Духовенство Сапожников Николай Петрович Жизнеописание

Сапожников Николай Петрович

Никандр (Сапожников Николай (Никита) Петрович), священник, иеросхимонах. Проживал в ссылке в Верх-Назаровском (ныне – Северном) районе. Осужден 1 марта 1931 г. к 10 годам ИТЛ; к 3 годам ссылки в Сибирь.

Митрополит Мануил (Лемешевский) с самарскими прихожанами. Справа во втором ряду — отец Никита Сапожников.

Митрополит Мануил (Лемешевский) с самарскими прихожанами. Справа во втором ряду — отец Никита Сапожников.

Родился 19 февраля 1891 г. Место рождения: Одесская обл., Вознесенский р., с. Контакузовка. Отец Николая, Сапожников Петр Иванович, служил в сельских приходах псаломщиком. Мать, Сапожникова Акилина Никитична (урожденная Приходько), занималась домашним  хозяйством и воспитывала троих сыновей и дочь. Супруги были богаты не столько материально, сколько духовно и смогли воспитать в детях любовь к церковному благочестию, глубокую веру и надежду на Бога. Особенной любовью к Богу отличался Николай, который обладал необыкновенной чистотой души. Прямота, искренность и бесстрашие сочетались в нем с мудростью, а глубокий ум с не менее глубоким смирением.

Николай Сапожников рано лишился родителей: отца — в 1910г., а матери — в 1911г.  Образование: Елисаветградское духовное училище 1900 – 1905, Одесская Духовная Семинария 1905 — 1911, Московская Духовная Академия  1911 – 1915, кандидат богословия. Пострижен в моншество с именем Никита 01.09.1913 г. в Московской Духовной Академии ректором Академии епископом  Феодором (Поздеевским), в 08.09.1913 г. во иеродиакона,07.09.1914 г. епископом Тульским Иувеналием (Масловским) был рукоположен в иеромонахи по благословению епископа Феодора (Поздеевского). 1915—1918 гг. По окончании Московской Духовной Академии о. Никита Святейшим Синодом был назначен преподавателем каноники в Самарскую Духовную семинарию. Там же он преподавал курсы литургии, гомилетики и церковной археологии. Он прослужил в Семинарии до закрытия. 1918 г. Служил настоятелем Иоанно-Предтеченской церкви в Самаре,до 1925г служил на Украине, г. Чернигов, Воскресенская церковь.1925—1927 гг. настоятель -  Михаило-Архангельская церковь Самарская губ., Самарский у., с. Колдыбань (ныне Красноармейское). Арестован 10 июня 1927 г. Обвинение: «агитация против советской власти».  Виновным о. Никита себя не признал. Осужден тройкой при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю  23/09/1927  Статья ст.58–10 УК РСФСР. Приговор = 3 года ссылки. Место отбывания: Сибирь, Барабинский округ (1927—1940 гг.).  Проживал в Верх-Назаровском (ныне – Северном) районе. Арестован 24 декабря 1930 г. по обвинению в «контрреволюционной агитации». Осужден 1 марта 1931 г. тройкой ПП ОГПУ ЗСК. Статья: 58, п. 10 УК РСФСР. Приговор: к 10 годам ИТЛ; к 3 годам ссылки в Сибирь; к 3 годам ссылки в Сибирь.  Дата реабилитации: 1 августа 1964 г. Арестован в 1941 г., Куйбышев (Самара). Осужден – 1941г.  Приговор=5 лет лишения свободы. Срок отбыл. Был освобожден в 1946г. Арестован: Киев, 1946 г.Осужден – 1946г. Обвинение «нарушение паспортного режима».  Приговор=5 лет ИТЛ. Место отбывания: Саратов (09.09.1946—16.07.1956 гг.). В ИТЛ срок продлили еще на 10 лет.

Только 16.07.56г. по постановлению особой правительственной комиссии, действовавшей на основании Указа Президиума ВС СССР, иеромонах Никита был освобожден со снятием всех судимостей и полным  восстановлением во всех правах. Всего с 1927г. по 1956г., с небольшими промежутками, о.Никита провел полных 27 лет — или в ссылке (три года), или в тюрьмах и лагерях. В 1965г  реабилитирован во всех трех судимостях по ст.58 УК РСФСР. До 1960 года с благословения Патриарха Алексия он восстанавливал здоровье. В 1960 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы был награжден золотым наперсным крестом. С 1960 года он выполнял послушание Патриарха по исправлению формы и изложения Православной Пасхалии. О. Никита получил от Господа дар прозорливости. В 1963г. был пострижен в великую схимуигуменом Мисаилом (схиархимандритом Серафимом Томиным) с именем Никандр, в честь Псковского чудотворца пустынножителя. Дата смерти: 7 октября 1974 г., Куйбышев (Самара).

