Каталог Храм во имя Архистратига Божия Михаила История

Храм во имя Архистратига Божия Михаила

ст. Татарская (ныне г.Татарск)


История

 




В 1894 г. через территорию Казаткульской волости Каинского уезда Томской губернии с запада на восток прошла Великая Транссибирская магистраль. В двух верстах от деревни Татарки была образована станция, получившая свое название от этого поселения. 27 мая 1897 года на станции «Татарской» была освящена Михаило-Архангельская церковь, построенная на средства Комитета по постройке Сибирской железной дороги. В 1902 г. церковь была расширена.

Михаило-Архангельская церковь на станции «Татарская». Фото из личного архива автора

В 1900 г. в Санкт-Петербурге был издан «Путеводитель по великой сибирской железной дороге». Вот как в нем описывается Татарск:

«СТАНЦИЯ ТАТАРСКАЯ. IV КЛАССА. Местность болотистая, частые заболевания лихорадкою. Вода дурного качества: ею пользуются из пруда, образующегося стоками весенних вод, и из болота. Близ станции, в полосе отчуждения, выстроена на суммы фонда имени Императора Александра III деревянная церковь вместимостью на 200 молящихся. Церковь освящена 27 мая 1897 года во имя св. Архистратига Михаила. При церкви выстроены из саманного кирпича дом для приезжающих прихожан и церковный деревянный дом для причта. Здесь же выстроено деревянное здание одноклассного начального церковно-приходского училища для детей обоего пола имени протоиерея Иоанна Сергиева. При станции врачебно-питательный переселенческий пункт с бараками на 300 человек, имеющий назначение для остановки и направления переселенцев, водворяющихся в Каинском уезде. Тут же склад для земледельческих орудий.

В полутора верстах от станции селение Татарское, а в районе влияния станции до 15 селений, расположенных в благоприятной местности для ведения сельского хозяйства и скотоводства. В черте этого района находятся маслоделательные заводы Мариупольских, Радина, Сосновского, Попеля, Вейса, выделывающие в год до 15.000 пудов сливочного масла, отправляемого на внутренние рынки Российской империи по железной дороге. С этой станции отправляется ежегодно 300 тысяч пудов груза, а также живность в С. -Петербург и Москву».

В 1900 году приход церкви состоял из станции «Татарской» Сибирской железной дороги и деревень: Татарской, Ново-Покровской, Никольской, Рождественской и Знаменской. К 1914 г. в составе прихода произошли изменения: д. Татарская была преобразована в город и выделена в самостоятельный приход, деревня Никольская отошла к другому приходу, а в состав прихода Михаило-Архангельской церкви добавилась деревня Козлова. Прихожанами церкви в 1900 г. состояло 3895 человек, а в 1914 г. их число возросло до 4075 человек.

В 1897 г. при церкви была открыта двухклассная церковно-приходская школа имени протоиерея Иоанна Сергиева, которая помещалась в здании, принадлежавшем железной дороге. В 1914 г. в школе обучалось 138 детей. При церковно-приходской школе существовал интернат для детей с малых станций и разъездов. После революции школа была преобразована в семилетнюю общеобразовательную. В 1934—1935 гг. – десятилетняя школа № 84, затем № 162. Сейчас это — школа № 10. Также на территории прихода, в деревне Ново-Покровской, размещалась школа Министерства народного просвещения. В ней в 1914 г. обучалось 65 человек.

Штат церкви состоял из одного священника и одного псаломщика.

Удалось установить имена некоторых священников, служивших в Михаило-Архангельской церкви. Это: протоиерей Александр Вещезеров (1920-е гг.), священники: Павел Масленников (с 1897 г.), Андрей Лопарев (с 1902 г.), Андрей Павлов (с 1912г.); диакон Петр Спасский (с 1897 г.)

После закрытия здание было переоборудовано под железнодорожный клуб, кинотеатр и радиоузел. В настоящее время здание снесено.

 

Источник Шабунин Е. А. «Образование и Православие»

Метки: