Сан: архиепископ

Год рождения: 1880

Год смерти: 1937

Образование: Выпускник Казанской духовной семинарии

Год окончания: 1902

Канонизирован: Лик святости Священномученик

Год причисления к лику святых: 1981

Место последнего служения (проживания): Горький (Нижний Новгород)

Дата приговора: 23.09.1937

Приговор: расстрел

Дополнительные данные: Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Архиепископ Суздальский, викарий Владимирской епархии. Духовный писатель, лингвист-монголовед. Доктор церковной истории. Принял мученическую кончину в 1937 году.Архиепископ Гурий, родился 3 октября 1880 года в городе Чебоксары, Казанской губернии. Из семьи отставного унтер-офицера. В 1893 году окончил Чебоксарское городское училище. В 1896 году окончил Чебоксарское духовное училище, в 1902 году окончил Казанскую духовную семинарию. 16 апреля 1905 года пострижен в монашество с именем Гурий в честь свт. Гурия Казанского.Духовно окормлялся у прп. Гавриила (Зырянова). Большое влияние на его духовное становление оказал также архиепископ Феодор (Поздеевский). 24 июня рукоположен во диакона, 26 марта 1906 года – во иерея. В 1906 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом получения степени магистр богословия без нового устного испытания. Был лучшим студентом на курсе, его кандидатская работа «Буддизм и христианство в их учении о спасении» была признана соответствующей по научному уровню магистерской диссертации и удостоена студенческой Макарьевской премии. По специальным предметам монгольского отдела приобрёл настолько блестящие познания, что по окончании КазДА без дополнительной подготовки был допущен к преподаванию этих предметов студентам академии. В 1908 г. в Оптиной пустыни была издана написанная иеромонахом Гурием брошюра «Тайна христианской жизни», посвященная тайне «живого общения Бога и человека, начинающегося здесь на земле и продолжающегося в вечность». Раскрывая эту тайну богообщения, о. Гурий приводил в своей брошюре письмо прп. Гавриила (Зырянова), посвященное этой теме. Магистр богословия (1909). Доктор церковной истории (1916; тема диссертации:«Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племён»). В 1906–1909 годы – и.д. доцента по кафедре калмыцкого языка Казанской духовной академии. В 1909–1910 годы – стажировался в Санкт-Петербурге. С 29 сентября 1910 года – экстраординарный профессор Казанской духовной академии. С 1912 года (20.06) – архимандрит, инспектор Казанской духовной академии. С 22 сентября 1912 года, одновременно, временный преподаватель миссионерских предметов на миссионерских курсах. С 1916 года – ординарный профессор Казанской духовной академии по кафедре миссионерских предметов. Автор трудов по буддизму. Архимандрит Гурий пользовался среди учащихся большим авторитетом, его называли душой казанского академического иночества. В своей квартире архимандрит Гурий устраивал ученые собрания, на которых преподаватели и студенты обменивались мнениями по разным вопросам, в том числе и политическим. Избирался членом Совета Казанского отдела Русского собрания. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов по избранию от монашествующих. В январе 1918 г., после декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», архимандрит Гурий вместе с епископом Феодором (Поздеевским) составил проект устава Высшей церковно-богословской школы и принял деятельное участие в ее организации при Свято-Даниловом московском мужском монастыре. В июле/августе 1919 года назначен управляющим Московского Сретенского монастыря, а впоследствии становится его настоятелем. В августе 1919 г. назначен товарищем председателя Миссионерского совета при Священном Синоде.

В октябре начались первые аресты насельников обители. Архимандрит Гурий был арестован 2 (3) октября 1919 г.и помещён в Бутырскую тюрьму.

В 1920 году – архимандрит Московского Покровского миссионерского монастыря. 8 февраля 1920 года хиротонисан во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии. При этом он оставался в Москве и до 2 апреля управлял Сретенским монастырём, а позже московским Покровским монастырем. Священнослужители Москвы в это время при совершении служб в разных храмах должны были уведомлять об этом организационно-учетный отдел Моссовета.

