Противоестественный отбор
Как убивали реставрационные мастерские «Моспроекта-2»
Евгения Твардовская, Константин Михайлов
15 августа 2019 года началась процедура сокращения всего численного состава ОАО «Моспроект-2» им. М.В.Посохина, в том числе сотрудников Архитектурной проектно-реставрационной мастерской 13, которая должна была отметить свое семидесятилетие. Об этом сообщается на странице Мастерской в ФБ.
«Сегодня трудовые книжки и приказ о сокращении выданы четверым сотрудникам мастерской и части сотрудников ОАО «Моспроект-2» им. М.В. Посохина. Остальным сотрудникам заблокировали пропуска и запретили доступ в здание вплоть до погашения задолженности по зарплате и фактического сокращения. Архивные материалы Архитектурной проектно-реставрационной мастерской 13 согласился принять на хранение, работу с ним и экспонирование Музей Москвы, за что огромная благодарность А.В. Трапковой и Денису Ромодину. Новое руководство ОАО «Моспроект-2» им. М.В. Посохина, назначенное управляющей компанией АО «Москапстрой» считает, что «развитие реставрационного направления не входит в сферу их интересов и профессия реставратора — вымирающая».
Событие, ставшее уже финальной точкой в расформировании системы «Моспроекта» и обозначившее четко, что возврата назад не будет, увы, было вполне ожидаемым. Реставрационные и исследовательские мастерские «Моспроекта-2», в течение десятилетий «державшие фронт» изучения и сохранения памятников Москвы – разрушали и откусывали по одной, в никуда сливая архивы, людей, наработанный опыт.
У «Либсоновской» Мастерской № 13 – особая репутация, и она всегда была на особом положении. Это был знак качества, работы, выполненной честно и с душой. Поэтому люди трудились там десятилетиями. Двух месяцев до 51 года недоработала там Ольга Евгеньевна Галаничева, которая поступила в Мастерскую еще при легендарном реставраторе Владимире Яковлевиче Либсоне, и прошла путь от простого сотрудника до главного архитектора проектов.
Ольга Галаничева рассказала «Хранителям Наследия» следующее: «Вы мне звоните, а я буквально в этот момент держу в руках табличку, которая висела на нашей двери – «Архитектурная проектно-реставрационная мастерская № 13, основана в 1950 году». Ее сняли, потому что буквально вчера (16 августа 2019 года – Ред.) был последний день, когда мы могли попасть в здание Моспроекта вообще.
Нас в штате Мастерской оставалось 23 человека, в момент расцвета было 160. Ни Минкультуры, ни Мосгорнаследие целиком взять нас к себе не смогли. Но у нас сплоченная команда, в которой каждый на своем месте, и мы сейчас стараемся найти применение именно всей команде и сохранить наш уникальный коллектив.
«Моспроект» – обречен. Пришли люди, которым нужны мосты и метро, нужны рабочие офисные площади и техника, а самое главное – объекты и деньги. Реставрация как профессия, ее суть – им непонятна и неинтересна. Половину нашего здания теперь занимает «Москапстрой», вторую половину – «Мосинжпроект», которому «Москапстрой» подведомственен. В нескольких комнатах досиживает «Моспроект».
Наша секретарь спросила руководство: кто же будет завершать начатые объекты? Последовал ответ: другие доделают. И правда, такие найдутся легко: реставрацией сейчас не занимается только ленивый.
Тендерная система убивает отрасль. Нереальные сроки и условия спровоцировали противоестественный отбор. Объекты не дообследованы и недоделаны, при этом огромные деньги уходят как неосвоенные, за что кому-то выплачиваются премии. Я, приходя на объекты, все чаще вижу проекты и чертежи, по которым просто нельзя работать. Тотальная безграмотность и непрофессионализм.
В таких условиях, конечно же, наша Мастерская – с ее историей, опытом и чувством долга и ответственности перед объектами, заказчиками, да что уж там – перед будущими поколениями – оказалась не у дел.
Мы стараемся сохранить хотя бы часть нашего уникального архива. Две машины материалов, это почти 15 кубометров, вывезли в Музей Москвы. Но они тоже не могут принять много, у них самих скоро реставрация.
Про Владимира Яковлевича Либсона могу сказать, что это был замечательный человек и профессионал. Терпимый и терпеливый, уважительный к людям и их работе. Он был разносторонне развитой личностью, любил балет, музыку, чувствовал гармонию и этот его кругозор, безусловно, сказывался в работе и в том, что ему удалось создать такую уникальную атмосферу творчества и развития в Мастерской.
Увы, нынешняя система воспитания и образования не предполагает рождения идей, направленных в будущее. Правят бал временщики, заинтересованные в коротких деньгах».
Ирина Крымова, бывший руководитель бывшей Мастерской № 20 «Моспроекта-2» (занималась историческими исследованиями кварталов и памятников Москвы; ранее в порядке «оптимизации» с 20-й Мастерской была слита 17-я Мастерская Евгении Дутловой) сказала «Хранителям Наследия»:
«Сократили не только 13-ю мастерскую и нас, сократили весь «Моспроект-2», осталось около 50 человек. 15 августа нам просто выдали трудовые книжки – без всякого прощания…
Мы сохранили коллектив, будем по-прежнему работать как самостоятельная Мастерская историко-градостроительных исследований. А вот 13-я Мастерская, насколько я знаю, расходится кто куда.
Это трагедия. Это целая эпоха в истории московской реставрации. 13-я Мастерская «Моспроекта-2» – это сложнейший организм, специалисты высочайшей квалификации. И все это буквально за несколько лет было уничтожено. В последнее время им предлагали проектировать жилые дома…
У меня есть трогательная фотография (см. заглавное фото – Ред.): сотрудники 13-й Мастерской с портретом Владимира Яковлевича Либсона, незадолго до увольнения».
Досье: Проектная группа с официальным статусом реставрационной мастерской существует с 1950 года. До настоящего времени ее называют “Либсоновская мастерская”. Работы коллектива всегда являлись образцом профессионализма и хорошего вкуса. Профессионалы — реставраторы мастерской, обучавшие сотрудников молодого коллектива, особое внимание уделяли точности первичной проектно-исследовательской документации – архитектурно-археологическим обмерам памятника зодчества, его изучению.
По результатам исследований вышли в свет публикации и фундаментальные книжные издания В.Я. Либсона, И.И. Казакевич, Е.В. Трубецкой, Г.И. Меховой, М.И. Домшлак, Л.А. Шитовой, П.Б. Розентуллер.
Фото: В.Я. Либсон
Все специалисты, некогда работавшие в стенах мастерской, всегда отмечали особый климат единодушия. Владимир Яковлевич Либсон делал сотрудникам прививку любви к своему делу, ввел понятие “нравственный витамин”, определяющий отношение к памятникам.
Фото: ФБ Мастерской № 13 Моспроекта-2