Ливанов Иван Алексеевич (Епископ Тарасий)
(1977- 1933)
Епископ Тарасий
Епископ Русской православной церкви. Епископ Бийский и Уссурийский. Арестовывался в Томске в 1922 и 1924 годы. Расстрелян в Новосибирске в 1933 году.
Родился 18 мая 1877 в с. Вознесенское Томского уезда в семье священника Алексея Леонтьевича Ливанова, служившего в Томске в Единоверческой церкви. Три брата отца также были священниками. У о. Алексея было 8 сыновей, 6 из них стали священниками. Иван был старшим сыном. Закончив семинарию, он поступил в Казанскую духовную академию, из которой выпустился со степенью кандидата богословия. Женился, принял священный сан. В 1911 умер его отец — о. Алексий, и был похоронен за алтарем церкви, в которой служил. Впоследствии храм этот был разрушен, а могила осквернена.
С 1903 по 1906 Л. служил в Омском Епархиальном управлении миссионером. В 1906- 1912 был законоучителем в Томском учительском институте. С 1907 стал священником. С 1912 по 1920 был смотрителем Томского Духовного училища и настоятелем училищной церкви. С 1912 по 1919 гг. о. Иоанн Ливанов – будущий владыка Тарасий – был смотрителем Томского духовного училища, 12 января 1920 стал настоятелем Томской Сретенской общины по выбору прихожан. Первый раз арестован в административном порядке 10 ноября 1922 и пробыл под стражей 25 дней за отказ от сдачи церковных ценностей. Был делегатом на Московский Всероссийский съезд в 1924. Он владел даром блестящего оратора. Его обаяние, доброта и проповеди привлекали большое количество прихожан. В 1917 г. внезапно умерла его жена, оставив шестерых малолетних детей.
В 1923 о. Иоанн отправился в Москву, чтобы оказать поддержку св. Патриарху Тихону. Он также выхлопотал, чтобы Сретенский храм г. Томска был зарегистрирован как церковь «Тихоновского толка». Вторично арестован 15 июля 1924. В Меморандуме Томского Губотдела ОГПУ написано, что «с приездом из Москвы с Всероссийского церковного совещания протоиерея Ливанова, тихоновское движение в гор. Томске приняло крупные размеры, четыре церковных совета перешли на сторону Тихона. Ожидается переход еще 4 — 5 приходов. Томский Епархиальный Совет в лице Сергия Дмитриевского в панике. Обновленцы имеют мало надежды удержать группы верующих от перехода к тихоновщине. Во главе Тихоновского движения стоит указанный выше Ливанов, последний устраивает нелегальные собрания духовенства и мирян с целью вооружения против обновленцев, называя их прихвостнями Советской власти». На момент ареста был уже вдов, имел 6 детей (дочь Анна,1907 г.р.; сыновья Николай,1908г.р.; Алексей,1911г.р.; Александр,1913 г.р.; Иван,1914г.р.; дочь Мария,1916 г.р. В эту же ночь к нему домой пришли с обыском и арестовали, потом судили и отправили в Соловецкий лагерь. Его брат, архимандрит Иосиф (Ливанов Иннокентий Алексеевич) тоже был репрессирован. Когда в 1928 г. о. Иоанн вернулся из Соловков домой в Томск, то служить ему было негде, т.к. все «тихоновские» храмы были закрыты. И он уехал в Новосибирск, где служил в кладбищенской церкви. Позже он был переведён в Туруханскую церковь Новосибирска, в которой прослужил до 1930—1931 гг. В это время он принял монашеский постриг с именем Тарасий. А 19 ноября 1931 был хиротонисан во епископа Никольск-Уссурийского, викария Владивостокской епархии. Рукоположение состоялось в Москве, в Покровской церкви, что на улице Красносельской.
Служить на Алтае, как и на Дальнем Востоке, ему пришлось недолго: все церкви были закрыты, и он 3 ноября 1932 вернулся в Новосибирск. Здесь владыка Тарасий тоже не мог служить, а только во время всенощной или литургии в мантии и клобуке стоял на левом клиросе около алтаря.
31 января 1933 вместе со многими священнослужителями, монахами и мирянами был арестован. При аресте во время обыска были изъяты два чемодана с облачением, мантией, митрой и пр. Он писал из тюрьмы родным открытки. Там была, в частности, такая фраза: «Телом я страдаю, но душа моя спокойна, и совесть моя чиста!» Обвинялся в том, что являлся одним из руководителей контрреволюционной повстанческой организации на территории ЗСК, Всего было привлечено в качестве обвиняемых по данному делу 785 человек. Осужден Особой тройкой при ПП ОГПУ по Запсибкраю 8 апреля 1933 по ст. 58-2-10-11 УК к ВМН. Расстрелян 11 апреля 1933 в г. Новосибирске.
