В НГТУ получают уникальный опыт режиссуры интерактивных экскурсионных маршрутов по Новосибирску

И Интервью с инициатором Еленой Юрьевной Воротниковой и студентами — участниками проекта «Режиссура интерактивных экскурсионных программ»

Е Елена Юрьевна, какую проблему должен решить Ваш проект?

Сегодня существует потребность в новых экскурсионных маршрутах по Новосибирску, в том числе и по нашему университету – НГТУ. Эта задача очень актуальна, так как сейчас наблюдается всплеск интереса к истории города и к его наследию со стороны новосибирцев – его называют «краеведческий бум». В Новосибирск приезжают туристы с разными целями: обучение, деловые поездки, путешествия по Транссибу. Мы часто встречаем иностранных гостей. И горожанам, и туристам нужно уметь показывать город по-разному. Поэтому в нашем проекте мы разрабатываем несколько маршрутов.

К Какие маршруты Вы разрабатываете?

Экскурсия по территории НГТУ называется «Первым делом – самолеты!». Мы будем встречать наших гостей у метро «Студенческая», поведем их через корпуса и переходы в учебные лаборатории факультета летательных аппаратов, где стоят самые настоящие самолеты. По дороге мы будем рассказывать про историю появления нашего вуза, про легендарного ректора Лыщинского, показывать старые фотографии из фондов музея НГТУ. Остальные экскурсии – по Новосибирску. Один маршрут называется «Друг на день», он для туристов и горожан, которые желают узнать не только об основных достопримечательностях Новосибирска, но и познакомиться с городом поближе – с его атмосферными местами, оригинальными кафе, уютными галереями и необычными музеями. В разработке маршрут, который ориентирован на детскую аудиторию – это архитектурный квест, в котором ребята совершают «путешествие в прошлое» и в игровой форме знакомятся с разными историческими периодами нашего города, и архитектурными стилями, определяющими веяния эпох. И последняя автобусно-пешеходная экскурсия посвящена истории и современности профессий, обеспечивающих безопасность проживания в городе – это пожарные, полиция, спасатели и другие. На этом маршруте посетители смогут побывать в интерактивном музее МЧС и в кинологической службе МВД.

Р Расскажите подробней о Вашей команде? В чем её особенность?

В нашей команде: Загорская Любовь Михайловна (куратор), одним из заказчиков экскурсии является директор музея города Новосибирска – Щукина Елена Михайловна. Студенты факультета бизнеса: Дарья Терехова, Кристина Снегирева, Елизавета Караваева, Ирина Миненкова, Татьяна Антипенко, Дарья Савкина и Екатерина Шурбина. Все очень яркие, творческие личности, заинтересованные в результате, ориентированные на создание оригинального и интересного маршрута. Кто-то из них уже в 2019 году закончит бакалавриат и сможет «выйти» из университета с уникальным практическим опытом.

В В команде студенты разных курсов. Возникают ли сложности?

Сложности только в том, что старшие курсы уже изучили профильные дисциплины (экскурсоведение, музейное дело), а младшим приходится постигать азы экскурсионного проектирования на практике.

К Как давно Вы занимаетесь разработкой экскурсий в Новосибирске и области?

С 2004 года разрабатываю интерактивные пешеходные, автобусные, вело, виртуальные экскурсии по Новосибирску, Академгородку и НСО, проектирую музейные экспозиции. Кроме того занимаюсь исследованием историко-культурного наследия Новосибирска и НСО, обучаю гидов, провожу конкурсы экскурсионного мастерства. Первые сюжетные интерактивные экскурсии по Новосибирску и Сузуну, в основе которых был сценарий и режиссура, связывающие архитектурные объекты, улицы и места между собой, — родились именно в НГТУ, когда я работала на кафедре экономики сервиса (современная кафедра маркетинга и сервиса). Это было время, когда считалось, что у Новосибирска «нет истории» и здесь «нечего показывать». Тем интересней было заниматься историческими исследованиями и разработкой маршрутов. До сих пор очень популярны первые экскурсии «По купеческим кварталам» и «По старой площади». Сейчас пешеходные прогулки по разным городским местам стали брендом музея Новосибирска, горожане очень любят такие экскурсии.

Все очень яркие, творческие личности, заинтересованные в результате, ориентированные на создание оригинального и интересного маршрута.

И Из каких этапов состоит Ваш проект? Какие задачи самые интересные для студентов (с Вашей точки зрения)?

Первый этап – это знакомство студентов с историей города, с помощью настоящих экскурсий, лекториев и мастер-классов. Второй этап – составление маршрута, сбор информации, фотографий, определение интересных мест, которые можно показать экскурсантам, интервьюирование научных сотрудников (экскурсия по НГТУ), старожилов и архитекторов (экскурсия по Новосибирску). Третий этап, наиболее интересный – это режиссура, составление сценария, где прорабатывается общая концепция, логические связки, элементы интерактива, подбираются сопроводительные материалы – фото, аудио, музейные предметы. Секрет впечатляющей экскурсии – это цельность и возможность эмоционально вовлечь зрителей в контекст прогулки. И последний этап – отработка экскурсионного мастерства на местности, правила взаимодействия с экскурсантами, работа с речью. Кроме того, планируется сьемка промо-ролика и написание пресс-релизов. Разработанные экскурсии будут реализованы музеем Новосибирска, музеем НГТУ, туристическими фирмами нашего города.

Е Если бы Вы сейчас вернулись в начало осени, то добавили бы новые роли и маршруты для разработки или оставили все как есть?

Я бы добавила еще один маршрут – «Новосибирск для первокурсников». Очень важно, адаптировать приезжих студентов к жизни в новом городе и показать его разные грани.

О Опишите, пожалуйста, Вашу команду тремя прилагательными?

Яркие, умные, творческие.

Секрет впечатляющей экскурсии – это цельность и возможность эмоционально вовлечь зрителей в контекст прогулки.

Б Блиц-интервью со студентам-участниками команды проекта

П Почему Вы решили принять участие именно в этом проекте? Долго ли принимали решение?

Антипина Татьяна (факультет бизнеса, группа ФБМС-51):

После знакомства с Еленой Юрьевной и дисциплиной «Проектирование и организация экскурсионной деятельности» появился интерес к проектированию экскурсий. Захотелось больше узнать о разработке экскурсий, применить знания на практике. Решение о том, чтобы стать частью проектной команды было принято буквально сразу.

Караваева Елизавета (факультет бизнеса, группа ФБМТ-61):

Это интересный проект, почему бы не попробовать свои силы? Попытаться найти что-то оригинальное и эксклюзивное в нашем городе, а потом поделиться этой информацией с другими. Решение было принято сразу, как узнали о такой возможности.

Миненкова Ирина (факультет бизнеса, группа ФБМТ-51):

Я решила принять участие в этом проекте, потому что мне нравится делать что-то для людей, генерировать новые идеи и разрабатывать различные виды экскурсий, так же мне хочется делиться историей, и рассказывать гостям и жителям города о том, чего они могли бы не знать. Я всегда за активную деятельность!

Терехова Дарья (факультет бизнеса, группа ФБМТ-61):

Проект больше всего подходит к моему направлению в учебе, он дает шанс узнать больше о проектировании экскурсий, попрактиковаться в создании новых и интересных туристических маршрутов, а также узнать больше о городе, в котором я живу. Решение о том, чтобы принять участие в данном проекте далось мне легко и быстро.

Снегирева Кристина (факультет бизнеса, группа ФБМТ-61):

Я люблю заниматься исследовательской и творческой деятельностью, и получить практический опыт, обучаясь в университете — проект подходит под все эти пункты.

Шурбина Екатерина (факультет бизнеса, группа ФБМТ-51):

Заинтересовалась этим направлением еще в начале III курса, очень захотелось развиваться в этой сфере. Поэтому и использую любую возможность. В дальнейшем хочу связать свою профессию с экскурсионной деятельностью, с выставками и галереями, для меня это хороший опыт. Решение было принято сразу, другие варианты и не рассматривались.

К Какую роль Вы выполняете в проекте?

Антипина Татьяна (ФБМС-51):

Мы в паре с моей одногруппницей (прим. ред. Савкиной Дарьей) разрабатываем экскурсию «Первым делом самолеты», которая будет проходить на территории НГТУ.

Караваева Елизавета (ФБМТ-61):

Мной была придумана основная идея маршрута «Безопасный город». На данный момент совместными усилиями доводим проект до идеала.

Миненкова Ирина (ФБМТ-51):

Я занимаюсь разработкой архитектурного квеста для детей в полном обьеме — сценария, наполнения информацией, игровых заданий.

Терехова Дарья (ФБМТ-61):

В данном проекте я придумываю оригинальные идеи для маршрута «Безопасный город» и со своей командой и руководителями стараюсь их воплотить и развить.

Снегирева Кристина (ФБМТ-61):

Я изучаю историческую и современную информацию по теме «Безопасный город». Подбираю наиболее интересные и значительные факты для экскурсии и интерактивных занятий с детьми.

Шурбина Екатерина (ФБМТ-51):

Я занимаюсь разработкой экскурсии для города Новосибирска «Друг на день». Нахожу такой формат экскурсии уникальным, интересным. Подобный проект может быть очень полезен для развития города.

Н На каком этапе реализации Вы находитесь? Что удалось уже сделать? Что нового узнали?

Антипина Татьяна и Савкина Дарья (ФБМС-51):

Идет разработка самой экскурсии. Мы уже обозначили маршрут, прошлись по нашим точкам, посетили лаборатории ФЛА, где находятся сами самолеты, узнали много новой информации от первых лиц. Нам предстоит еще запись интервью с сотрудником ФЛА Обуховским А. Д., расшифровка записи и переработка информации уже в саму экскурсию. При разработке данной экскурсии получено неимоверное количество новой информации! О количестве самолетов в нашем университете, о том, как их устанавливали в лабораториях, много информации про легендарного ректора Лыщинского и в целом про историю НГТУ.

Караваева Елизавета (ФБМТ-61):

Пока составлен план маршрута и карта, найдена основная информация. Узнали много интересных исторических фактов.

Миненкова Ирина (ФБМТ-51):

Сейчас я нахожусь на этапе разработке экскурсии, рассматриваю участки с разными архитектурными памятниками. Исследовала изнутри легендарный «Дом с часами» совместно с сотрудником музея Новосибирска Олегом Викторовичем. Изучаю архитектурную терминологию и многие другие вопросы.

Терехова Дарья (ФБМТ-61):

Мы с командой находимся на этапе создания маршрута, нам уже удалось создать примерный автобусно-пешеходный маршрут, собрали интересные истории и сведения и придумали викторину для участников экскурсии.

Снегирева Кристина (ФБМТ-61):

На нашем маршруте планируется посещение музея МЧС с диорамой пожара и питомника с собаками-спасателями. Была получена договоренность с этими учреждениями, организован выезд в музей, собрана историческая информация про пожарную службу в Новониколаевске.

Шурбина Екатерина (ФБМТ-51):

Уже определены основные точки экскурсии, некоторые находятся в разработке. В процессе описания локаций, очень вовлекаешься в атмосферу города, много нового узнала о Новосибирске. Это тот город, с которым нужно знакомиться ближе и более подробно, чтобы влюбиться в него. Также получаю полезные навыки по работе с экскурсантами, обучаюсь грамотной подаче информации, использованию сопутствующих атрибутов, фотографий и т. д.

П Предположите, пожалуйста, как участие в проекте скажется на Вашей профессиональной деятельности?

Антипина Татьяна (ФБМС-51):

Во-первых, участие в данном проекте вдохновило связать проект и тему диплома, то есть польза от этого проекта лично для меня огромная. Я не собираюсь останавливаться только на проекте, думаю в будущем связать свою жизнь с экскурсионной деятельностью. Поэтому участие в проекте, безусловно, положительно скажется на моей профессиональной деятельности, ведь уже выпускаясь из университета у меня будет опыт в этой сфере.

Караваева Елизавета (ФБМТ-61):

Я учусь на профиле, связанным с туризмом — для меня это будет очень хороший опыт и профессиональная практика.

Миненкова Ирина (ФБМТ-51):

Я думаю, что это даст мне новые знания, и конечно же, продвинет меня вперед в карьерном плане. Планирую, что моя экскурсия будет включена в федеральную программу «Живые уроки», а также станет постоянным маршрутом турфирмы «Базилик».

Терехова Дарья (ФБМТ-61):

Я думаю, что участие в данном проекте послужит практикой для моей дальнейшей работы в туристической сфере.

Шурбина Екатерина (ФБМТ-51):

Данный проект помогает «попробовать» себя в том деле, которое я выбрала. Участие в таком проекте положительно скажется на поступлении в магистратуру. И в дальнейшем я буду обладать определенными навыками, что поможет мне эффективнее работать.

