордена 4-й степени. Так до 1913 года называли Георгиевский крест. По чётко сохранившемуся номеру креста — 131099 — поисковики без труда выяснили, кому принадлежала награда. Это некто Лука Чеботарь, младший унтер-офицер 5-го эскадрона 52-го драгунского Нежинского полка. Награду солдат получил во время Русско-японской войны за мужество и храбрость, показанные в боях. Но дальше загадок стало больше.
«Нам удалось связаться с историографом 52-го драгунского Нежинского полка Александром Александровичем Карским. Выслушав наш рассказ о находке на территории старого Бердска, он был очень удивлён. Ему показалось странным, что в Нежинский полк попал бердчанин. Мы предположили, что этот человек был не из Бердска, а в Бердск или в Новосибирск он приехал уже после Русско-японской войны.
В книге Александра Карского „52-й драгунский Нежинский полк“, которую я получила буквально на прошлой неделе, мы нашли информацию о награждении нашего Луки Чеботаря. То есть всё документально подтверждено.
Теперь началась следующая часть исследования. По некоторым неподтверждённым данным, некто Лука Чеботарь проживал в частном секторе на Шлюзе, в Советском районе Новосибирска. Эта информация дала повод подумать, что, наверное, мы можем найти потомков этого человека, разузнать, кем он был, действительно ли жил здесь, и передать им реплику его награды», — сообщила Татьяна Свиридова.
Знак отличия Военного ордена 4-й степени, найденный на территории старого Бердска. Фото: Татьяна Свиридова, Бердский историко-художественный музей
Самого оригинального креста у музейщиков не осталось. Он, как и многие другие находки со дна Обского моря, ушёл на чёрный рынок предметов старины. Всё, что выбрасывает на берег эта новосибирская Атлантида, принадлежит Бердску и бердчанам только с морально-этической точки зрения, но не с юридической. Большая часть артефактов старого Бердска проходит по ту сторону исторических открытий.
По словам Татьяны Свиридовой, в прошлом году был только один случай, когда найденный оклад иконы передали в современную Сретенскую церковь на территории Бердска нынешнего. Впрочем, эксперт считает, что полученная информация даже важнее утраченного предмета, а если дальнейшее исследование будет успешным, то оно поможет пролить ещё немного света на тёмную тему.
«Я считаю, что тема участия наших земляков в Русско-японской войне мало исследована. Крест Луки Чеботаря подключает нас к этой большой истории и даёт нам стимул, возможность сделать первый шаг к началу большого исследования. Я уверена, что тема не исследована не потому, что нет информации, а потому, что, видимо, пока не пришло время. А Лука Чеботарь как будто говорит нам, что, мол — пора, ребята, беритесь, исследуйте», — рассуждает сотрудница бердского музея.
Как оказалось, Чеботарей в Новосибирске очень много, это довольно распространённая фамилия. Всех, кто может передать в Бердский историко-художественный музей какие-либо ценные сведения о семье драгуна Луки Чеботаря, просят писать на электронную почту по адресу muz970@mail.ru. Также с сотрудниками музея можно связаться по номерам телефонов, указанным на официальном сайте.