Храм во имя архистратига Божия Михаила
с. Тропинское (ныне с. Тропино)
Сергей и Марина МИХМЕЛЬ. Церковь во имя святого Архистратига Божия Михаила села Тропинского Томского уезда Томской губернии
Историческая справкаО святом Архистратиге Божием Михаиле
Архангел Михаил – один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми Ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю [1] .
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Среднюю Ангельскую иерархию составляют: Господства, Силы и Власти. В низшую иерархию входят: Начала, Архангелы и Ангелы.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом Святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»» [2] .
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Её явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвящённого Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящён ему [3] .
Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т.е. Совокупности) Святых Ангелов во главе с Архангелом Михаилом – 21 ноября.
Православные иконы изображают святого Архистратига Божия Михаила бесчисленное количество раз. Он – борец с дьяволом, защитник правды Божией, чей образ располагался в каждом храме и церкви. Самым знаменитым изображением Архангела Михаила считается икона, которую написал Андрей Рублёв. На ней воин света изображён в алом облачении с золотистыми крыльями и копьём в руках. Его чело украшают длинные, ниспадающие на плечи волосы, взгляд пронзителен и обличающ. Это изображение создано в канонической традиции православной иконописи [4] .
О церкви во имя святого Архистратига Божия Михаила села Тропинского
Церковь во имя святого Архистратига Божия Михаила села Тропинского Томского уезда Томской губернии (ныне с. Тропино Колыванского района Новосибирской области) построена старанием прихожан в 1908 году, освящена 1 декабря 1908 года.
Храм был деревянный, однопрестольный. По штату, были положены один священник и один псаломщик. Приход был открыт 13 апреля 1910 года – заведена опись церковного имущества и исповедные росписи (посемейный список прихожан) [5] .
Церкви принадлежало: 1 десятина 1200 квадратных сажень земли под усадьбой вместе с церковным погостом, 112 десятин 528 квадратных сажень пахотной земли, 18 десятин 48 квадратных сажень сенокосной земли, 21 десятина 408 квадратных сажень земли под лиственным лесом и кустарником. Всего при церкви было 152 десятины (х 1,0925 гектара) 2184 квадратных сажень (х 4,55 кв.м.) [6] , или около167 гектаров земли.
В отдельном здании размещалась Тропинская церковно-приходская школа грамоты. В 1915 году в ней обучалось 67 мальчиков и 34 девочки [7] .
Церковным старостой в 1912–1914 годах значился местный крестьянин Филипп Петрович Пирогоедов, 1854 года рождения [8] , а в 1915–1917 годах – также местный крестьянин Егор Осипович Агапов, 1873 года рождения [9] .
Михаило-Архангельский приход в 1915 году состоял из прихожан
· села Тропинского: 133 дома, 534 мужчины, 547 женщин;
· деревни Паутовой: 83 дома, 335 мужчин, 345 женщин;
· поселка Вандакуровского: 62 дома, 249 мужчин, 224 женщины;
· поселка Щербеневского: 33 дома, 133 мужчины, 138 женщин;
· поселка Федосихинского: 67 домов, 269 мужчин, 246 женщин;
· поселка Сережинского: 37 домов, 148 мужчин, 132 женщины
· поселка Шейкинского: 14 домов, 57 мужчин, 45 женщин;
· поселка Замахаевского: 15 домов, 62 мужчины, 54 женщины [10] .
Всего: 3518 прихожан.
Со слов селян, на праздничную Пасхальную службу в храм съезжалось множество людей из близлежащих деревень и посёлков, целыми семьями; жили в палатках. В селе чувствовалась праздничность и торжественность Пасхи. В этот день Тропинское было центром духовной жизни этой местности, отдалённой от крупных поселений.
Сохранилась фотография местных жителей на фоне здания церкви, уже переоборудованного под сельский клуб [11] .
Священно- и церковнослужители Михаило-Архангельской церкви
24 февраля 1910 года первым священником храма во имя святого Архистратига Божия Михаила села Тропинского стал иерей Евгений Михайлович Асташев [12] .
