Каталог Вознесенский кафедральный собор История

Вознесенский кафедральный собор

г. Ново-Николаевск (ныне г. Новосибирск)






Из истории Вознесенского кафедрального собора

Вознесенский собор – главный храм нашего города Новосибирска. В нем расположена кафедра Архиерея, управляющего Новосибирской Епархией.

Первоначально Вознесенская церковь была однопрестольная, деревянная, с колокольней в одной связке, крытая железом. Строилась церковь с разрешения епархиального начальства тщанием строительного комитета. 6 апреля 1913 года , благочинный новониколаевских церквей протоиерей Николай Завадовский освятил новосооруженный храм.

Расположенный на северной окраине города, храм являлся тогда одним из самых бедных в Новониколаевске. Согласно указу Святейшего Синода, штат Вознесенской церкви состоял из одного священника и одного псаломщика.

Первым настоятелем храма был священник Гавриил Лебедев.

Лебедев Гавриил Никанорович родился в 1886 году. В 1909 году окончил Томскую духовную семинарию по второму разряду и был рукоположен во иерея. 30 апреля 1910 года по его прошению перемещен к церкви св. мчч. Флора и Лавра ст. Зеледцевской II благочиния. Три года спустя, 1 апреля 1913 года, переведен к Вознесенской церкви г. Новониколаевска, а в 1915 году последовал новый указ — о назначении его к церкви села Нижне-Чемского.

Преемником  отца Гавриила по настоятельству стал священник Василий Курков.

Курков Василий Андреевич родился в 1882 году; окончил Бийское миссионерское катехизаторское училище и регентские классы Санкт-Петербургской придворной капеллы. В течение четырех лет, с 1902 по 1906 год Василий Курков преподает в церковных школах. 27 июля 1906 года его рукополагают во диакона к Богородице-Казанской церкви села Деминского, а через три года, в 1909 году — во священника. В 1910 году он по собственному прошению переведен на второе священническое место к Свято-Троицкому собору города Колывани, а в 1912 году назначен уездным противосектантским миссионером Томской епархии. В 1915 году указом Преосвященнейшего Анатолия, епископа Томского, отец Василий Курков переводится к Вознесенской церкви г. Новониколаевска.

В докладе второго настоятеля храма священника Василия Куркова от 16 марта 1915 года указывается на отдаленное местоположение храма («на окраине города») и на крайне бедственное положение прихожан. По словам отца Василия, дома прихожан в большей своей части состояли из «наскоро сколоченных маленьких лачужек, довольно ярко говорящих о материальном положении их обитателей». (ГАНО. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 89. Л. 4,4 об.) Население прихода было самое разнообразное, что называется, «с Камы, с Волги»: здесь и татары, зыряне, плохо говорящие по-русски, «много иноверцев и инославных, а главное, что печальнее всего, широко развито сектантство. Прихожане по своим занятиям в большинстве чернорабочие, мелкие ремесленники, перебивающиеся кое-как, живущие исключительно своим дневным заработком. Люди материально совершенно не обеспеченные. Ежедневная погоня за куском насущного хлеба, низкий уровень умственного развтия, отсутствие необходимой сплоченности и солидарности в общеприходской жизни и духовных запросах высшего порядка, а также религиозное шатание вследствие пропаганды сектантства — все это, вместе взятое, направляет религиозную жизнь прихода на ложный путь, делая весьма затруднительной всеобщую попытку причта что-либо создать в этом новом и совершенно неустроенном приходе», — писал священник Василий.

При приходе Вознесенской церкви числилось три начальных приходских училища Министерства народного просвещения.

С 1924 года, когда указом Святейшего Синода была образована Новониколаевская (а позднее Новосибирская) епархия, в истории Вознесенской церкви начинается новый период. Трудами первого архиерея – митрополита Никифора (Асташевского; †1937) в 1925 году к Вознесенской церкви был сооружен придел во имя Святителя Николая и Чудотворца.

Преемник митрополита Никифора, архиепископ Сергий (Васильков) прослужил недолго. В 1937 году он вместе с группой мирян и священников, среди которых был протоиерей Василий Курков, был арестован и расстрелян.

В годы гонений на Церковь Вознесенский храм был закрыт (1938 – 1939 гг.). Городские власти использовали церковь как склад для хранения зерна.

В Новосибирске, имевшего почти миллион жителей, осталась только одна действующая маленькая Успенская церковь.

С августа 1943 года Новосибирской епархией управляет архиепископ (впоследствии митрополит) Варфоломей (Городцев; †1956).

