«Колокольня подлетела метров на 20»: кто и зачем уничтожил самарский храм Христа Спасителя?
Отдали свои дома
Середина XIX века. Разбогатевшая на хлебной торговле Самара меняет свой статус: из уездного город становится губернским. А значит тут появляется и своя епархия. Кафедральным храмом назначается построенный в 1847 году Спасо-Вознесенский собор.
Город растет. И не очень большой кафедральный собор уже не может вместить всех желающих. Статус губернской столицы диктует свои условия.
— Через два года после образования Самарской губернии и митрополии, в 1853 году, был составлен план города. Документ предусматривал строительство нового кафедрального собора на самом высоком для тех лет месте в городе — храм должен был хорошо просматриваться с Волги. Сейчас здесь находится площадь Куйбышева, а в середине XIX века были дома и дворовые постройки, — рассказывает руководитель отдела по взаимодействию со СМИ Самарской епархии, и.о. ректора Самарской духовной семинарии Максим Кокарев.
Однако даже богоугодное строительство было занятием хлопотным. Поэтому к нему долго не приступали. Сдвинуть дело с мертвой точки самарскому епископу Герасиму (Добросердову), как это ни парадоксально, помог пламенный революционер Дмитрий Каракозов. В день, когда его преосвященство подал губернатору очередное ходатайство о возведении нового храма в Самаре, 4 апреля 1866 года, молодой человек выстрелил в императора Александра II у ворот Летнего сада в Санкт-Петербурге. Террорист промахнулся. А вот прошение священнослужителя попало в цель. В память о чудесном спасении государя городские власти решили построить храм Христа Спасителя с приделами в честь святого Благоверного Великого Князя Александра Невского и в честь чтимых церковью 4 апреля святых. Царь инициативу одобрил. Готовый собор должен был вмещать в себя 2,5 тысячи человек.
Епископ Герасим (1809–1880) назначен епископом Самарским и Ставропольским. Через 11 лет его перевели на астраханскую кафедру. Канонизирован русской православной церковью в лике святителей. С 17 апреля 2005 года мощи святителя открыты для поклонения в Успенском соборе в Москве.
До начала строительства требовалось расчистить площадь от сотни построек. Часть горожан пожертвовала свои усадьбы на богоугодное дело, части — выплатили компенсацию. Проект самарского кафедрального собора царь поручил разработать столичному профессору архитектуры Эрнсту Ивановичу Жиберу. В 1869 году в губернии началась грандиозная стройка. На возведение храма ушло несколько миллионов кирпичей.
Один из них в стену собора положил император Александр II во время своего визита в Самару в 1871 году. В память об этом событии в храме хранились серебрянные мастерок и ведро, к которым приложил руку сам государь.
— Эрнст Жибер несколько раз приезжал в наш город, проверял, как идет стройка, на месте делал расчеты по проекту, помогал устранять неполадки. Основной же надзор вели поочередно несколько губернских архитекторов. Достраивал храм самый известный из них — Александр Щербачев, — объясняет отец Максим.
Антон Николаевич Шихобалов (1827–1908) купец I гильдии, общественный деятель, благотворитель, почетный гражданин Самары. Почти полностью на его средства были построены Покровская и Ильинская церкви. Он принял активное участие в постройке Кафедрального собора, помогал в постройке Троицкой, Всесвятской кладбищенской, Сергиевской церквей и храма в Свято-Николаевском мужском монастыре. Отдал под богадельню и странноприимный дом двухэтажный особняк (угол Красноармейской и Братьев Коростелевых), организовал больницу и открыл несколько школ. Построил и содержал женский Свято-Троицкий монастырь в Бузулукском уезде Самарской губернии.
Строительство собора завершилось только через четверть века, в 1894 году. Ни Александр II, ни епископ Герасим, ни меценат Шихобалов до этого дня не дожили.
— Собор в византийском стиле был городской доминантой. Сооружение для провинции грандиозное, фактически два храма в одном: верхний, основной, и нижний с усыпальницей. Историки до сих пор спорят о размерах колокольни. Я встречал информацию, что она достигала 89 метров. Но это, скажем так, вряд ли. Петр Владимирович Алабин в своих воспоминаниях приводит данные в аршинах. При переводе в современную метрическую систему высота колокольни получается примерно 75 метров. Площади, на которой воздвигли храмовые постройки и архиерейское подворье, дали имя Соборной, — поясняет Максим Кокарев.
— Просуществовал главный храм Самары чуть больше, чем строился — 36 лет. Там похоронили как минимум одного самарского епископа Серафима (Протопопова), который умер на кафедре в 1891 году. Информации о его перезахоронении я не встречал, получается, что сооружения на главной городской площади стоят на его костях, — говорит исполняющий обязанности ректора Самарской духовной семинарии Максим Кокарев.
— С 1924 года собор отдали так называемым «обновленцам». Это движение появилось после революции. Его активно поддерживала советская власть. Скорее всего, последние службы там проводил обновленческий епископ Александр Анисимов по прозвищу Сашка-Галифе, которое он получил за то, что якобы носил под рясой этот предмет одежды, — рассуждает батюшка Максим.
Сначала культовое сооружение сносить не собирались. Большевики планировали убрать явную церковную атрибутику и частично перестроить здание. По иронии судьбы, проект реконструкции было поручено сделать сыну Александра Щербачева — Петру. Однако в конце концов советская власть решила не довольствоваться полумерами и разрушить собор. В общей сложности его разбирали четыре года.
— Было принято решение взрывать поэтапно, ночами, чтобы никто из жителей не пострадал. Поэтому сначала ликвидировали основные объемы, а последней в 1935 году уничтожили колокольню. Судя по описаниям современников-очевидцев, этот взрыв был каким-то эпическим: колокольня метров на 20 подлетела вверх и рассыпалась на всей площади, — объясняет Максим Кокарев.
Оставшееся от собора огромное количество кирпича большевики пустили в дело. Не пропадать же добру, пусть даже и культовому! По данным мифотворцев, из освященных кирпичей в Самаре построены Дом радио, Дом промышленности, Дом красной армии. Строительный мусор тоже шел в дело: его использовали при закладке фундамента нового ДК (сейчас театр оперы и балета) и для засыпки городских оврагов.
— Надо сказать, что самарский театр оперы и балета стоит не на том же самом месте, что и собор. Храм был ближе к Волге. Фактически вход ДК находится недалеко от разрушенного алтаря. Точной информации о том, что большевики сделали с внутренним убранством храма (иконами, паникадилами, памятными мастерком и ведерком) нет. Но скорее, всего все это было продано или переплавлено, — рассказывает священник.
Возвращению храма мешает бункер Сталина
О возрождении храма Христа Спасителя в Самаре вновь заговорили несколько лет назад, при возглавлявшем тогда город Викторе Тархове. Публике были даже представлены некие эскизы. Однако дальше разговоров дело не пошло.
— Идея благородная, красивая, но сложноисполнимая. Были попытки на план города нанести храм, возродить его на площади Куйбышева, но с уменьшенными пропорциями. Однако, насколько я слышал, этот вопрос последние лет семь не обсуждается в практическом смысле. Бункер Сталина под площадью делает строительство там практически нереальным, — подчеркнул Максим Кокарев.Оригинал материала: http://63.ru/text/culture/415643623301132.html?notify&_Eh1Iq=FCIWLV0+CkJBFAAnFjJdcQJbXw==&utm_source=mail&utm_medium=top_news&utm_campaign=63