27 июня 1920 года арестован вместе с епископом Феодором (Поздеевским) в связи с тем, что при проведении обыска в монастыре у его ворот собралась толпа. Приговорён к заключению в лагере до конца гражданской войны, по амнистии этот приговор был заменён тюремным заключением на 5 лет. Находился в Бутырской тюрьме в одной камере с епископом Феодором (Поздеевским) и митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым). После объявления приговора об отправке в Соловецкий лагерь для подготовки к этапу епископ Гурий был переведен в Таганскую тюрьму. На 25 февраля 1921 г. находился в Таганской тюрьме, в камере 160. 4 ноября 1921 г. распределительная комиссия Центрального исправительно-трудового отдела Наркомюста РСФСР заменила содержание в концлагере 5-ю годами тюремного заключения. 24 марта  1922 г. постановлением Президиума ВЦИК определен на поселение в Москве и освобожден под подписку о невыезде.

В 1922–1923 годах проживал в Москве без права выезда, управлял Покровским монастырём (3.1922 –6.1923), входил в состав консервативной группы архиереев, возглавляемой владыкой Феодором (Поздеевским). Участвовал в «Даниловском Синоде» — неофициальных собраниях архиереев в Даниловом монастыре, сыгравших большую роль в противостоянии обновленчеству. 3 августа 1923 года распоряжением Патриарха Тихона № 54 «В заботах о благоустроении Петроградской епархии и для удовлетворения ходатайств верующих – Временное Высшее Церковное Управление поручает Вашему Преосвященству вступить во временное управление православными приходами Петроградской епархии. Одновременно с сим поручается Вашему Преосвященству забота и архипастырское попечение и о православных приходах Псковской епархии».

Как писал он сам в обращении Патриарху Тихону от 22 марта 1924 года: «по назначении его летом прошлого года, на Петроградскую кафедру в связи с попечением о приходах Пскова вечером выехал к месту назначения, – а утром, по приезде в Петроград, – узнал о массовых арестах священников. По приезде во Псков, попал в полосу тоже массовых арестов, был закрыт Елеазаров монастырь и сам Гурий провел в заключении 4 месяца». (Псковская губ., Опочецкий у., Псково-Печерский мужской монастырь, в 1923 году задержан по обвинению в незаконном нахождении в пограничной полосе). 18 апреля 1924 года он был допрошен уполномоченным отдела ГПУ Казанским. В графе «политические убеждения» архиепископ Гурий писал: «Являюсь сторонником православной христианской идеологии (единение с Богом любви), а потому сочувствовать соц. Революции принципиально не могу. В партиях не состоял и не состою». В своих показаниях владыка Гурий писал: «С Серафимом Чичаговым я знаком по работе в монашеской секции поместного собора 1917 года, а также по совместному сидению в Таганской тюрьме. Там же познакомился с бывшим обер-прокурором Синода Самариным и с бывшим градоначальником Джунковским. Я, действительно, принимал участие в чтении акафиста преподобному Даниилу, в день этого святого в 1924 году, 16 марта, акафист этот напечатан русскими буквами. Автор мне неизвестен. Со всеми перечисленными выше лицами по моем освобождении я специально не встречался, были лишь кратковременные случайные встречи. Гр. Шуваева, имени и отчества не помню, я знаю как сына какого-то занимавшего в царское время большой пост военного. Сам он тоже военный, первый раз я встретился с ним в 1917 году, весной, когда мне нужно было засвидетельствовать мою фотокарточку, что Шуваев и сделал, как лицо, занимавшее военную должность. Последний раз встретился с ним у епископа Федора за службой. Протокол с моих слов записан правильно и мне прочитан, в чем и подписываюсь. Подпись Степанов Алексей Иванович». Освобождён после 4 месяцев заключения, когда в Петроград был назначен новый управляющий епархией. Вернулся в Москву к исполнению обязанностей управляющего Покровским монастырем.Его ближайший помощник и сподвижник архимандрит (впоследствии епископ) Вениамин (Милов) писал о нем: «Епископ Гурий — искренний до самозабвения, любитель веры и Церкви, труженик на ниве богословской науки, аскет высшей степени, монах в истинном значении этого слова, сильный волей при глубокой снисходительности к людям, бескорыстный и благородный душой, знаток практической жизни, тонкий психолог, душа, способная увлечь к святой жизни своим примером и словом». Проживал под Москвой, на ст. Кубинка (1923 – 1924). 7 февраля 1924 года назначен архиепископом Иркутским, но как написал он в том же обращении: «До настоящего времени я не могу получить положительных гарантий на благонадежное пребывание в Иркутске. Убедившись ныне, что получение подобной гарантии в виду своей политической физиономии невозможно, я должен, на основании бывшего опыта, необходимо заключить, что мое появление в Иркутске не только не принесет ожидаемой пользы, но неизбежно вызовет расстройство в тамошней православной довольно устойчивой церковной жизни. При так сложившихся условиях, не сочтете ли Ваше Святейшество, целесообразным – применительно к церковным правилам и ради блага церковного, отменить сделанное Вами назначение меня архиепископом Иркутским», однако Патриарх Тихон 26 марта 1924 года составил резолюцию: «Мне достоверно известно, что со стороны сов.власти нет препятствий к выезду и пребыванию Вашему в Иркутске как епархиальному архиерею, а посему предлагаю Вам без промедления выехать к месту назначения». Выехать в епархию не успел из-за ареста.