Биографическая справка:
Священник Евгений Михайлович Асташев родился в 1871 году.
Состав семьи: супруга – Агриппина Яковлевна, родилась в 1868 году; дочь – Вера, родилась 16 сентября 1894 года, была учителем в церковно-приходской школе; сын – Николай, родился 1 марта 1897 года, окончил курс Томского Духовного училища, обучался в Томской частной гимназии; дочь – Мария, родилась 20 июля 1898 года, обучалась в Томском Епархиальном училище; дочь – Нина, родилась 5 января 1906 года, обучалась в Томском Епархиальном училище; воспитанница – Ольга Коломиец, из дворян, родилась в 1902 году [13] .
Послужной список:
1885 год – обучение и окончание курса в Колыванском городском двухклассном училище;
24 сентября 1890 года – псаломщик Богоявленской церкви села Чаусского Томского уезда;
24 апреля 1898 года – помощник смотрителя Томского епархиального свечного завода с причислением к градотомской Богоявленской церкви в качестве сверхштатного псаломщика;
25 сентября 1898 года – Преосвященнейшим Макарием, епископом Томским, рукоположен в сан диакона;
25 июля 1899 года – Преосвященнейшим Макарием, епископом Томским, рукоположен в сан священника при Николаевской церкви села Борового Форпоста Барнаульского уезда;
5 сентября 1901 года – переведён по прошению в церковь во имя Илии пророка села Ракитов Барнаульского уезда;
20 сентября 1907 года – переведён по прошению в Иоанно-Предтеченскую церковь села Криводановского Томского уезда;
24 февраля 1910 года – переведён по прошению в Михаило-Архангельскую церковь села Тропинского Томского уезда сверхштатным священником до открытия прихода, с 9 августа 1910 года назначен штатным священником указанной церкви;
23 марта 1910 года – заведующий и законоучитель Тропинской церковно-приходской школы [14] .
Награды:
28 марта 1907 года – награждён набедренником (принадлежность богослужебного облачения православного священника – авт. )[15] ;
1915 и 1916 годы – награждён скуфьей (головной убор православного духовенства и монахов – авт. )[16] .
Умер Евгений Михайлович Асташев 27 января 1919 года от сыпного тифа [17] .
По утверждениям местных жителей, один священник был похоронен рядом с церковью. Позже его могила была отмечена двумя тополями – в изголовье и в ногах. Сейчас это два огромных вековых дерева рядом с памятником на братской могиле девяти коммунистов, казнённых участниками Колыванского вооружённого восстания в июле 1920 года. На основании проведённых исторических изысканий о причте (служителях) Михаило-Архангельской церкви, можно предположить, что эта могила является местом захоронения священника Евгения Асташева.
На спутниковом изображении карты Google это место отмечено указателем, приведены координаты.
7 октября 1911 года псаломщиком Михаило-Архангельской церкви был назначен Иннокентий Феофилактович Балакин .
Биографическая справка:
Псаломщик Иннокентий Феофилактович Балакин родился в 1895 году.
Окончил Колыванскую двухклассную церковную школу.
Согласно прошению, И.Ф. Балакин был перемещён 7 октября 1911 года из села Кетного (недалеко от села Колпашево Томской губернии) псаломщиком в село Тропинское [18] .
В 1914 году И.Ф. Балакин перевёлся в село Малая Черемшанка того же благочинного округа, а на его место был назначен псаломщиком крестьянин Казанской губернии Филипп Николаевич Николаев[19] .
Биографическая справка:
Псаломщик Филипп Николаевич Николаев родился в 1888 году.
В 1913 году окончил курс Ишаковской двухклассной миссионерской школы Козьмодемьнского уезда Казанской епархии. 18 марта 1914 года назначен псаломщиком Михаило-Архангельской церкви села Тропинского [20] .
9 марта 1919 года, после смерти отца Евгения Асташева, священником Михаило-Архангельской церкви был назначен иерей Василий Алексеевич Ливанов[21] .
Священник Василий Алексеевич Ливанов родился в 1893 г. в городе Томске.