Родные братья епископа Тарасия: Иннокентий (архимандрит Иосиф, расстрелян в 1937г.), протоиерей Алексей (расстрелян в 1933г.), протоиерей Андрей (расстрелян), иерей Константин (расстрелян), иерей Василий (расстрелян). Были расстреляны и двое детей епископа Тарасия — Алексей и Александр. Всего в их родне было репрессировано 18 человек. Братья епископа Тарасия Вениамин и Валентин погибли во время Великой Отечественной войны.
Источн. и лит.:
БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/newmr/?HY...mY; Справочная книга по Томской епархии за 1902/03 год / Сост. по ред. Д.Е. Березова. — Томск: Типография епархиального братства. 1903, С. 22; Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. С дополнениями и изменениями в личном составе священно-церковно-служителей. По 1-е марта 1911 г. — Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1911, с. 56-57, 113-114;Справочная книга по Томской епархии / Сост. по руководством А.А. Карташева в январе — марте месяцах 1914 г. — Томск: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». 1914, с. 33, 40, 48, 51, 96; Боль людская: Книга памяти репрессированных томичей/ Сост. В.Н.Уйманов. Т.4. Томск, 1994. С.187; Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917—1997. Т.9. М., 1997. С.756; Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.54-57,127-130,234,357,439,442; Гришаев В.Ф. Невинно убиенные. К истории сталинских репрессий православного духовенства на Алтае. Барнаул, 2004. 240с. С.74-80.
drevo-info.ru›articles/24848.html
Тарасий (Ливанов Иоанн Алексеевич), епископ Барнаульский, викарий Новосибирской Епархии. Родился 18 (30) мая 1877 года, в селе Вознесенском, Томского уезда , Томской губернии в семье потомственного священнослужителя. Происходил из семьи потомственных священнослужителей. Отец его — единоверческий протоиерей Алексей Леонтьевич Ливанов и три брата отца были священнослужителями в Томской обл. Отец служил в Троицкой единоверческой церкви г.Томска, умер в 1912г. Мать — Анна Ивановна Ливанова (1848г.р.). У о.Алексея было восемь сыновей (Иван был старшим) и две дочери, шестеро из сыновей стали священниками. Родные братья епископа Тарасия: Иннокентий (архимандрит Иосиф, расстрелян в 1937г.), протоиерей Алексей (расстрелян в 1933г.), протоиерей Андрей (1862г.р., расстрелян), иерей Константин (расстрелян), иерей Василий (расстрелян), Валентин (бухгалтер в Москве), Вениамин (ветеринарный врач в Курске). Братья Вениамин и Валентин погибли во время Великой Отечественной войны. Двое детей епископа Тарасия — Алексей и Александр были расстреляны. Всего в их родне было репрессировано 18 человек.
В 1902 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Нравственное учение прп. Симеона Нового Богослова. С 10 апреля 1903 по 7 сентября 1906 года состоял на должности епархиального миссионера.С 15 августа 1902—1903 гг. состоял учителем греческого языка в Барнаульском духовном училище. С 1903 по 1906 гг. состоял епархиальным миссионером Омской епархии; 1 сентября 1906 года назначен законоучителем Томского училищного института. С 1906 года состоял священником Сергиевской церкви при учительском институте Томска. С 1912 смотритель Томского Духовного училища и священник Стефановской церкви при Томском Духовном училище. В 1914 — товарищ Председателя Томского уездного отделения Томского епархиального училищного совета. В 1914 член Совета и постоянной комиссии при Совете Противораскольничьего Братства св. Димитрия Митрополита Ростовского и член Правления Попечительства о бедных воспитанниках Томской Духовной семинарии. В 1917г. внезапно умерла его жена Мария Ивановна (32-х лет), оставив шестерых малолетних детей: Анна (1907г.р.), Николай (1908г.р.), Алексей (1911г.р.), Александр (1913г.р.), Иван (1914г.р.), Мария (1916г.р.). Дети остались на руках престарелой матери о. Иоанна. В 1917г был арестован. После освобождения продолжал служить в Стефановской церкви при Томском Духовном училище. 12 января 1920 года по выбору прихожан стал настоятелем Томской Сретенской общины.Владел даром блестящего оратора. Его обаяние, доброта и проповеди привлекали большое количество прихожан. Участник Собрания духовенства г.Томска 1–2 июня 1922г. 10.11.1922 г. арестованпо обвинению в «противлении изъятию церковных ценностей». 15/12/1922 Приговор=освободить с подпиской о невыезде. 1922 — 1923 Служил в Томске, Сретенская церковь в должности настоятеля, преподавателя Пастырских курсов в Томске. Протоиерей Иоанн Ливанов стал одним из лидеров Патриаршей Церкви, противодействовал обновленчеству.