Исповедник Православия иеромонах Никита (Сапожников). Николай Сапожников учился в Московской Духовной Академии. Все семинаристы часто ездили из Лавры в соседнюю Зосимову пустынь, где подвизались известные на всю Россию старцы. Особенно почитался затворник отец Алексий Соловьев (впоследствии именно ему было доверено выбирать на Соборе по жребию Патриарха). Когда семинарист пришел к старцу, тот неожиданно сказал: — За лето выучи наизусть Псалтирь и Евангелие. — Да как же я выучу? Это ведь невозможно!.. — изумился юноша явно сверхчеловеческой задаче. — Выучишь, Бог поможет, — ответил старец. А потом пророчески произнес: — Большую часть жизни ты проведешь в тюрьмах. Осенью семинарист Николай Сапожников знал наизусть Псалтирь и Евангелие…

Полжизни отец Никита скитался по тюрьмам и лагерям. Богослужебные книги там отбирались. Вот тогда-то и пригодилось знание наизусть священных текстов! Шел 1927 год. Уже два года, как вернулся отец Никита из Чернигова в ставшее ему близким село Колдыбань (ныне Красноармейское). Служил он пламенно. Пламенно говорил проповеди, услышав которые хотя бы один раз, люди шли в храм снова и снова… Очень скоро вокруг него собралось около 30 девушек и вдов, которых личный пример иеромонаха Никиты и его помощницы и советницы монахини Рафаилы (Вершининой) воодушевлял на монашество. Отец Никита часто затворялся на несколько дней на молитву и ничего не вкушал тогда. После первомайской демонстрации 1927 года в Самаровке неожиданно загорелись восемь домов зажиточных крестьян, из них двое не имели права голоса (были кулаками). Отец Никита обошел с иконой вокруг пожарища вместе с тридцатью своими послушницами. Огонь угас до приезда пожарных. Авторитет священника еще больше возрос.

Тогда-то уже не на шутку всполошились «стражи революции». В «деле» отца Никиты, заведенном его гонителями, содержится немало интересных свидетельств: «Тов. Кабардин! Никита все время агитировал против коммунистов, против посещения избы-читальни, против школ и заставлял тех, кто посещает таковые, бить поклоны. Вот пример: на днях ВИК предложил населению, чтобы они перевезли лес на школу, на которую УИК отпустил все, кроме перевозки, и вот результат: на общем собрании за перевозку на 1 голос больше, и это — агитация попа Никиты. Он организовал примерно 30 женщин-«монашек» и через них ведет агитацию, и через кулачество…в Самаровке обновилась икона, и это совпало со сбором допризывников. Когда милиция составила протокол и запретила выносить икону до распоряжения, то сегодня приходят допризывники к Баландину и к Якушеву и говорят: на каком вы основании запрещаете смотреть эту икону…Милиция направляет материал в УАО…Я прошу тебя от имени всей парторганизации помочь нам в разоблачении обновления иконы и через ГПУ убрать Никиту, ибо он творит самые гнусные безобразия. Хорошо бы, если бы сюда выехала комиссия с химиком. С коммунистическим приветом КРАЙНЮКОВ».

Из показаний иеромонаха Тихона (Тита Семеновича) Жилина: «часто работая вместе со мной, (иеромонах Никита) высказывался, что власть состоит из грешников и молиться за нее не следует. Из всего видно было, что Никита весьма недоволен Сов. властью, но в большинстве всегда высказывался о ней как о безбожной и вообще свою ненависть строил на чисто церковных взглядах». (Иеромонах Тихон был расстрелян в 1937 г.). Из показаний Осиповой Ксении Егоровны: «Живем мы в своей землянке около трех лет. Икону нам подарила мать моего мужа. Икона все время была грязная, и изображений святых на ней почти не было видно. Мыла и вытирала я ее только перед большими праздниками. В последний раз я вытирала перед Пасхой, т. е. ровно за месяц до обновления. Каким образом она обновилась — я не знаю, но в этот день я заметила, что икона начала светлеть и вырисовались образа святых. Народ, узнавший об этом через бывших у нас мужчин, собрался к нам в комнату. Муж же заявил в милицию о том, что у нас обновилась икона. В то время как мой муж ходил в милицию, я пошла к попу Никите, застала его работающим в саду и попросила к себе на квартиру посмотреть икону. Он сказал, что скоро придет, и действительно скоро за мной пришел и стал молиться на икону. В это время в доме присутствовали многие верующие. За все время у меня перебывало все село; кто распространял слухи об обновлении — я не знаю». Протокол. «Начальник волостной милиции Баландин в 10.30 прибыл в дом гр-на Осипова Павла Онисимовича, проживающего в с. Самаровке, Самарской волости, Самарского уезда, по вызову младшего милиционера Лазарева. В доме Осипова образовалась толпа граждан около 100 человек. Владелец  дома Осипов заявил, что в его доме обновляется старая икона, изображающая Михаила Архангела с Нерукотворным образом Христа Спасителя. Размер иконы примерно 9×7,5 вершка. Обновление иконы заметила жена владельца дома, Осипова Ксения Егоровна, 23 мая 1927 г.». Из показаний секретаря комячейки Самаровской волости Крайнюкова Петра Ивановича: «Волисполком решил поставить в с. Колдыбани радиоприемник с громкоговорителем. Для этого вместо мачты было решено использовать колокольню (не у креста, а купол). Этому опять воспротивился Никита, которого вызывали несколько раз в ВИК, и он не давал согласия ставить антенну на колокольне. И тем временем вел агитацию, настраивая в таком же духе верующую массу. В результате, когда стали ставить антенну, произошли с крестьянами эксцессы, дошедшие до вмешательства милиции. Все же антенна была поставлена. Но в данное время провода заземления, являющиеся народным достоянием, перерезаны. Причина, заставившая перерезать провода, — бездождие, что Никита приписал гневу Божию за то, что было допущено устройство антенны на колокольне. Примечание: села Самаровка и Колдыбань расположены рядом и никакой границы не имеют. Влияние Никиты распространяется на эти оба села». Дополнительный опрос арестованного Сапожникова Н.П. от 14 июля 1927 г.: «Относительно прикрепления антенны к куполу нашего храма могу подтвердить следующее. Когда в церковный совет поступило письменное заявление от конструктора радио с просьбой разрешить ему прикрепить к куполу храма антенну, то церковный совет постановил перенести этот вопрос на обсуждение всего прихода в храме на собрании. После обсуждения вопроса прихожанами задан был вопрос мне как священнику и временному настоятелю храма: как смотрят на этот вопрос церковные правила? В ответ на это я сказал, что церковные правила возбраняют приспосабливать храм для каких бы то ни было нецерковных и нерелигиозных целей, потому что это несообразно с назначением и святостью храма, и что, ограждая храм от какого бы то ни было принижения его достоинства как дома Божия, правила запрещают даже строить на близком расстоянии от церкви жилые помещения, кроме необходимого — церковной сторожки. И так как эти правила не отменены еще и не изменены соответствующими органами церковной власти, то исходя из них церковное собрание постановило, чтобы в разрешении приспособить антенну к храму — отказать». В анкете в графе «Политические убеждения» отец Никита написал: «Власть признаю, как посланную от Бога, и ей покоряюсь». Письма из заключения Елизавете Вершининой (Схимонахиня Рафаила ): «Милость и благословение Божие да будут на вас, Лиза, м. Евфимия, м. Маня! Извещаю вас, что по милости Божией я жив и здоров, чего и вам желаю от Господа. Обо мне нисколько не безпокойтесь. Жизнь моя только тем изменилась, что я избавился от домашней суеты и лишился церковной молитвы, а в остальном я не чувствую никакого лишения и благодарю Бога, что так устроил меня Своими судьбами на безмолвие. Сижу один с Господом, и заключение для меня не лишение, а желанный затвор, и если бы не разнузданность и хулиганничанье моих соседей, которые не умеют слова сказать без матерней брани, то мне и желать бы больше нечего. Лично они меня ничем не тревожат, а только смущают мой дух богохульствами и бранью между собою. Сильно я об этом скорбел, но и в этом после скорби меня успокаивает Господь: слыша, я как не слышу их, во всем возложился на Господа и Пречистую Богородицу и благодушествую. Как вы живете и как чувствуете себя? Не говорите ли: как будем жить без батюшки? Что будем делать? Не малодушничаете ли? Трудно вам обойтись без этих помыслов, но бойтесь их и не допускайте до себя, потому что они не от Господа, а от лукавого, и если ими он опутает ваши умы и сердца, то заведет в такую пропасть маловерия и уныния, что вы из нее не выберетесь и навлечете на себя гнев Божий и всякие искушения. Не батюшкой вы живете, потому что и он — сущая нищета и ничтожество, а Господом, о Нем бо живем и движемся, и есмы Им же, и в жизнь вечную спасаемся. Потому и вся забота ваша пусть будет о том, как бы, на время лишившись батюшки, не лишиться милости Божьей по своему маловерию, как бы не согрешить чем ко Господу и не опечалить Его, как бы чем не повредить душе своей, которой весь мир не стоит, которую Сам Господь так возлюбил, что Свою душу за нее положил и Кровь Свою Пречистую на кресте излил, потому что и волос на голове нашей не упадет без воли Отца нашего Небесного. Все в руке Божией, Всемогущей и Всемилостивой. А особенно не печальтесь о куске хлеба, потому что всегда верен Себе и неложен Сказавший: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сие все приложится вам». Поэтому всякое сомнение отложивши, «возверзите на Господа печаль вашу, и Тот вас пропитает» по неизреченной милости Своей. Аминь. Благословение Господне Нюре X. и всем братиям и сестрам нашим о Господе. Всех прошу молиться обо мне, грешнике, как о всех молюсь. Иеромонах Никита. 