Состав семьи: супруга – Клавдия Александровна, родилась в 1895 году; дочь – Агния, родилась 21 декабря 1914 г. [23] .
На фото: стоит супруга отца Василия Ливанова – Клавдия Александровна (Молчанова) [24]
Родственники отца Василия Ливанова на сайте «Открытый список жертв политических репрессий» указали наличие второй дочери, Нины, и поместили фотографию обоих дочерей.
Дочери о. Василия Агния и Нина
Послужной список отца Василия Ливанова:
1 сентября 1911 года – окончил курс Колыванской второклассной учительской школы, назначен учителем церковно-приходской школы в селе Вьюнском Томского уезда Томской губернии (ныне село Вьюны Колыванского района Новосибирской области);
25 марта 1914 года – рукоположён в сан диакона Троицкой церкви села Вьюнского [25] ;
9 марта 1919 года – рукоположён в сан священника, с назначением в Михаило-Архангельскую церковь села Тропинского [26] .
Василий Алексеевич Ливанов происходил из семьи потомственных священнослужителей. Отец его – единоверческий (единоверие есть примирённое с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество – авт. ) протоиерей Алексий Леонтьевич Ливанов и три брата отца были священнослужителями в Томской области. Отец служил в Троицкой единоверческой церкви города Томска, умер в 1912 году. Мать – Анна Ивановна Ливанова, родилась в 1848 году.
У отца Алексия было восемь сыновей и две дочери, шестеро из сыновей стали священниками.
Родные братья священника Василия Ливанова:
· Иван (епископ Тарасий, родился в 1877 году, расстрелян в 1933 году);
· Иннокентий (архимандрит Иосиф, расстрелян в 1937 году);
· Алексий, протоиерей (расстрелян в 1933 году);
· Андрей, протоиерей ( родился в 1862 году, расстрелян);
· Константин, иерей (расстрелян);
· Валентин (работал бухгалтером в Москве);
· Вениамин (работал ветеринарным врачом в Курске).
Братья Вениамин и Валентин погибли во время Великой Отечественной войны.
Двое детей епископа Тарасия, Алексей и Александр, были расстреляны.
Всего в семействе Ливановых было репрессировано 18 человек [27] .
Отец Василий Ливанов прослужил в Михаило-Архангельской церкви совсем недолго, чуть более года. В июле 1920 года все окрестные сёла города Колывани были охвачены Колыванским вооружённым восстанием против большевиков. Повстанческое движение началось 5 июля 1920 года в селе Вьюнском [29] . Но уже 12 июля восточный отряд сводной группы войск Красной армии наступал с юга на север на сёла Тропино и Паутово, наперерез отступавшим повстанцам, бегущим в направлении этих сёл [30] .
В своих задокументированных воспоминаниях очевидец тех событий житель села Тропинского А.И. Пермяков указал, что бойцам Красной армии удалось схватить некоторых повстанцев: Субботина С., Потеряева И., Потеряева П., Бирюлина А., Пермякова И., Поротникова К. и др., а вместе с ними и священника Василия Ливанова. Пленников расстреляли в селе [31] . Точнее, согласно рассказам свидетелей тех событий, повстанцев казнили в овраге у реки Федоска. На спутниковом изображении карты Google это место отмечено указателем, приведены координаты:
«…Их трупы были вывезены на скотные могилки и бесчестно зарыты на совхозной дороге, в питомнике на самой дороге растёт малина» [32] .
Потомки отца Василия Ливанова на его страничке в «Открытом списке жертв политических репрессий» сообщают, что «вплоть до 60-х годов жили на 101 километре, по два года, объездили все деревни по Новосибирской области. Прабабушка, жена деда Клавдия Александровна работала учительницей».
Имя отца Василия Ливанова упоминается в художественной книге «Сибирская Вандея» Г.А. Лосьева, служившего в прошлом в ЧК и следственных органах. В этой книге отцу Василию Ливанову – священнику села Тропинского, отведена отрицательная для советского читателя роль участника Колыванского вооружённого восстания 1920 года.
С 1923 по 1930 годы, согласно списку лиц, лишённых избирательных прав по Тропинскому сельсовету, псаломщиком церкви села Тропино значился Андрей Николаевич Некрасов [33] .
Биографическая справка:
Псаломщик, позже диакон Андрей Николаевич Некрасов родился в 1897 году [34] .
Состав семьи: супруга – Антонида Мироновна, родилась в 1900 году [35] .
В характеристике на А.Н. Некрасова из личного дела гражданина, лишённого избирательного права, указано: «Кулак, экспроприатор, офицер царской армии, активный участник и начальник штаба Колыванского восстания. С 1913 по 1917 годы торговали товарами, имели маслозавод и сельскохозяйственные машины, держали батраков (речь идёт, очевидно, о всей семье Некрасовых во главе с отцом Николаем Ивановичем и матерью Анисией Ефимовной, оба родились в 1874 году). С 1917 по 1918 год служил у Колчака, находился с бандой в тайге до 1923 года. С 1923 года сельским хозяйством занимался мало, а служил церковным дьяконом» [36] .
В 1930 году имущество А.Н. Некрасова было экспроприировано. Позже, в акте Тропинского сельсовета от 23 мая 1931 года записано, что А.Н. Некрасов сбежал в неизвестном направлении, и принято решение о направлении в отношении него материала в ГПУ на предмет его выселения как класса [37] .
После смерти в 1920 году отца Василия Ливанова священником Михаило-Архангельской церкви села Тропино стал Мирон Васильевич Шаманский. Первое упоминание о нём зафиксировано в документах Тропинского сельсовета в 1922 году [38] . Его служение на приходе прослеживается в партийных документах сельсовета до 1929 года [39] .
Биографическая справка:
Священник Мирон Васильевич Шаманский родился в 1865 году [40] .
Состав семьи: супруга – Шаманская Мария Ивановна [41] .
В книге В.И. Якунцова «Вехи православия в нашем крае» о предыдущем служении отца Мирона сказано следующее:
«В 1910 году настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Альняш (Осинского уезда Пермской губернии, Пермской епархии) числился 45-летний Мирон Васильевич Шаманский, имевший звание народного учителя. Он, как и другие, преподавал Закон Божий и по должности заведовал приходскими школами грамоты…
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Альняше: деревянный храм, обшитый тёсом, выстроенный в 1867 г., был закрыт в 1934 г., снесён в 1980 г. Представлял собой четверик с щипцами по центру фасадов, с трапезной. 16 октября 1888 года открыта Покровская церковно-приходская школа в с. Альняш в здании, специально для неё устроенном на средства церкви» [42] .
В 1930 году иерей Василий Иванович Вавилов стал последним священником Михаило-Архангельской церкви села Тропино.
Священник Василий Иванович Вавилов
Биографическая справка:
Священник Василий Иванович Вавилов родился 24 апреля 1871 года в Иркутске [43] . Состав семьи: супруга Александра [44] .
Образование – среднее церковное.
В 1930 году служил в храме во имя святого Архистратига Божия Михаила села Тропино [45] . Место последнего служения в сане протоиерея – город Новосибирск, церковь Вознесения Господня (ныне – Вознесенский кафедральный собор). В апреле 1937 года был арестован. 25 июля 1937 года осуждён постановлением «тройки» УНКВД по Запсибкраю. Обвинение в причастности к контрреволюционной монархической организации церковников, ст. 58 2, 6, 9, 11 УК РСФСР. Приговор – ВМН (высшая мера наказания). Расстрелян 29 июля 1937 года. Дата реабилитации: 7 февраля 1958 года [46] .
***
После прихода к власти большевиков недвижимое имущество, принадлежащее Михаило-Архангельскому приходу села Тропино, было национализировано:
· дом 1 этаж – 7,9 х 6,2;
· церковь – 19,5 х 6;
· дом 2 этажа – 9 х 8;
· пристройка, амбар, скотный двор, навес, баня, сарай [47] .
Сама церковь просуществовала до 1940-х годов. 4 февраля 1930 года Тропинским сельсоветом было принято решение «провести подготовительную работу среди населения о снятии крестов с церкви и занятии помещений под общественные организации» [48] .