Из обвинительного заключения 1924г.: "После освобождения 15 декабря 1922г. не прекратил своей к/р деятельности, а остался продолжать и более углублять ее... Он все время вел свою пропаганду против Советской власти, изъятия ценностей и обновленческого течения. Говорил: "Сибирское Церковное Управление — самозванцы, насильники, намеренно и предательски упрятали епископа Виктора (Богоявленского) и лучших священников, чтобы беспрепятственно творить свои темные дела. Председатель ВЦУ Петр Блинов — состоит сотрудником ГПУ, о чем все знают... ". Выдвигался в обновленческое ВЦУ, но снял свою кандидатуру. В 1924г. он ездил в Москву как делегат на Московское Всероссийское Церковное Совещание. В Москве он выхлопотал, чтобы Сретенская церковь открылась как церковь «Тихоновского толка». По его приезде была торжественная служба, ликование. Он произнес проповедь, закончив ее словами: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее!». 14 июля 1924г. на него был составлен «Меморандум» N 1 для ОГПУ: «С приездом из Москвы с Всероссийского церковного Совещания протоиерея Ливанова, Тихоновское движение в городе Томске приняло крупные размеры. Четыре церковных совета перешли на сторону Тихона. Ожидается переход еще 4–5 приходов.Томский Епархиальный Совет в лице Сергия Дмитриевского в панике. Обновленцы имеют мало надежды удержать группы верующих от перехода к тихоновщине. Во главе Тихоновского движения стоит указанный выше Ливанов. Последний устраивает нелегальные собрания духовенства и мирян с целью вооружения против обновленцев, называя их прихвостнями Советской власти. Бывший Омский архиепископ Дмитрий Беликов (Тихоновец), проживающий в Томске, получив от Тихона грамоту на право вступления в обязанности Томского архиепископа, первоначально отказывался приступить к своим обязанностям, ссылаясь на свой преклонный возраст, но под влиянием Ливанова приступил к службе... Разработка: ГОО ГПУ полагал бы протоиерея Ливанова немедленно изолировать из Томска, как бывшего миссионера, мотивируя его изоляцию устройством нелегальных собраний духовенства и мирян г.Томска» В ночь с 15 на 16 июля 1924 года к нему домой пришли с обыском и арестовали.После его ареста его брат архимандрит Иосиф (Ливанов Иннокентий Алексеевич) помогал престарелой матери растить его шестерых детей. Из обвинения при аресте в 1924г.: "Ливанов — ярый сторонник Патриарха Тихона и непримиримый противник Советской власти и ВКП (б). Свою к/р деятельность проявлял с 1919г., т.е. со времени колчаковщины, когда он являлся Председателем Совета епархиального миссионерского «Братства святителя Димитрия Ростовского» в Томске... Так, при церковном перевороте в 1922г., Ливанов уклонился от работы в Обновленческом Церковном Управлении г.Томска, куда был избран духовенством и мирянами Томской губ., а наоборот, сразу же повел агитацию против обновленчества вместе со священниками Александром Тихоновым, Леонидом Красиным и др. Своею пропагандой Ливанов тормозил церковное движение, обострял религиозные массы против Советской власти... По Статье ст.71 УК РСФСР приговорён к 3 годам заключения в лагере. Находился в Соловецком лагере до 1927 года. Когда епископ Тарасий вернулся из Соловков домой в Томск, то служить ему было негде, т.к. все церкви были закрыты, и он уехал в Новосибирск, где служил с 1928 по 1931 в Туруханскаой (Вознесенской церкви).19 ноября 1931 года в Покровской церкви Москвы хиротонисан во епископа Уссурийского, викария Восточно-Сибирской митрополии. Чин хиротонии совершали: митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), архиепископ Хутынский Алексий (Симанский), архиепископ Костромской Димитрий (Добросердов), архиепископ Ярославский Павел (Борисовский), архиепископ Пермский Иринарх (Синеоков-Андреевский), архиепископ Ивано-Вознесенский Павел (Гальковский), архиепископ Воронежский Захарий (Лобов), архиепископ Полтавский Сергий (Гришин) и епископы Рыбинский Серафим (Протопопов), Дмитровский Питирим (Крылов) и Волоколамский Иоанн (Широков).