Сан: протоиерей

Год рождения: 1873

Место последнего служения (проживания): г. Новосибирск

Дата приговора: 10.06.1933

Приговор: выслан на 3 года

Афанасьев Николай Львович, протоиерей, г. Новосибирск, Закаменская Покровская церковь , секретарь епархии, род. в г.Уфа в 1873 г. Образование: среднее спец. духовное. Дата ареста: 13 марта 1933 г. Обвинение: обв. в к.р. агитации, ст. 58-10,11 УК РСФСР. Тройкой ПП ОГПУ Запсибкрая 10.06.1933 приговорен к высылке в Восточно-Сиб. край сроком на 3 года. Дата реабилитации: 6 июля 1989 г.

Покаяние в обновленчестве о. Николая (С. Г. Петров ПОКАЯННОЕ ПОСЛАНИЕ НОВОНИКОЛАЕВСКОГО СВЯЩЕННИКА ПАТРИАРХУ ТИХОНУ (1924 ГОД).

Так, известно, что он с 1883 по 1887 гг. находился в Уфимском мужском духовном училище, а с 1887 по 1893 гг. учился в Уфимской духовной семинарии. В причте Симеоно-Верхотурской церкви о. Николай состоял до 1915 г. В мае этого года он был награжден Святейшим Синодом за заслуги перед духовным ведомством наперсным крестом. А в августе освобожден от службы приходским священником и назначен наблюдателем церковных школ Уфимского уезда. Именно духовно-учебному поприщу о. Николай уделял огромное внимание. До революции он был членом уфимского уездного отделения епархиального училищного совета, законоучителем городских училищ, преподавал на различных кратковременных курсах, в частности, при уфимском уездном полицейском управлении. В 1917/18 уч. г. являлся председателем совета епархиального женского училища. В начале сентября 1918 г. был в комиссии по духовно-учебным заведениям уфимского епархиального собрания, которая пыталась освободить от военного постоя Народной армии Комуча помещения семинарии, мужского и женского духовных училищ. На собрании он был выдвинут в кандидаты для избрания в состав Уфимского епархиального совета, учрежденного вместо духовной консистории, но снял свою кандидатуру. Возглавлял о. Николай в разное время епархиальный книжный склад, являлся казначеем правления епархиальных эмерительной и похоронной касс.

Из письма можно сделать вывод, что в 1893 г. после окончания духовной семинарии его рукоположил в священника выдающийся православный иерарх – архиепископ Уфимский и Мензелинский Дионисий (Д. В. Хитров), ученик и сподвижник святителя Иннокентия Московского, апостола Сибири и Америки. Симеоно-Верхотурская церковь являлась средоточием жизни большого рабочего русского района под названием «Северная слобода» и была известна своимим онархическими и стойкими православно-патриотическими традициями. В либерально-демократической среде данный храм слыл самой черносотенной церковью Уфы. В годы Первой русской революции священник Николай Афанасьев был активным организатором монархических шествий и кружков патриотов, выступавших за возвращение жизни города в нормальное русло. Во время молебнов на площади перед церковью, в которой он служил, о. Николай обращался к собравшимся рабочим с призывами разоблачать «социалистов и крамольников» и защищать «Веру, Царя и Отечество».

Из письма самого Николая Афанасьева следует, что он прибыл в Новониколаевск из Уфы во время Гражданской войны – 26 июля 1919 г. по старому стилю, т.е. 7 августа. Он служил с марта 1921 по ноябрь 1923 гг. в Никольской часовне на Красном проспекте, затем вплоть до написания «покаяния» (2 апреля 1924 г.) – в городской Покровской церкви. Когда начался раскол и Новониколаевск стал центром сибирской обновленческой митрополии, о. Николай, понимая незаконность притязаний раскольников, тем не менее, признал прибывших в город самозваных епископов. Сделал он это из-за боязни ареста и желая оградить Никольскую часовню от служения в ней безблагодатных«экзурпаторов» из обновленческой «Живой церкви». По признанию о. Николая, он не покинул часовню только потому, что знал, если все это не угодно Богу, то обновленцы уже давно бы его выгнали. Со слов автора письма, пока он был в часовне, раскольничьи архиереи и поставленные ими священники не совершали здесь богослужений. Сам же протоиерей все время поминал патриарха и канонических иерархов поименно «за проскомидіей, за задостоиникомъ и на молебныхъ», т.е. негласно, или редко, или в частном порядке, а новых епископов – только на ектениях, т.е. открыто и гласно, но «съ большой скорбію и небрежностію».

После освобождения из-под ареста первосвятителя о. Николай в течение нескольких месяцев не возносил имен схизматиков вообще, за что в ноябре 1923 г. последние перевели его, как приверженца патриарха Тихона, «на приход» (вполне возможно, сельский). И тут протоиерей проявил, по его собственным словам, мужество и решил не подчиняться более власти самочинных архиереев, которые до этого момента хотели даже наградить его палицей, давали место ключаря в Александро-Невском соборе и три раза предлагали стать обновленческим епископом. Дополнительную убежденность придала ему изученная самостоятельно Книга правил святых апостолов, вселенских и поместных соборов и святых отцов, врученная самозванцами при увольнении из часовни. Теперь он твердо знал, что все духовенство обновленческого поставления должно быть лишено обретенных в расколе степеней, а такие, как он, обязаны раскаяться по поводу погружения в «греховную пучину» схизмы, дабы соединиться с патриаршей церковью с сохранением сана.

Согласно письму, после ухода из часовни о. Николай стал молиться и служить изредка в близлежащем Покровском храме, где священник Александр Васильев и прихожане тоже не признали обновленцев, но находились под их властью из-за страха перед возможными арестами. По сведениям Николая Афанасьева, в начале апреля 1924 г. паства о. Александра и он сам хотели вернуться в патриаршую церковь. Автор письма Патриарху Тихону просил его помолиться за «великого грешника», простить и разрешить ему служить в «старой церкви», которой руководил первосвятитель. Он обещал никогда более не общаться с обновленцамии, даже не ходить в храмы, где хоть и не признают раскольников, но находятся под их властью.

Как известно из литературы по истории православных храмов в Новосибирске, из единственного сюжета, связанного с протоиереем Афанасьевым, он возглавил тех самых прихожан Покровской церкви, которые решили открыто заявить о своем уходе к Патриарху. Они купили за речкой Каменкой частный жилой дом, где организовали старо-покровскую общину (т.е. общину «староцерковников», так называли тогда приверженцев Патриарха Тихона), настоятелем которой стал о. Николай.


Письмо митр. Никифора зам. Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию №398 от 20.05.1933 // Архив Московской Патриархии. Ф. 1. Оп. 4. Ед. хр. 1550. Л. 22,58.

База данных «Жертвы политического террора в СССР». URL: http://base.memo.ru/

Книга памяти жертв политических репрессий в Новосибирской области. Новосибирск, 2014. Вып. 4.

Метки:

++