Через 9 лет, 10 декабря 1939 года, президиум Новосибирского областного исполнительного комитета постановил: «Ходатайство Колыванского райисполкома о закрытии церкви в селе Тропино Тропинского сельсовета удовлетворить. Разрешить райисполкому переоборудовать церковное здание под клуб» [49] .
В «Списке церковных зданий недействующих православных церквей, находящихся в Новосибирской области и г. Новосибирске на 1 июня 1945 года», составленном уполномоченным по делам Русской Православной Церкви, о состоянии здания сказано следующее: «с. Тропино. Стационарный кинотеатр. Дерев. прочное, внутри капитально переоборудовано под кинотеатр, купола имеются, крестов нет» [50] .
Здание храма, переоборудованное под сельский клуб, в 1978 году было продано, разобрано по брёвнам и вывезено из села [51] . На этом месте проложили дорогу, которая, по словам местных жителей, проходит непосредственно через юго-восточный угол церковного фундамента.
В настоящее время на месте разрушенной церкви во имя святого Архистратига Божия Михаила жителями решено воздвигнуть Поклонный крест, с памятной доской о храме и его священно- и церковнослужителях. Этот памятник будет важной вехой и неотъемлемой частью истории России и нашего старинного села. Воздвижение этого креста будет покаянием потомков, в том числе и жителей Тропино, за разрушение христианских святынь России и репрессии в отношении десятков тысяч священнослужителей, среди которых и священники нашей сельской церкви во имя святого Архистратига Божия Михаила.
Приложение
Текст памятной доски на постаменте памятного Поклонного креста
Сей Крест воздвигнут на святом месте деревянной однопрестольной церкви во имя святого Архистратига Божия Михаила, построенной в селе Тропинском в 1908 году, закрытой постановлением Облисполкома 10.12.1939 и разрушенной в 1978 году.
В 1915 году церковь насчитывала 3518 прихожан из села Тропинского, деревни Паутовой, поселков Вандакуровского, Щербеневского, Федосихинского, Сережинского, Шейкинского, Замахаевского.
Священнослужители церкви:
С 24.02.1910 – Евгений Михайлович Асташев, 1871 года рождения – первый штатный священник церкви. Умер 27.01.1919 от сыпного тифа;
С 09.03.1919 – Василий Алексеевич Ливанов, 1893 года рождения. Расстрелян в селе Тропино в 1920 году после подавления Колыванского вооруженного восстания;
С 1922 года – Мирон Васильевич Шаманский, родился в 1865 году;
С 1930 года – Василий Иванович Вавилов, родился 24.04.1871. Расстрелян 29.07.1937 в городе Новосибирске.
Псаломщики церкви:
С 07.10.1911 – Иннокентий Феофилактович Балакин, 1895 года рождения;
С 18.03.1914 – Филипп Николаевич Николаев, 1888 года рождения;
С 1923 года – Андрей Николаевич Некрасов, 1897 года рождения.
… Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих...
[1] https://azbyka.ru/, Православный церковный календарь, «Архангел Божий Михаил»
[2] https://ekaterinburgeparhia.ru/, «21 ноября Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных»
[3] http://hramkubinka.ru/, «Архангел Михаил»
[4] https://24smi.org/, «Архангел Михаил»
[5] ГАТО Ф.170, О.1, Д.4620, С.102103, 105 КВ
[6] ГАТО Ф.170, О.1, Д.4620, С.103 КВ
[7] ГАТО Ф.170, О.1, Д.4620, С.103об. КВ
[8] ГАТО Ф.170, О.1, Д.4554, С.133 КВ
[9] ГАТО Ф.170, О.1, Д.4620, С.103об. КВ
[10] ГАТО Ф.170, О.1, Д.4620, С.108 КВ
[11] ККМ «История села Тропино», С.3
[12] СКТЕ; ТЕВ 1910 г. №7
[13] ГАТО Ф.170, О.1, Д.4620, С.105 КВ
[14] ГАТО Ф.170, О.1, Д.4554, С.132 КВ
[15] ГАТО Ф.170, О.1, Д.4620, С.105 КВ
[16] ТЕВ 1915 г. №67, 1916 г. №78
[17] ТЕВ 1919 г. №4
[18] СКТЕ; ТЕВ 1911 г. №21
[19] ТЕВ 1914 г. №89
[20] ГАТО Ф.170, О.1, Д.4554, С.133 КВ
[21] ТЕВ 1919 г. №4
[22] https://ru.openlist.wiki/Ливанов_Василий_Алексеевич_ (1893)?Action=edit, «Открытый список жертв политических репрессий»
[23] ГАТО Ф.170, О.1, Д.4620, С.35 КВ
[24] https://ru.openlist.wiki/Ливанов_Василий_Алексеевич_ (1893)?Action=edit, «Открытый список жертв политических репрессий»
[25] ГАТО Ф.170, О.1, Д.4620, С.35 КВ
[26] ТЕВ 1919 г. №4
[27] Фаст М.В., Фаст Н.П. «Нарымская Голгофа»: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.127–130, 234
[29] Подробно эти события описывает В.Г. Кокоулин в публикации «Крестьянское восстание в Новониколаевском уезде в июле 1920 г.»