В апреле 1944 года в Вознесенской церкви возобновилось богослужение. Вот что пишет по этому поводу Владыка Варфоломей в своем дневнике: «В марте месяце Господь помог нам получить для Новосибирска вторую церковь: Вознесенскую (Туруханскую); о ней хлопоты верующие давно начали, уже более двух лет; но в этом году мой секретарь отец Никандр съездил в Москву, где нужно изложил нужды Новосибирска, имеющего при почти миллионном населении одну только маленькую Успенскую церковь. В конце шестой недели Великого Поста получено было решение Совета по делам Русской Православной Церкви об отдаче верующим этого храма. Храм этот сравнительно большой, ремонта настоятельного не требовавший, — иконостас, престолы, подсвечники и пр. — все оказалось в порядке; поэтому я, после того, как церковь вымыли, вычистили, в Великую Среду вечером    совершил малое освящение храма; и с Великого Четверга началась в нем служба — к великой радости всего народа; церковь за всеми службами была переполнена народом, а в Пасхальную ночь стоял в церкви такой гул от множества народа, что и служить было трудно; а когда мы вышли с крестным ходом из церкви, то увидели, что и вся обширная ограда была переполнена народом, ночь была теплая, тихая, свечи у всех горели, — картина умилительная. Все радовались и Светлому Христову Воскресению, и новооткрытому храму».

Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме П.П. Созоненок в своих информационных докладах о состоянии и деятельности православной церкви по Новосибирской области на 15 декабря 1946 года и за время с 1 апреля по 1 июля 1946 года отмечает: «В обычные воскресные дни Вознесенскую церковь, где служит архиепископ, посещает до 900 человек, Успенскую церковь — 250-300 человек, в будние дни в Вознесенской бывает 250-300 человек, в Успенской — 60-80 человек». «В Пасху при освящении куличей Вознесенскую церковь посещают до 5000 чел, Успенскую — до 2500 чел., в Троицу Вознесенскую церковь посещают до 4000 человек, Успенскую   до 1500 чел, в престольные праздники Вознесенскую около 3000 чел., Успенскую — до 1000 чел.»

В конце марта 1946 года на Вознесенскую церковь были подняты колокола. Вот что пишет тов. П.П. Созоненок об этом событии: «В марте с.г. церковным советом Вознесенской церкви на одном из заводов 179 комбината куплен находящийся на складе завода церковный колокол весом 21 пуд. Этот колокол и 6 колоколов малого размера в 8 килограмм и меньше в конце марта подняты на церковь и производится колокольный звон».

Много сил и средств употребил архипастырь для реставрации и благоустройства Вознесенской церкви. В 1946 году его заботами началось строительство нового придела. А 28 декабря 1947 года архиепископ Варфоломей торжественно совершил освящение нового придела во имя преподобного Серафима Саровского.

Владыка Варфоломей очень любил Вознесенский храм и по блаженной кончине своей в 1956 году нашел здесь место своего упокоения. Гробница почившего в Бозе старца находится в Серафимовском приделе.

В чин собора Вознесенская церковь произведена   в 1947 году, когда уже была организована   кафедра митрополита и построены два новых придела.

В годы Великой Отечественной войны духовенство Новосибирской епархии и, в частности, Вознесенского собора не осталось равнодушным к горю, постигшему все Отечество. По инициативе и с благословения архиепископа Варфоломея среди клириков и мирян был организован сбор пожертвований. На нужды армии и фронта в период с 1944 по 1945 год от Вознесенского кафедрального собора поступило 1686 тысяч рублей. В 1947 году медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» были награждены Управляющий Новосибирской епархией архиепископ Варфоломей и благочинный церквей города Новосибирска и секретарь Новосибирской епархии архимандрит Никандр (Вольяников). В числе священнослужителей епархии было много фронтовиков.

С 1956 года отношения между Церковью и государством стали весьма сложными. Усилившаяся атеистическая пропаганда, закрытие многих храмов, регламентация всех действий священнослужителей и подавление всякой инициативы характеризуют это многотрудное время. Но жизнь собора продолжалась. По благословению митрополита Нестора (Анисимова; †1962) над могилой владыки Варфоломея устраивается надгробие, а трудами архиепископа Павла (Голышева; †1979) сооружается каменный крестильный храм взамен обветшавшего деревянного. К семидесятым годам деревянный Вознесенский собор пришел в ветхость. 12 февраля 1971 года рядом с собором был открыт цирк, в результате чего соборная территория утратила один из двух входов, а сам храм оказался в низине.

