Митрополит Зиновий совершил Великое освящение храма на земле Мордовской Голгофы
29 сентября митрополит Саранский и Мордовский Зиновий совершил Великое освящение храма во имя Всемилостивого Спаса на земле, которую вот уже несколько десятилетий люди называют «Мордовской Голгофой». В 1928 году Свято-Троицкая Чуфаровская обитель была превращена в следственную тюрьму ОГПУ-НКВД. Здесь совершили подвиг многие наши земляки и узники из-за пределов Мордовии, которые даже под страхом физических истязаний, смерти и заточения не пожелали отказываться от Господа нашего Иисуса Христа. Одними из первых заключенных стали священники.
Останки более ста умерших в изоляторе заключенных несколько лет назад были перезахоронены по Православным канонам. Рядом с кладбищем и была построена новая церковь.
После освящения архипастырь возглавил первую Божественную Литургию в новопостроенном храме. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Саранской епархии протоиерей Виктор Хохлов, настоятель Свято-Троицкой Чуфаровской обители игумен Руфин (Баранников), председатель епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации иерей Николай Новотрясов.
После Литургии митрополит Зиновий совершил на кладбище панихиду по умершим узникам.
Вот уже много лет в Саранской епархии продолжается работа по выявлению и освящению мест захоронения жертв массовых репрессий, проводимая по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 2017 год Первопредстоятель Русской Православной Церкви объявил годом примирения всех, враждовавших между собой на протяжении столетия. Тогда, семь лет назад, и началась новейшая история этого места, неподалеку от стен Чуфаровской обители. Было найдено массовое захоронение узников изолятора, началось извлечение останков и первые их захоронения по Православному обряду. Огромную помощь оказали члены молодежно-патриотического движения «Поиск», руководимые Николаем Андреевичем Кручинкиным. В прошлом году этот выдающийся деятель отошел ко Господу, но мы помним его заслуги.
В конце сентября в 2017 году здесь прошла беспрецедентная по числу участников вахта сводного поискового отряда: около 170 человек из Саранска, Ромоданова и других районов республики провели раскопки, в ходе которых были обнаружены останки 82 жертв массовых репрессий. Потом это число увеличилось до 120 человек. Трудами благотворителей были изготовлены кресты, которые ныне установлены на могилах.
Мы знаем, что из себя представляло найденное захоронение. Могилы находились в двух уровнях. В первом, на глубине более полутора метров, останки были уложены более-менее правильно – ногами на восток, преимущественно в одиночных могилах (несколько человек даже в гробах). А над ними, на глубине чуть более метра – уже общие ямы, в каждую из которых было уложено по несколько человек (максимально – двенадцать), причем – как попало, один на другом. Скелеты некоторых (вероятно – замерзших насмерть в тюремном карцере) лежали на боку, в скрюченном состоянии. Нижние могилы можно условно датировать первыми годами существования тюрьмы (открытой в монастыре в 1928 году), а верхние – концом 30-х годов, когда «маховик репрессий» был максимально раскручен.
Повреждений черепов и других костей пулями обнаружено не было (один череп оказался рассеченным, но стало ли именно это причиной смерти – непонятно). Удалось определить, что среди умерших были люди самых разных возрастов – и молодые, и довольно пожилые. Трое из них – женщины. А в самой неглубокой могиле (всего в 40 сантиметрах от поверхности) лежал маленький гробик с останками младенца, которому на момент смерти было всего около полугода от роду.
Вещей, по которым можно определить личность замученных и умерших от голода, холода и болезней узников, на останках обнаружено не было. Только две пряжки от брючных ремней и один серебряный нательный крестик. Мало того, даже пуговиц поисковики нашли всего несколько штук: почти все от исподнего белья, и одна медная – от шинели. Получается, что большинство заключенных хоронили, раздев донага.
Останки каждого захоронили по-христиански, с настоящим православным благоговением. Ныне мы можем представить себе эту картину, берущую за душу. Сначала – просто два длинных ряда еще пустых гробов (небольших, в половину человеческого роста), потом их застилали простынками, в изголовье каждого укладывали небольшую подушечку из белой ткани, набитую сухой травой. И только после этого ребята-поисковики выкладывали в них поднятые из земли останки тех, кто принял безвременную смерть более семидесяти лет назад. Ну а потом, под тихое пение «Трисвятого», женщины-помощницы, в основном состоявшие из певчих Татианинского храма при университете – завершали погребальное облачение, укрывая кости покрывалами с изображением голгофского Распятия, Воскресшего Христа и словами молитв. Всё так, словно бы хоронили недавно усопших. И в каждый гроб укладывали венчик, небольшое распятие, нательный крестик и листок с разрешительной молитвой. Никто, кроме Господа не знает, как приняли смерть те, чей земной путь завершился на «Мордовской Голгофе», поэтому во время отпевания снова и снова повторялись слова «Покой, Господи, душу усопших рабов Твоих, всех православных христиан, во дни лихолетья безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, их же имена Ты сам, Господи, веси». И в завершение – разрешительная молитва с просьбой ко Всевышнему простить им все грехи, которые они успели совершить в земной жизни, и упокоить их души «в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная!».
С 2017 года на месте рядом с Чуфаровской Свято-Троицкой обителью вырос целый скит. Архипастырь освятил каменный храм, а рядом расположен странноприимный дом, трапезная, часовня над колодцем, которая также ждет своего освящения. Все это очень важно, потому что «Мордовская Голгофа» становится местом паломничеств, местом молитвенной памяти. Сюда постоянно приезжают организованные группы детей из Воскресных школ, школьники и студенты из светских учебных заведений, отдельные паломники и экскурсанты.
Свято-Троицкий монастырь и скорбные рядом с ним места становятся центром для реализации духовно-просветительских проектов. Но главное, что на этом поле отныне православные христиане смогут молиться за Божественной Литургией и приобщаться Святых Христовых Таин.