1927 г.»… Но и в узилище Бог не оставил Своего верного раба. 6 мая, в день Великомученика Георгия Победоносца, отца Никиту повели на расстрел. Он шел, подняв голову, и смотрел на яркие, словно умытые слезами, звезды. Молился трепетно и горячо. Наконец дошли до места расстрела. Конвой мешкал с исполнением приговора. Красноармейцы отошли в сторону, давая время отцу Никите проститься с жизнью. А когда отец Никита встал возле ямы, приготовившись к смерти, произошло чудо. Святой Георгий неожиданно явился перед ним и загородил собой заключенного. Палачи в страхе побросали ружья. Когда видение прекратилось, они привели заключенного обратно в лагерь. Расстреливать священника они наотрез отказались. В заключении отец Никита не терял присутствия духа. Не раз восставал против безчеловечных лагерных порядков. Не позволял сбривать себе бороду и усы. Не стриг волос вопреки всевозможным инструкциям и приказам. Ему набавляли и набавляли срок, но сломить его дух слугам дьявола было не под силу. В Светлое Христово Воскресение овчарки с утра лаяли с особым каким-то остервенением. Лагерное начальство тоже лютовало с утра, словно бы состязаясь с четвероногими в злобе. Охранники с ненавистью, исподлобья смотрели на «опиумов» и были готовы в любой момент ударить прикладом, выматерить, оскорбить... И все же пасхальная радость и здесь была разлита в весеннем воздухе. В бараке с утра никто не подрался. Священники втайне от стукачей похристосовались друг с другом. Некоторые из «блатных» подошли к ним под благословение... Всех построили на плацу, и началось распределение на работы. Когда очередь дошла до отца Никиты, он заявил, что отказывается работать в великий праздник. Начальник лагеря, побагровев, выхватил пистолет и стал им целиться в священника. — Будешь! Будешь! — яростно закричал он. — Не буду! Стреляй! — решительно ответил священник. Видно было, что он готов умереть, но не отступится от своего решения. Начальник спрятал пистолет обратно в кобуру и затих, словно устыдившись чего-то. Отец Никита в тот день не работал. А уголовники прокричали мужественному священнику троекратное «ура» прямо на построении. Из воспоминаний Андрея Андреевича Савина:  «Во время правления Куйбышевской епархией Митрополитом Мануилом (Лемешевским) вернулся из 27-летней ссылки иеромонах Никита. Впечатление о нем: человек небольшого роста, интеллигентное лицо, добрые глаза. По городу только он один ходил в рясе с крестом. Посещал он Покровский собор и как заштатный клирик принимал участие в Богослужениях, но в штат его власти предержащие не принимали. Я как-то спросил отца Никиту, почему он так долго был в ссылке, ведь такие большие сроки заключения не дают. Он ответил: «Мне дали 10 лет, как и всему духовенству, по ст. 58 «Агитация против советской власти». Потом мне постепенно прибавляли срок за то, что я не выходил на работу на Рождество, Пасху и Троицу». По благословению Патриарха Алексия I он занимался научным трудом — исчислением Пасхалии более легким способом. Но его труд Духовной Академией не был принят. Я думаю, по политическим мотивам. Это очень огорчало иеромонаха Никиту (Сапожникова), но он продолжал работать до смерти. Многие из духовенства приходили к нему за советом. В личной жизни был он очень скромен. Но бывал он и раздражителен, если в Богослужении что-либо пропускали. И после освобождения его из ссылки власти его ненавидели. Однажды ко мне случайно попала бумага от уполномоченного по делам культов Корчагина В.Х., где было написано им: «Сапожников до сих пор против Советской власти, и проповеди его вредны»… За четыре года до смерти с отцом Никитой (Сапожниковым) случился удар. Он причастился в алтаре, и его неожиданно парализовало. Отнялась вся левая сторона тела. Он упал возле престола. Когда его перенесли домой, он принял решение постричься в схиму. Для пострижения Владыка Иоанн (Снычев) вызвал игумена Мисаила (схиархимандрита Серафима (Томина)). Когда игумен Мисаил и Андрей Андреевич Савин пришли к больному отцу Никите, тот стал умолять их, чтобы постригли его с именем Никандр. Владыка Иоанн, узнав об этой просьбе, не согласился: — Где это видано, чтобы ребенок сам себе имя выбирал? — возразил он. — Постригайте его с любым именем, но только не Никандр. Узнав об этом, отец Никита стал опять уговаривать отца Мисаила и Савина вновь идти к Владыке и упросить его дать имя Никандр. «Мне потому это нужно, что в день Никандра, псковского пустынника, я умру», — пророчески произнес старец. Владыка Иоанн на этот раз неожиданно согласился: — Ладно, пусть будет Никандр, — сказал он. Каждый год после пострижения в схиму в день тезоименитства к парализованному схиигумену Никандру приходил священник и причащал его Святых Тайн. Отец Серафим присылал ему поздравительную телеграмму с днем Ангела. И вот в 1974 г., в день своего тезоименитства, отец Никандр причастился Святых Тайн, взял в руки телеграмму отца Серафима, поцеловал ее, приложил к сердцу и так скончался. Владыка Иоанн очень удивился, когда узнал, что пророчество сбылось и старец умер именно в день псковского пустынника Никандра (24 сентября / 7 октября).Похоронили старца в селе Колдыбани. Хоронили его всем на удивление открыто. Священники в облачении несли по улицам гроб с телом отца Никандра и пели Трисвятое. За его могилкой на сельском кладбище до сих пор ухаживают знавшие его люди».