16 апреля 1924 г. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. 29 апреля 1924 г. было вынесено постановление ГПУ: «Гражданин Степанов Алексей Иванович,... является соучастником группы Поздеевского, устраивавшего собрания высшего духовенства в Даниловом монастыре, носившие контрреволюционный характер, а потому на основании ст.131 УК постановил привлечь его в качестве обвиняемого по ст.69 УК с содержанием под стражей на общих основаниях». 17 ноября 1924 г. решением Судебной Коллегии ОГПУ он был освобожден под подписку о невыезде из Москвы, но дело следствием было продолжено. Выписка из протокола заседания Коллегии ОГПУ от 17 марта 1925 г.: «Подписку аннулировать, дело прекратить и сдать в архив».

19 ноября 1925 года был арестован в Московском Покровском монастыре по делу митрополита Петра (Полянского) и заключён в Бутырскую тюрьму. Обвинение при аресте «принимал непосредственное участие в группировке монархических церковников и мирян, ставивших своей задачей использование церкви и церковного аппарата в антисоветских целях, для сплочения вокруг церкви реакционного элемента». 21 мая 1926 года осуждён Особым совещанием при Коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Сибирь, которую отбывал в Якутии. (Обвинение «член контрреволюционной монархической церковной организации „Даниловский синод“» Статья ст.62,68 УК РСФСР. Групповое дело «Дело митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926 г.» 5 мая 1926 г. владыке Гурию, как и епископу Герману (Ряшенцеву), было предъявлено обвинение, что он состоял членом так называемого «Даниловского синода». Отправлен по этапу в Якутск вместе с бывшим обер-прокурором Синода А. Д. Самариным, разделившим с ним эту ссылку. Сведения о времени, проведенном владыкой Гурием в ссылке, сохранились благодаря воспоминаниям, хранимым в семье Самариных. Проводы ссыльных были под Троицын день, вечером, на Ярославском вокзале. Чернышева-Самарина писала об этих минутах: «Вот идут рядом архиепископ Гурий, строгий ученый монах, в черном подряснике и скуфье, в темных очках, еще не старый, небольшого роста, аскетически худой, а рядом папа (Самарин А. Д.) — высокий, худой, благообразный старик, обросший седой бородой, нагруженный мешками, с взволнованным лицом... Вскоре мы видели лица архиепископа Гурия и отца у окна вагона». Долгое и трудное путешествие «этапом» началось 20 июня 1926 г. От Москвы выехали Самарин А.Д. и преосвященный Гурий в «столыпинском» вагоне в одном купе, переполненном свыше меры другими спутниками-арестованными. Погода стояла летняя, жаркая, теснота и духота. Во всех больших городах арестованных вели в тюрьму, в город, а через несколько дней — опять на железную дорогу, в вагоны, уже часто просто товарные. В вагонах, в тюрьмах, во время этапа Самарин А.Д. был все время вместе с преосвященным Гурием. Несмотря на тесноту и шум, их окружавший, они вычитывали ежедневно вместе богослужение, многое — на память. Из воспоминаний Самариной-Чернышевой: "Архиепископ Гурий был в это время Иркутским, но по тем временам неудивительно, что ему так и не пришлось ни разу быть в своей епархии. А тут, когда этап шел пешком по городу Иркутску от вокзала до тюрьмы, он был встречаем у каждой приходской церкви колокольным звоном. Это не были часы богослужения, поэтому первый же звон обратил на себя внимание шедших заключенных. Отец с уверенностью сказал: «Владыка, это ведь Вас встречают». Тот был озадачен и смущен. Все заключенные тоже поняли торжественный звон и с интересом отнеслись к необычайной встрече заключенного. Никаких неприятных последствий из этого события не получилось. Владыка Гурий в Иркутске получил большие передачи от приходов и, конечно, делился ими с окружающими заключенными. В Иркутской пересыльной тюрьме преосвященный Гурий и Самарин А. Д. оказались вдвоем в маленькой одиночной камере и отдыхали «от ужасного шума, тесноты и ругани общих камер на этапе». 20 августа/2 сентября 1926 г. осужденные архиепископ Гурий и А. Д. Самарин прибыли в Якутск. В ссылке архиепископа сопровождала его племянница Елизавета Ивановна Кочеткова. Позже к ним приехала дочь А. Д, Самарина Е. А.Чернышева-Самарина. Архиепископ Гурий в Якутске, по разрешению властей, иногда служил в соборе. Он совершал также богослужения на дому. В Якутске архиепископ Гурий работал внештатным сотрудником якутского научно-исследовательского общества «Саха Кэскилэ». Перевел с немецкого языка классический труд академика О. Н. Бетлингка «Якутская грамматика» (совместно с А.Д.Самариным), подготовил 2-томник «Чукчи и их занятия» и «Духовная культура чукотского народа» по материалам книги В.Богораза «Чукчи». Печатал статьи в сборниках трудов общества «Саха Кэскилэ». В августе 1928 г. при обыске у архиепископа Гурия были обнаружены полученные в обход цензуры письма, в которых затрагивались вопросы местоблюстительства митрополита Сергия (Страгородского).

8 октября 1928 года вновь осуждён на 3 года высылки «с прикреплением к определённому месту жительства». 28 июля 1930 г. по постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ СССР досрочно освобожден.

25 июня 1930 года назначен архиепископом Костромским; назначения не принял. 13 августа 1930 года назначен архиепископом Суздальским, викарием Владимирской епархии, но не был зарегистрирован и вернулся в Москву. Архиепископ Гурий был близок к архиереям из даниловской группы непоминающих, не принявших «Декларацию» 1927 г. митрополита Сергия. Однако он сохранял лояльность к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Так, по возвращении в Москву архиепископ Гурий отказался служить в церкви Иерусалимской иконы Божией Матери, куда перешли некоторые иноки возглавляемого им ранее Покровского монастыря, поскольку они не исполняли распоряжений митрополита Сергия о поминовении властей. Позже, когда это распоряжение стало исполняться, архиепископ Гурий, с разрешения митрополита Сергия служил в этой церкви на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1930 г. 29 марта 1931 г. в церкви Покрова Божией Матери, что в Красном Селе (Москва) архиепископ Гурий участвовал вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) в хиротонии архимандрита Николая (Муравьева) во епископа Кимрского. Архиепископ именовался тогда архиепископом Суздальским, управляющим Владимирской епархией. Впоследствии из-за болезни архиепископ Гурий отошел от церковных дел. Проживал под Москвой, в пос.Перловка Коммунистическая, 6 (дача Макаровой), где встречался с еп. Варфоломеем (Ремовым), отклонил по состоянию здоровья его предложение об участии в научно-богословской деятельности существовавшего при иноческой общине закрытого Высокопетровского монастыря нелегального духовного учебного заведения, продолжившего традиции МДА.Консультировал обращавшихся к нему за помощью при подготовке кандидатских и магистерских диссертаций. В 1931 г. завершил главный богословский труд, начатый в ссылке, — «Богозданный человек: опыт православной традиции жизни». Цель труда — дать «христианское оправдание смысла жизни».

13 января 1932 г. архиепископ Гурий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 14.03.1932. Обвинение «участие в филиале контрреволюционной церковно-монархической организации „Истинно-Православная Церковь“». Статья ст.58–10 УК РСФСР. Приговор 3 года ИТЛ, считая срок с 17 января 1932 г. Дело N 121396 было групповым. Из обвинения: «Принял на себя руководство контрреволюционной группировкой монахов в целях изменения церковной политики и направления ее в сторону активной борьбы с советской властью».

В протоколе допроса от 14 января 1932 года архиепископ Гурий об отношении к власти писал: «Беспартийный, считаю себя лояльным по отношению к Соввласти. Стою вдали от всякой политики».

Срок отбывал в лагере под Новосибирском.

С июля 1934 г., после возвращения из Сибирской ссылки проживал в Арзамасе на квартире (Горьковская о., г.Арзамас, Ворошилова, 84) вместе со своей племянницей Кочетковой Елизаветой Ивановной, которая находилась здесь в ссылке с 1932 г. Елизавета Ивановна работала в городской аптеке. В то же время в Арзамасе проживала сестра митрополита Сергия (Страгородского) Архангельская А.Н.

Архиепископ Гурий был арестован 16 сентября 1937 г. Осужден тройкой при УНКВД СССР по Горьковской обл. 23 /09 /1937. Обвинение «активный участник контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно-фашистской организации». Статья ст.58–10 УК РСФСР. Это было искусственно созданное групповое дело о церковно-фашистской диверсионно-террористической организации в городе Арзамасе. По этому делу было арестовано 76 человек, в том числе племянница архиепископа Гурия — Е. И. Кочеткова и сестра митрополита Сергия (Страгородского) Архангельская А. Н. В качестве руководителя этой группы был признан благочинный 1-го округа г. Арзамаса священник Александр Минович Черноуцан. Из протокола допроса от 30 сентября 1937 г.:

«— Вы арестованы как участник к-р церковно-фашистской террористической организации в Арзамасском районе, прежде всего, признаете ли Вы себя виновным.

— По этому вопросу показания давать отказываюсь.

— Расскажите, в чем заключалось Ваше знакомство с сестрой митрополита Страгородского Сергия Архангельской Александрой Николаевной?

— Я Архангельскую А. Н. знаю с 1930 г., когда она из г. Арзамаса приезжала в Москву к митрополиту Сергию. Я квартиру митрополита Сергия посещал, там и познакомился с Архангельской. По прибытии в город Арзамас из ссылки в 1934 году (июль) я стал вести с ней непосредственную связь и посещать ее квартиру, вели беседы о митрополите Страгородском Сергии.

— Следствием установлено, что Вы по возвращению из ссылки в 1934 г. в июле месяце были митрополитом Страгородским Сергием посланы в г. Арзамас с целью организации к-р церковно-фашистской террористической организации в Арзамасском районе, кроме того, Вам и Черноуцану А. М. давались от митрополита Сергия через его сестру Архангельскую установки об организации к-р церковно-фашистской террористической организации и о к-р работе в Арзамасском районе, дайте правдивые показания?

— Никакой никогда установки я от митрополита Сергия не получал, а также через Архангельскую. Записано верно с моих слов, мне прочитано».

Из показаний других лиц:

«Бывший архиерей Гурий Степанов проводил организацию тайного монашества, для этой цели им устраивались на его квартире моления, на которых, мне известно, присутствовали монашки Антония, Геннадия, Антонина и др., но фамилии их я не знаю». Мужественно вела себя на допросе 19 сентября 1937 г. и племянница владыки Кочеткова Елизавета Ивановна: Из всех арестованных по делу не признали себя виновными 32 человека, среди них — архиепископ Гурий и его племянница Кочеткова Елизавета Ивановна.

Тройкой НКВД архиепископ Гурий приговорён к высшей мере наказания и расстрелян 1 ноября 1937 года в Горьком (Нижнем Новгороде). Племянница архиепископа Гурия Кочеткова Елизавета Ивановна и сестра митрополита Сергия (Страгородского) Архангельская Александра Николаевна были расстреляны по тому же делу 4 ноября 1937 г. Реабилитация 13.05.1957, реабилитирован Военным Трибуналом Московского военного округа по году репрессий 1937.

Канонизация. В 1981 году решением Архиерейского Собора РПЦЗ канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Труды:

1."Тайна христианской жизни". Сергиев Посад, 1911... 1908 г.

2."Донские калмыки и история их христианского просвещения по трудам Казанского миссионерского съезда. СПб... 1911 г.

3."О богопознании". Казань, 1911. 1911 г.

4."Православная миссия среди калмыков"// ПС. 1911. Ч. 2. Июль/Авг. С.3–87. 1911 г.

5. Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен. Т.1: Калмыки. Каз., 1915. 1915 г.

6."Богозданный человек: Опыт православной традиции жизни". 1927–1931 гг.

7."Якутский язык в его отношении к тюркскому и монгольскому языкам"// Сб. трудов исследовательского об-ва «Saqa keskile». Якутск, 1927... 1927 г.

Публикации:

  1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.61,402,416,855–856,970.

2. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С.137–138.

3. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918 г. Т.1. С.68.

4. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1907 г. СПб., 1907. С.31.

5. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917 г. Пг., 1917. С.27.

6. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.2. С.409–414.

7. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957 гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.138.

8. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957 гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.129.

9. Вениамин (Милов), еп. Дневник инока// Троицкое слово. N 8. 1991. С.36–61.

10. Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России/ Составитель И.И.Осипова// Церковно-исторический вестник. 1999. N 2–3. С.67–69, 180.

11. Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998. 208с., илл. С.170–171.

12. Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.13: Григорий Палама-Даниель Ропс. М.: «Православная энциклопедия», 2006. С.479–482.

13. Православие.Ru. 13 мая 2013 г. Архиепископ Гурий Степанов. Жизнеописание по архивным материалам. http://www.pravoslavie.ru/put/61450.htm

Документы:

  1. ЦА ФСБ РФ. Д.Н-3677. Т.5.

2. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.78.

3. ГА РФ. Ф.8419. Оп.1. Д.254.

ЦА ФСБ России. Д. Р-25200, Л 9-10.

Биографический справочник «За Христа пострадавшие», ПСТГУ, М. 1997 г., 698с.

Архивное дело: 6706, 6709

БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»; Книга памяти Нижегородской обл.

http://www.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans

https://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov/

https://ru.openlist.wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_ (1880)

https://pravoslavie.ru/61450.html

https://drevo-info.ru/articles/26274.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B9_ (%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2)

http://pkk.memo.ru/letters_pdf/000947.pdf

https://base.memo.ru/person/show/1531447

https://base.memo.ru/person/show/1531447

Метки:

++