Леонид Мышкин, София Писарева. Жизненный путь священника Александра Злобина
Александр Злобин родился в 1875 году в Оренбурге в семье священника. Окончил гимназию в 1891 году. Служил на железнодорожной станции Оренбурга (1891—1893 гг.), построенной в 1877 году. Начало службы совпало с распоряжением императора Александра III от 1891 года о строительстве Транссибирской магистрали — железной дороги, связывающей европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Дорога строилась быстро: в 1892 году завершено строительство участка Самара-Челябинск, в 1894 году — Челябинск-Омск. Таким образом, и Москва, и Оренбург, уже связанные железной дорогой с Самарой, получили связь и с этими городами. Александр Злобин, работая на станции Оренбурга, знал обо всем этом и принял в 1894 году решение переехать в Омск. Он поступил в механическое техническое училище Омска. Омское механико-техническое училище было открыто в 1882 году как «среднее техническое учебное заведение, имеющее целью приготовление сведущих и практически подготовленных техников». Это было первое четырехклассное техническое учебное заведение в Западной Сибири. Согласно новому уставу, в 1890 году оно преобразовано в трехклассное низшее механико-техническое училище, с осени 1895 года учебное заведение официально стало называться Омским Императора Александра III низшим механикотехническим училищем. По окончании училища в 1897 году Александр стал служить на железнодорожной станции Омска.
Будучи искренне верующим человеком, регулярно посещал церковные службы и, обладая сильным и красивым голосом — басом, пел в хоре. В храме однажды познакомился и со своей будущей женой Анной Ивановной Сатирской.
Анна Ивановна родилась в 1878 году в семье священника Иоанна Серапионовича Сатирского в селе Пашигрево Нижегородской губернии. В 1896 году отец Иоанн Сатирский получил назначение в один из храмов Омска, и семья Сатирских перебралась в Омск. В 1897 году Александр Злобин и Анна Сатирская обвенчались. В 1900 году у них родилась дочь Александра.
К этому времени Транссибирская магистраль достигла Владивостока. Для подготовки железнодорожных кадров во исполнение постановления Российского правительства в 1900—1903 годах в Тюмени, Омске, Красноярске и Иркутске были открыты железнодорожные технические училища. В 1906 году Злобин заочно окончил Омское техническое железнодорожное училище и получил назначение на должность начальника железнодорожной станции Юрга и куратора участка Западно-Сибирской железной дороги со станциями (восточнее станции Обь, сейчас Новосибирск), Болотная, Юрга, Тутальская, Литвиново, Тайга; станция Юрга построена в 1906 году, остальные — в 1896 году.
В 1912—1914 гг. Злобин принял активное участие в строительстве храма в селе Турнаево (в 19 км к северу от села Болотное). Он обеспечивал поставки строительных материалов по железной дороге. Лес поставлялся со станции Тайга, а бутовый камень из деревни Черноречка. Были отдельные поставки леса из Пермского края. Так закладывались основы первого деревянного храма в Сибири, получившего название Сибирские Кижи. К этому времени относится знакомство со святителем Макарием (Невским), в то время архиепископом Томским, который был духовным руководителем строительства храма. Владыка Макарий, узнав, что Александр Злобин является сыном священника, верующим христианином, знающим и Священное Писание, обладает замечательным голосом, любит духовную музыку и поет в церковном хоре, посоветовал ему в 1912 году поступить в Томскую духовную семинарию на заочное обучение, которую он успешно окончил в 1914 году, в год окончания строительства храма. По благословлению своего духовника святителя Макария, уже митрополита Московского и Коломенского, он в этом же году принял священный сан и стал первым настоятелем Серафимо- Турнаевского храма. Анна Ивановна становится матушкой и доброй хозяйкой. В Турнаево он прослужил до 1926 года. Впоследствии, по благословению церковного начальства, отец Александр несет послушание по настоятельству и в других храмах Томской епархии: сначала храма Сретения Господня (село Семилужки, 20 км от Томска), потом храма Спаса Нерукотворного Образа (село Спасское, ныне Коларово, 10 км от Томска).
В 1914 году Злобины взяли к себе в семью десятилетнюю девочку Веру из многодетной и бедной крестьянской семьи из села Турнаево, проживавшую в семье Злобиных до 1926 года, а потом в семье дочери Злобиных Александры в Томске до 1935 года. Она обладала великолепной памятью и позже многое поведала о жизни отца Александра внучке Злобиных Соне (Писаревой Софье Владимировне).
Дочь Злобиных Александра вышла замуж за Мышкина Владимира Александровича, работавшего табельщиком на станции Тайга, а затем псаломщиком Серафимо-Турнаевского храма. Венчание состоялось в ноябре 1921 года в Серафимо-Турнаевском храме.
После революции начались гонения со стороны советской власти на Церковь, и по совету отца Александра молодая семья Мышкиных переехала в село Болотное, где молодожены устроились учителями в школе. В 1923 году у них родился сын Серафим, и вскоре они переехали и обосновались в Томске. В Томске у них родился второй сын, Леонид (1924 год), и дочь Софья (1927 год).
В конце 20-х годов отец Александр Злобин серьезно заболел тяжелой болезнью легких — гнойным плевритом. Около одного месяца лежал он в Томской больнице. Знаменитый томский хирург профессор Л.И. Покрышкин не один раз делал ему операции по откачке гноя, но болезнь не сдавалась. После операции отец Александр жил у дочери. Чуть окрепнув, вернулся в храм села Спасское Томской области.
Конец 20-х гг. характеризуется новым усилением репрессивной политики советского государства по отношению к Церкви в период коллективизации, объявлением всех религиозных общин контрреволюционными организациями, массовым закрытием церквей, разрушением храмов. Компания по террору духовенства усилилась. Власти села встретили Злобина (1929 год) требованием отправиться на лесозаготовки. Развернутая в стране в конце 1920-х гг. индустриализация потребовала огромных средств, получить которые можно было прежде всего от экспорта леса. Кроме того, возросли внутренние потребности народного хозяйства в древесине. Возникшие в конце 1920х гг. затруднения с комплектованием работников «постоянного кадра» леспромхозов и сезонников потребовали перехода к организованному набору рабочей силы, прежде всего из числа местного сельского населения. Привлечение крестьян к лесозаготовкам приобрело массовый принудительный характер. Отец Александр отказался из-за ухудшения здоровья после операции. Потребовали медицинскую справку. Но профессор Покрышкин из-за страха отказался дать заключение о нетрудоспособности отца Александра, и его все же отправили на лесозаготовки в Томскую тайгу. Но вскоре у отца Александра началось обострение заболевания, и он был вынужден уехать в Томск. В Спасском обнаружили отсутствие Злобина на работе, сообщили в Томск, и он был арестован. Сидел в тюрьме за Томском, попав почти сразу же в тюремную больницу.
В тюремной больнице А.А. Злобина навещали его дочь Александра, жена Анна Ивановна и воспитанница Злобиных Вера, часто брали с собой внука Лёню. В первый раз, когда они увидели батюшку, он лежал на общих нарах и там же ему откачивали гной. Родственникам удалось выпросить для него отдельную кровать, привезли матрац и постельное белье. С помощью заключенных, вымыли его, переодели, положили на чистую кровать. Дочь и жена навещали Александра Злобина часто, но ему с каждым днем становилось хуже. В один из приездов дочери с Верой (январь 1930 года) им сообщили, что он умер и увезен в ледник. С трудом пустили только одну дочь, а потом и Веру; там они и нашли тело отца Александра — в леднике.
Анна Ивановна поехала утром вместе с зятем Владимиром Александровичем Мышкиным в Вознесенскую церковь на Вознесенском кладбище Томска и договорились об отпевании. Владимир Александрович нанял у кого-то лошадь, и в тот же вечер тело отца Александра Злобина в гробу привезли в Вознесенскую церковь; ночевали там, а утром его отпевали. Похороны состоялись в 11 часов утра в один из январских дней 1930 года на Вознесенском кладбище. Родные регулярно, живя в Томске до 1937 года, посещали могилку батюшки. Сейчас этого сделать уже нельзя: в 1951 году Вознесенское кладбище было уничтожено, началось промышленное строительство.
Вот так окончился жизненный путь железнодорожника — первого начальника станции Юрга и священнослужителя — первого настоятеля Серафимо-Турнаевского храма Новосибирской области Александра Александровича Злобина.
Внук его — Леонид до сих пор (а это уже 2015 год и Леониду 91 год) помнит одухотворенный образ дедушки, смиренно и терпеливо переносящего тяжелую болезнь в тюремной больнице, помнит добрый и любящий взгляд, слова с пожеланиями счастливой жизни.
Ближайшие родственники священника Александра Злобина:
Жена — Злобина Анна Ивановна (в девичестве Сатирская) (16.02.1878 — 09.07.1955). Окончила церковноприходскую школу. Домохозяйка.
Дочь — Мышкина Александра Александровна (в девичестве Злобина) (13.12 1900 — 06.01.1976). Окончила гимназию и библиотечный техникум. Учитель ница, библиотекарь.
Зять — Мышкин Владимир Александрович (28.06.1891 — 01.04.1945). Окончил гимназию, двухгодичные педагогические курсы. Учитель, служащий.
Внук — Мышкин Серафим Владимирович (01.01. 1923 — 22.11 1943). Окончил: 10-ю Ростовскую Спецшколу ВВС (1941), Майкопскую Военно-авиационную школу пилотов (1942), Краснодарскую Военно-авиационную истребительную школу пилотов (1943). Летчик-истребитель, младший лейтенант, участник ВОВ. Погиб 22 ноября 1943 года в воздушном бою при освобождении г. Гомеля.
Внук — Мышкин Леонид Владимирович (29.05.1924). Окончил: 10-ю Ростовскую Спецшколу ВВС (1942), Военно-воздушную инженерную академию (ВВИА) им. проф. Н.Е. Жуковского (1948), адьюнктуру ВВИА (1952). Доктор технических наук, профессор, почетный профессор ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, заслуженный работник высшей школы РФ. В Вооруженных силах с 1942 по 1987 год. Полковник. Участник Великой Отечественной войны и Парада Победы.
Внучка — Писарева Софья Владимировна (в девичестве Мышкина). Окончила Среднюю школу (1945), Новочеркасский Политехнический институт (1950). Инженер-химик, главный химик Оборонного предприятия.
Боярова Вера Сергеевна (30.09.1904 — 04.04.1992). Воспитанница семьи Злобиных (1914—1926). Няня внуков Злобиных (1926—1935). Служащая.
Светлая память, наш любимый дедушка Александр Злобин!