Антон Жоголев.

Составлено по рассказам иеромонаха Софрония (Самарский Иверский монастырь), Татьяны Зотовой (г. Москва), А А. Савина (г. Самара), протоиерея Николая Манихина (благочинный Ставропольского округа).

Никандр (Сапожников Николай (Никита) Петрович), священник, иеросхимонах

Никандр (Сапожников Николай (Никита) Петрович), священник, иеросхимонах

В храме Архангела Михаила был открыт небольшой музей, посвящённый памяти отца Никандра. И у многих прихожан появилась надежда, что когда-нибудь состоится прославление отца Никандра в лике местночтимых святых. По благословению Преосвященнейшего Софрония, епископа Кинельского и Безенчукского, 24 июля 2012 года состоялось знаковое и памятное событие для Красноармейского района и в целом для всей Самарской области — были обретены мощи иеросхимонаха Никандра — отца Никиты (Сапожникова). Это мероприятие происходило келейно и скромно при участии Владыки Софрония, епископа Кинельского и Безенчукского, архимандрита Владимира, настоятеля храма в честь Архангела Михаила села Высокое и протоиерея Андрея, настоятеля храма в честь Архангела Михаила села Красноармейское. Мощи были изъяты, положены в новый гроб и сейчас почивают в храме Архангела Михаила села Красноармейское.


База данных «Жертвы политического террора в СССР». URL: http://base.memo.ru/

Книга памяти жертв политических репрессий в Новосибирской области. Новосибирск, 2005. Вып. 1.

БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» Открытый список.

БД «Жертвы политического террора в СССР»; Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова) //URL:

http://благовестсамара.рф/-ispovednik_pravoslaviya_page_29529

Православная Москва. 1995. N 30/31 (54/55).

Подвижники Самарской земли/ Самарский мартиролог. Самара, 1995. С. 154-167.

Новые мученики и исповедники Самарского края/ Сост. А. Жоголев. Самара, 1996. //URL:

http://hram.voskresnaya.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%B9-%D0%BE%D1%82%D1%86%D0%B0-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0/