В России вспоминают жертв политических репрессий
Памятный день установили 18 лет назад. Кто попадал под колёса карательной машины, почему о лагерном прошлом часто не знали даже близкие родственники осужденных? И где сегодня берегут память о трагической странице советской истории?
История Дня памяти жертв политических репрессий делится на официальную и неофициальную части. На государственном уровне памятный день учредили в 1991 году. Но началось всё намного раньше. 45 лет назад, 30 октября, пермские и мордовские узники объявили о начале голодовки в знак протеста против политических репрессий в Советском Союзе. С тех пор на протяжении многих лет советские политзаключённые объявляли голодовку именно в этот день.
Обвинённые в контрреволюционной деятельности, измене Родине, шпионаже. Они не убивали, не грабили, но для советской власти, как считала сама власть, были не менее опасны. «Сидели» часто вместе с уголовниками. Только в конце тридцатых и только по официальным данным, жертвами политических обвинений в СССР стали полтора миллиона человека.
Под колёса карательной машины попала и мама Ирины Геннадьевны. Блокадница, студентка театрального училища. В Новосибирске познакомилась с молодым учёным, исследователем марксизма. О том, что он писал некий пятисотстраничный труд, знала. Узнали и в НКВД, начали слежку. В 1944-м задержали обоих. Девушку судила так называемая «тройка». Ни следствия, ни суда.
В лагере девушку пожалел врач, поставил стенокардию. На тяжелые работы с таким диагнозом не отправляли. Она читала стихи заключенным, выступала с концертной бригадой. Через год освободили по амнистии. Дочь долгое время о прошлом матери не знала. Впрочем, как и многие дети репрессированных.
─ Родители скрывали от детей эту информацию, чтобы они не раскрыли её и не тяготились этим. Люди, которые сейчас в возрасте, могли не знать, что у них есть такие родственники, ─ заметил руководитель проекта Новосибирской митрополии «Сохраним наследие», протоиерей Игорь Затолокин.
В наши дни все изменилось. Если узнают, стараются память сохранить. Документы, личные вещи репрессированных их родные привозят в церковно-исторический музей в Ложке. Одна из экспозиций буквально окунает в лагерный советский быт: нары, печка-буржуйка, тяжёлая тюремная дверь. Пробыть здесь нескольких минут достаточно, чтобы захотеть выйти к свету. И не забывать уроков прошлого.