Служить в Уссурийском крае владыке Тарасию пришлось недолго: все церкви были закрыты, и он приехал в Новосибирск, где проживали его дочь и брат, молился в Вознесенской церкви. По воспоминаниям очевидцев: "В Новосибирске он не служил, а во время Всенощной или обедни в мантии и клобуке стоял на левом клиросе около алтаря, и столько тоски было в его глазах! Бывшие прихожане становились в очередь, чтобы подойти под благословение своего любимого пастыря" С декабря 1931г. — епископ Барнаульский, викарий Новосибирской епархии, позже — временно управляющий Бийской и Алтайской кафедрой Новосибирской епархии. Епископ Тарасий прибыл в Бийск 5 ноября 1932г.Через месяц после прибытия в Бийск, 3 декабря 1932г. епископ Тарасий пригласил на поминки по своему отцу священников: Воронина Федора Леонтьевича, священника Александро-Невской церкви г.Бийска (у которого квартировал) и Шалаева Анисима Гавриловича, а также протодиакона Кикина Александра Дмитриевича, диакона Маслова Прокопия Кузьмича, церковного старосту Жигалова Семена Петровича, своего секретаря Соколова Ивана Константиновича (сына епископа Иннокентия (Соколова)) и члена церковного совета Полякову Евдокию Ивановну. Это «контрреволюционное сборище» послужило поводом для ареста его участников, в том числе епископа Тарасия. Епископ был арестован 31 января 1933г. При обыске изъяли 2 чемодана с облачением, мантией, митрой и пр. Осужден Особой тройкой при ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю 08/04/1933. Обвинение: «один из руководителей к/р повстанческой организации на территории ЗСК». Статья ст.58–10 ч.2, 58–11 УК РСФСР. Приговор=высшая мера наказания — расстрел. Групповое дело «дело епископа Тарасия (Ливанова) и др., 1933г.» После ареста участники «контрреволюционного сборища» «признались», что именно там, на поминках, «они поведали Владыке»: «На Алтае, в том числе в Бийской епархии, существует крупная церковно-монархическая подпольная организация, созданная епископом Никитой (Прибытковым) и ставящая целью совместно с белогвардейской и партизанской организациями вести подготовку вооруженного восстания с целью свержения Советской власти. После ареста епископа Никиты ею руководят протодиакон Кикин и священник Шалаев».
Выслушав такую новость, по показаниям «свидетеля»: «Епископ Тарасий согласился лично возглавить организацию и дал указания по дальнейшей работе, при этом заявил: „Согласно решению протоколов сионских мудрецов Советская власть должна быть свергнута в 1933г. и заменена другой властью. Нам нужно объединиться“». Епископ Тарасий напрасно пытался доказать, что из-за краткости своего пребывания в Бийске (менее трех месяцев) просто не мог стать «руководителем церковно-монархической организации». По тому же делу проходил его брат, протоиерей Андрей Алексеевич Ливанов. Из материалов дела: «Контрреволюционная организация охватывала 123 населенных пункта Барнаульского округа и Ойротской АО. Формировалась она по трем линиям: белогвардейской, партизанской и церковно-монархической... Сформировалась она в первой половине 1930г. В руководящий центр входили епископ Никита (Прибытков) и другие священники. После ссылки епископа Никиты (Прибыткова) руководство организацией возглавил вновь прибывший епископ Герман (Кокель), а после ареста и высылки последнего — вновь назначенный епископ Тарасий (Ливанов)». Всего было привлечено в качестве обвиняемых 785 человек. Дело состояло из 85 томов. Ввиду многочисленности «контрреволюционной организации» мера наказания ее «участников» была определена несколькими постановлениями «тройки» при ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю. Епископ Тарасий был приговорен к расстрелу постановлением «тройки» от 8 апреля 1933г. С 31.01.1933 по 11.04.1933 он находился в Новосибирской тюрьме. Он писал из тюрьмы родным открытки. Там была, в частности, такая фраза: «Телом я страдаю, но душа моя спокойна, и совесть моя чиста!». Приговор о расстреле приведен в исполнение 11 апреля 1933 в 24 часа в окрестностях города Новосибирска. 19 декабря 1957г реабилитирован Алтайским крайсудом по 1933 году репрессий. Заявители: Ливанова Мария Ивановна, дочь. Спустя четыре года, в 1937 году был расстрелян его брат архимандрит Иосиф (Ливанов).