[30] Сборник документов «Сибирская Вандея» сост. и отв. редактор В.И. Шишкин – документы: ГАТО Ф.Р521, О.1, Д.52, С.157; РГВА Ф.2586, О.1, Д.146, С.38
[31] ККМ «Воспоминания жителя с. Тропино А.И. Пермякова», С.8
[32] Там же
[33] ГАНО Ф.Р411, О.1, Д.619 – «Личное дело гражданина, лишённого избирательного права», ГАНО Ф.Р411, О.1, Д.1117, С.4
[34] ГАНО Ф.Р411, О.1, Д.1117, С.4; ГАНО Ф.Р411, О.1, Д.1158, С.24
[35] ГАНО Ф.Р411, О.1, Д.1117, С.4
[36] ГАНО Ф.Р411, О.1, Д.619
[37] ГАНО Ф.П54, О.5, Д.345, «Протоколы собраний ячейки ВКП(б) Тропинского сельсовета»
[38] ГАНО Ф.П54, О.5, Д.340, «Протоколы партийных собраний Тропинского сельсовета»
[39] ГАНО Ф.Р411, О.1, Д.1116, с.10
[40] ГАНО Ф.Р411, О.1, Д.1158, С.24
[41] ГАНО Ф.Р411, О.1, Д.1130, С.15
[42] http://chaiklib.permculture.ru/, Якунцов В.И. Вехи православия в нашем крае. – Чайковский, 1999;
http://chaiklib.permculture.ru/, «История Покровской церкви села Альняш, работа учащегося 7 класса Шергина Ивана, руководитель: Ким Римма Михайловна, 2009 год», стр. 49
[43] http://rodinoved.ru/, «Вавилов Василий Иванович»; ГАНО Ф.Р411, О.1, Д.1117, С.4.
[44] ГАНО Ф.Р411, О.1, Д.1117, С.4
[45] ГАНО Ф.Р411, О.1, Д.1117, С.4
[47] ОАСАКР, Ф.1, О.1, Д.93, Л.16, «Инвентаризационная ведомость муниципальных строений по Колыванскому району за 1926 год»
[48] ГАНО Ф.Р411, О.1, Д.1181, С.2
[49] Постановление от 10 декабря 1939 года №1961
[50] ГАНО Ф.Р1418, О.1, Д.15, С.5360
[51] ККМ «История села Тропино», С.3
Сокращения:
СКТЕ – Справочная книга по Томской епархии, 1914 год;
ТЕВ – Газета «Томские епархиальные ведомости»;
ГАНО – Государственный архив Новосибирской области;
ГАТО – Государственный архив Томской области;
РГВА – Российский государственный военный архив;
ККМ – Колыванский краеведческий музей;
ОАСАКР – Отдел архивной службы администрации Колыванского района;
Ф – фонд;
О – опись;
Д – дело;
С – страница;
Л – лист;
КВ – клировая ведомость о церкви.
«Живоносный Источник» №2 (21) 2022 г.