Каталог Храм во имя Трех святителей Публикации Православные святыни Умревы

Храм во имя Трех святителей

Умревинский острог



Православные святыни Умревы

Выставка «Православные святыни»

С 22 марта посетители музея знакомятся с выставкой «Православные святыни». Первый раздел «Православные святыни Умревы».

На территории Умревинского острога в настоящее время о далеком прошлом напоминает надпись на табличке у входа в часовню Спаса – на Умреве: «Путник! Остановись и помяни предков наших, в 1703 году пришедших в эти края и оставившим нам в наследство Веру Православную  и землю Русскую…» Здесь можно  поставить свечу в память о первопоселенцах. Здесь они  жили, возделывали пашню, отражали набеги кочевников. Археологами найдены артефакты: нательные кресты, распятия, застежки от  церковных книг, фрагменты окладов икон, что говорит  о роли православия  в культуре первопоселенцев. Часть этих находок можно увидеть на нашей выставке.

В крепости была церковь Трёх Святителей. Её достраивали в 1708 году при приказчике Иване Старкове. 310 лет первому храму на Новосибирской земле. Это ещё один славный юбилей  — православие принесло в Сибирь просвещение.

Собор трёх святителей — праздник Православной церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании организации, и богослужения Церкви. Три Святителя жили в IV-V веках. Торжество совершается 30 января (по юлианскому календарю). В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в этот день по традиции многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.

В остроге воеводы поселили не только служилых людей-казаков, но и 9семей (31чел.) крестьян-переведенцев из Сосновского острога и 2семьи (9чел.) из оброчных гулящих людей (вольных переселенцев). Известны имена первых «насельников» Умревинского острога. Это были крестьяне Иван и Игнат Лебедевы, Никита, Яков и Кузьма Боровские, Тимофей Савин, Василий Печкин, Андрей Елгин с семействами. Показательно, что люди с такими фамилиями и сегодня живут в окрестных селах Мошковского района. В  приходе Умревинской церкви  кроме населения Умревинского острога  были деревни Ташаринская,  Дубровина,  Поросская, Каменская и другие, также часть деревень, подведомственных Чаусскому острогу. В 1707 году в остроге и его ведомстве насчитывалось 167 человек мужского пола (51 семья и 29 неженатых одиночек).  Всего в 1777 году в приходе насчитывалось 1736 человек, в том числе духовного звания — 14 , мещан — 295 , крестьян и посельников — 1314 ,  новокрещеных ясачных людей — 113...

Быт крестьянина в слободе при Умревинском остроге  на протяжении 200 лет почти не менялся. Крестьянская изба представляла одну большую комнату без всяких перегородок, с полатями возле печи. По стенам стояли широкие лавки, в красном  углу  иконы — он располагался по диагонали от печи, по обычаю с восточной или юго-восточной стороны и назывался святым или передним. Это было наиболее парадное и ритуально значимое место в жилище. На специальную треугольную полочку ставили написанные маслом или темперой семейные иконы с образами Христа, Богородицы или святых. Среди находок археологов на выставке музея кресты, распятия, заклепки от переплетов церковных книг... Представлены церковная утварь, иконы, старинные книги...

Светоч просвещения

*... Библию (1913 г  издания)  и Псалтырь(1851 г.)  -  в Мошковский краеведческий музей  передали два года назад с коротким комментарием — пожелали остаться неузнанными. Они люди невоцерковленные,  посчитали, что передача в музей – это оптимальный вариант для таких книг.

*...Особый интерес вызывает Псалтырь. ...376 листов на старославянском языке. В кожаном переплете, с деревянными крышками на металлических застежках. Редкая для нашего региона Псалтырь издана  в  Москве, в типографии при единоверческой церкви, хранится в краеведческом музее Мошковского района. По приблизительным подсчетам возраст артефакта больше 150лет. Издание 19-го века было сильно повреждено. ...Основная причина того, что книга в плачевном состоянии, в том, что она коротала век на чердаке старого дома,  хранилась в ненадлежащих условиях.

*... О судьбе её владельцев почти ничего не известно. Намеки и подсказки на полях молитвослова... Эту книгу читали часто и при свечах. А когда-то над нею усердно молились — вот! капелька застывшего воска! — должно быть, от церковной свечи... Листы грязные, потертые. Много пометок. Например, интересная надпись: «Принадлежит деревенскому крестьянскому сыну Александру Кузьмичу Козлову». Эта фраза выведена пером с железо-галловыми чернилами примерно в 19 веке. Другие пометки – например, о том, что Псалтырь перепечатана с издания 1646-ого года, более современные – сделаны обычной шариковой ручкой. О первых хозяевах книги  могут рассказать разве что  каракули на полях. Вот самая яркая. На форзаце передней крышки: «1908 год. Валя сгорела.» Почерк неловкий, в слове ошибка. Должно быть — писал ребенок. Вот ещё одна запись. Изящные вензеля — словно гусиным пером выведены. Так писать сегодня не учат...

*...Редчайшая книга Псалтырь на старославянском отреставрирована... Восстановили старинную Псалтырь специалисты Новосибирской областной научной библиотеки.

*...Первым делом они очистили бумагу от плесени и просушили книгу. Кропотливая работа: разъединить листы, удалить грязь с помощью химрастворов, продезинфицировать бумагу. Одна из главных задач – так называемая до реставрация экземпляра. Удаление следов кустарного ремонта. Прежние владельцы Псалтыри грубо сшили страницы нитками. Металлические застежки прибили к деревянной крышке переплета обычными гвоздями. На восстановление раритета ушло несколько месяцев.

— С этой книгой, конечно, были проблемы. По мере того, как она очищалась, приходилось подкладывать под крышку другие приспособления для того чтобы книга не ломалась в районе корешка. Толщина подставки каждый раз менялась, – вспоминала реставратор книг Новосибирской областной научной библиотеки Ирина Михайлова.

*Год издания в этом молитвослове не указан, но есть подсказка! На одной из последних страниц — посвящение: во имя неразделимой Троицы: Отца, Сына и Святого духа, по велению самодержца нашего, императора — Николая Павловича. Николай Первый правил с 1825-го года до 55-го. Значит, эта книга родом из первой половины 19-го века. Судя по названию типографии, в Новосибирскую область книга переехала из Петербурга.

*...В старинном издании необычная нумерация листов. Никаких арабских цифр – только славянские буквы. Это сложная система, где каждый символ соответствует определенному числу. Сверяясь со специальной таблицей древних обозначений, заведующая сектором сохранности фондов Новосибирской областной научной библиотеки реставратор Светлана Гавриленко выяснила: тут не хватает некоторых страниц...Эти ветхие с диковинной старославянской вязью страницы сегодня — впервые за долгие годы — листают бережно и внимательно. Трудно прочесть — но невозможно оторваться. По мнению специалистов, этот молитвослов представляет собой большую историко-культурную ценность и важен для изучения кириллического книгопечатания России 18-19-х вв.  Следующим претендентом на реставрацию  стала Библия.

Публикация Мошковский краеведческий музей


Ссылка на первоисточник: https://mkuk-moshkovo-museum.ru/?p=2125