Снегирева Кристина (ФБМТ-61):

Это замечательный опыт, который дает развитие в разных направлениях — проектирование, работа с аудиторией, освоение истории города, партнерские связи. Вижу, что это очень полезная практика для меня.

«… у меня будет опыт в этой сфере».

К Как Вы относитесь к командной работе в целом?

Савкина Дарья (ФБМС-51):

Работа в команде – это огромный труд. Я считаю, что это очень важно, так как на собраниях командой всегда происходит обмен идеями, поддержка, обмен информацией.

Караваева Елизавета (ФБМТ-61):

Конечно, если есть команда, то работа будет идти намного быстрее, и, возможно, будут предложены различные оригинальные идеи, но я всегда переживаю за качество выполнения, никогда не знаешь, как другой человек отнесется к реализации данной работы.

Миненкова Ирина (ФБМТ-51):

Мне нравится работать в команде, если у нас возникают какие-либо вопросы или другие члены команды знают факты, о которых я не владею информацией, то мы всегда можем спросить совета. Важна сама помощь, которую мы оказываем друг другу.

Терехова Дарья (ФБМТ-61):

Мне нравится работа в команде, так как каждый человек может привнести много нового и интересного, и проект над которым мы все трудимся будет лучше во всех смыслах.

Снегирева Кристина (ФБМТ-61):

Работа в команде — это очень полезный опыт, в процессе обсуждения всегда рождаются новые идеи и новое вдохновение.

Шурбина Екатерина (ФБМТ-51):

Положительно. Это всегда очень живо, креативно и интересно. Обмениваешься опытом и идеями.

О Опишите, пожалуйста, Вашу команду тремя прилагательными?

Антипина Татьяна и Савкина Дарья (ФБМС-51):

Инициативные, творческие, активные.

Караваева Елизавета и Снегирева Кристина (ФБМТ-61):

Активные, позитивные, интересные.

Миненкова Ирина (ФБМТ-51):

Отзывчивые, веселые, креативные.

Терехова Дарья (ФБМТ-61):

Веселые, умные, креативные.

Шурбина Екатерина (ФБМТ-51):

Оживленные, креативные, интересные.

П После окончания данного проекта, есть ли желание принять участие в другом?

Антипина Татьяна (ФБМС-51):

В связи с окончанием университета в этом году, сложно ответить на данный вопрос. А так, если проект интересен и требует творческого подхода, то почему нет?

Караваева Елизавета (ФБМТ-61):

Конечно, есть. Это очень полезный опыт. Никогда не знаешь, какие навыки могут пригодиться в жизни.

Миненкова Ирина (ФБМТ-51):

Конечно, почему бы не попробовать еще? Я открытый человек для чего то нового.

Терехова Дарья (ФБМТ-61):

Если проект будет творческим и направленным на мою профессиональную деятельность – да.

Снегирева Кристина (ФБМТ-61):

Конечно. Мы получим столько новых навыков, обязательно нужно развивать их и дальше!

Шурбина Екатерина (ФБМТ-51):

Да, конечно. Такие проекты помогают развиваться, пробовать свои силы и получать уникальные навыки.

Облако прилагательных команды проекта «Режиссура интерактивных экскурсионных программ»

Руководитель проекта: Е. Ю. Воротникова (ФБ, УИП – руководитель музея НГТУ, музей Новосибирска)

Заказчики проекта: Е. М. Щукина (директор музея Новосибирска), туристическая фирма «Базилик», ФГБОУ ВО «НГТУ» (Музей НГТУ)

Куратор проекта: Л. М. Загорская (ФБ)

Студенты: Т. Антипина (ФБМС-51), Е. Караваева (ФБМТ-61), И. Миненкова (ФБМТ-51), Д. Савкина (ФБМС-51), Д. Терехова (ФБМТ-61), Е. Шурбина (ФБМТ-51), Снегирева К. (ФБМТ-61)

Съемка / Фотографии: Д. А. Папоротный (ФТФ, 87STUDIO)

Организация интервью: О. А. Кислицына (ОНОТ)

Интервью: И. В. Долгих (ФБ)

Видео по ссылке:

https://vk.com/@-176925932-10?fbclid=IwAR1wh7EPcyzJ7JPrXUSEw53AN01d1b46I7kcwkeQ_3pPHKnRC2tdoEocpuc

09 февраля 2019
Поставьте свою оценку Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
Просмотров: