Сан: священник

Год рождения: 1869

Год смерти: 1937

Место последнего служения (проживания): г. Бийск

Дата приговора: 23 октября 1937 г.

Приговор: расстрел

Родился в 1869 г. Место рождения: Казанская губ. Из крестьянской семьи. По окончании учительских курсов до 1905 г. служил учителем. Рукоположен в диакона в 1905 г. С 1905 г. служил диаконом на сельских приходах Тобольской епархии. Рукоположен в священника в  1907 г. Служил священником на сельских приходах Тобольской епархии. Осужден в 1929 г. Обвинение «а/с агитация». Приговор  3 года ссылки в Восточно-Сибирский край (ныне Иркутская о.), г. Тулун. Товарищем по ссылке о.Василия был священник о. Петр Мильский. Срок ссылки отбыл, после освобождения вернулся в Тобольск. 1932—1934 гг. проживал в Тобольске. Занимался физическим трудом. В 1934 г. при содействии товарища по ссылке священника Покровской церкви г. Новосибирска о. Петра Мильского получил приход в с. Большой Изырак, Маслянинский р. Новосибирской области. За ревностную службу архиепископом Сергием (Васильковым) был награжден наперсным крестом и переведен в с. Старо-Русское, Барабинский р. Вскоре церковь в с. Старо-Русское закрыли, и о. Василий вернулся в Новосибирск. В Новосибирске некоторое время находился в Покровской церквио. Петра Мильского) на должности сторожа. В декабре 1936 г. получил назначение в с. Паутово Алтайский край, Быстро-Истокский р. Отец Василий прибыл в с. Паутово в январе 1937 г. Прибыл в с. Паутово один, жена оставалась в Тобольске. Дети — сын и дочь давно жили отдельно. Поселился у небогатого крестьянина. Перенес из церкви стол, две скатерти, два куска кошмы, стенные часы, термометр, несколько богословских книг, а также две серебряных дароносицы и серебряный крест на случай совершения треб у кого-либо на дому.

Арестован 17 мая 1937 г., Алтайский край, Быстро-Истокский р., с. Паутово. Место отбывания: Алтайский край, г. Бийск, тюрьма (05.1937—1937 гг.). Осужден 13 октября 1937 г. Тройкой при УНКВД по Новосибирской обл. Статья: 58-2,58-6,58-10,58-11 УК РСФСР.  Обвинение  «руководитель к/р церковно-монархической повстанческой организации, вербовка новых членов, а/с агитация против колхозов, распространение пораженческих слухов о войне с Японией». Групповое дело «дело священника Василия Смирнова и др., Алтайский край, Быстро-Истокский р., 1937 г.» Приговор: ВМН. Дата расстрела: 23 октября 1937 г. Место смерти: Алтайский край, г. Бийск.

Из протокола допроса 22 мая:

«— При обыске у Вас найдены вещи, принадлежащие церкви. Было ли на это разрешение церковного совета

— Нет.

— Значит, Вы их похитили. А это, по существу, государственное имущество.

— У Вас обнаружено несколько листков с текстом на религиозные темы. Там есть такие слова: „Теперешнее положение“. Что Вы этим хотели сказать?

— На листках записан текст моей проповеди. А под выражением „Теперешнее положение“ я подразумевал лишь свое тяжелое положение. Религия идет к упадку, церковь посещают лишь старые люди. А мне хотелось привлечь молодежь...».

Из показаний колхозницы Ширшовой: «Пошла в дом о. Василия Смирнова. Стояла за запертой дверью, пока он служил молебен у себя на дому с колхозницей Чернышевой Лукерьей и членом церковного совета старушкой Некрасовой Натальей Семеновной...». Она показала, что когда вошла в дом, о. Василий упрекнул ее за то, что, войдя, лба не перекрестила. Узнав о том, что у нее шестеро детей, а муж в тюрьме за «порчу колхозного хлеба», предложил отслужить молебен за его скорейшее возвращение. Ширшова отказалась. И пообедать с ними тоже отказалась.  «Вот, Бог тебя наказал за то, что записалась в неверующие», — сказала Некрасова. «Не Бог тебя наказал, а коммунисты съели твоего мужа и не подавились. И детей ваших не пожалели», — якобы поправил о.Василий.

Из обвинений: «...Вербовал в религию передовую колхозницу». Клеветал на Советскую власть, говорил, что мужа Ширшовой съели коммунисты, говорил, что хлеб у колхоза отбирает государство". О. Василий из обвинений признал лишь то, что попрекнул Ширшову, что она вошла в дом, не помолившись. «Пытался подорвать трудовую дисциплину в колхозе и выступал против повышения урожайности» О. Василий признал, что он, действительно, застав колхозниц в Пасхальный день за собиранием фекалий из уборных, сказал: «Бедные вы, бедные, в Пасху чистите нужники! Ведь заразиться можете от этой гадости!»

Затем в следствии наступил перерыв на месяц. Через месяц, 21 июня следователи вынудили о. Василия признать себя виновным и дать (под диктовку следователя) «чистосердечные показания»: «Я был завербован в декабре 1936 г. в к/р организацию архиепископом Сергием (Васильковым). Направляя меня в Быстро-Истокский район, он дал мне задание подобрать в церковный совет надежных лиц, на которых можно было бы положиться в к/р деятельности. Наказал поддерживать связь к/р работе с благочинным церквей Быстро-Истокского района Василием Волковым, а также с Петром Мильским [тот был к тому времени переведен в Бийскую тюрьму]. По приезде в Паутово лично вовлек в к/р организацию председателя церковного совета кулака Наземцева Максима Никитича и члена совета, бывшего колчаковского прапорщика, сына торговца Демина Андрея Филипповича [тому и другому было по 68 лет]. Развернул а/с агитацию против колхозов, распускал пораженческие слухи о войне с Японией...»

28 декабря 1956 г. священник Василий Смирнов реабилитирован Военным трибуналом Сибирского Военного округа. Основания реабилитации: за отсутствием состава преступления.

Источники:

БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Алтайского края; БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»; Книга памяти Алтайского края — т.3-2; Книга памяти Республики Татарстан.

Гришаев В. Ф. Невинно убиенные. К истории сталинских репрессий православного духовенства на Алтае. Барнаул, 2004. 240с. С. 118-129.

https://ru.openlist.wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_ (1869)

http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/docum/ans/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFf8XUfOuW668UsOWfe8YUV8mcsi0cdO8ctk*

Метки:

++