Прибывший на Новосибирскую кафедру в 1971 году преосвященнейший епископ Гедеон (Докукин; †2003) сразу же озаботился состоянием здания храма. В 1974 году была реконструирована западная часть здания, увеличен притвор, заменены колонны внутри собора. Новые кирпичные стены после возведения были скрыты под деревянной обшивкой, чтобы сохранить общий вид деревянного храма. В 1976 году стены всех трех алтарей были поочередно разобраны и заменены кирпичными, а к 1979 году был устроен нижний храм в честь святого благоверного князя Александра Невского и Гедеона Праотца. Далее по благословению митрополита Гедеона была проведена полная реконструкция Вознесенского кафедрального собора. Руководил работами тогдашний настоятель храма протоиерей Димитрий Будько (архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний). Реконструкцию приурочили к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Проект реконструкции храма выполнил новосибирский архитектор В.П. Авксенткж. К августу 1988 года строительные работы были полностью завершены. И хотя при реконструкции собора органы государственной власти не дали разрешения сделать его выше и просторнее, как хотелось церковному руководству и строителям, однако он стал подлинным украшением Новосибирска. В несколько этапов скромное деревянное здание было преобразовано в просторное каменное, расписанное внутри и прекрасно украшенное снаружи.

В 1989 году на VII Всероссийском смотре лучших архитектурных произведений работа Новосибирских зодчих, создавших новый облик   Вознесенского собора, была удостоена высшей награды – диплома 1-й степени и медали Союза архитекторов России.

Архитектура храма стройна, без излишеств. Теперь у собора не пять как раньше, а семь золоченых глав. Над входом с западной стороны вознесен крест. Просторная шатровая колокольня одноярусная, в плане квадратная с широкими проемами, в которых висят малые и средние колокола.

Большой колокол — благовестный — определен в центре звонничной площадки. Он украшен изображениями Богоматери, святителя Николая Чудотворца, рядом шестикрылых Серафимов, трафаретным растительным орнаментом, рельефными поясками. По нижней окружности его опоясывает текст: «Благовествуй, земли, радость велию» и «Хвалите, небеса, Божию славу». Колокол был изготовлен на заводе Оловяшниковых в Ярославле.

Три козырька, один над другим возносящиеся к колокольне, создают впечатление выступающего входа.

В соборной ограде расположено крестильное помещение с храмом в честь Богоявления (Крещения) Господня, где ежедневно совершается Таинство Крещения. По проекту архитектора Б.А. Захарова выстроены часовня в честь Всех святых в земле Сибирской просиявших в 1996 году и административный корпус в 1998 году.

В 1999 году, к празднованию 75-летия Новосибирской епархии, был отреставрирован и заново вызолочен главный иконостас храма.

В мае 1991 года Новосибирскую епархию  впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время своего пребывания в Сибири Святейший Патриарх совершил богослужение в Вознесенском кафедральном соборе.

В мае 2002 года Святейший Патриарх Алексий II приезжал в Новосибирск во второй раз, чтобы принять участие в торжествах по случаю Дней славянской письменности и культуры. Впервые наш город стал всероссийским центром проведения этого праздника.

23 мая 2002 года Святейший Патриарх отслужил всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе, на котором состоялась канонизация священномучеников Николая (Ермолова) и Иннокентия (Кикина), сибирских священников, пострадавших от безбожных   властей в годину гонений. Иконы этих священномучеников находятся в алтаре собора.

24 мая 2002 года Святейший Патриарх Алексий II совершил в соборе праздничную Божественную литургию в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности.

Состоялась передача Его Святейшеством напрестольного креста Вознесенскому кафедральному собору. Правящий архиерей Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон выразил слова благодарности и вручил Святейшему Патриарху дар сибиряков — икону Божией Матери «Знамение». После Божественной литургии прошел Крестный ход, который возглавил Его Святейшество, от Вознесенского собора по Красному проспекту к Свято-Никольской часовне и к собору святого благоверного князя Александра Невского. В крестном ходе участвовало около 12 тысяч человек.

21 мая 2003 года наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Алексий (Поликарпов) доставил в Новосибирск частицу святых мощей небесного покровителя нашего города Святителя Николая, Чудотворца. На следующий день в Вознесенском кафедральном соборе была совершена Божественная литургия   архимандритом Алексием и архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном. 25 мая 2003 года икона Святителя Николая с частицей мощей была торжественно перенесена крестным ходом из Вознесенского кафедрального собора в   часовню Святителя Николая на Красном   проспекте.

При подготовке материала использованы данные из книги Е. Шабунина «Храмы Новосибирска. Исторический путеводитель» и статьи «Из деревянного в каменный»

http://vksnsk.ru/article/20