Проповедь Православия

Проповедь Православия

Сибирский центр колокольного искусства Новосибирской митрополии собирается организовать и провести у Зашиверской церкви на территории Историко-архитектурного музея под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН мероприятие, посвященное 115-летию со дня рождения Дмитрия Кононовича Сивцева. Кто этот человек? Какое отношение он имеет к знаменитой Зашиверской церкви, почему к нему обращено столь пристальное внимание сибирских кампанологов?

Мы попросили ответить на наши вопросы заместителя руководителя Сибирского центра колокольного искусства (СЦКИ) Новосибирской митрополии Алексея Владимировича Талашкина

– Дмитрий Кононович Сивцев, или Суорун Омоллоон – очень известный в Якутии человек. Он прожил долгую и плодотворную жизнь, скончался 2005 году в преклонном возрасте, не дожив два года до ста лет. Писатель, педагог, драматург, театральный деятель. Герой социалистического труда, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный писатель Якутской АССР. Для того чтобы перечислить все его компетенции, регалии и награды, поверьте, потребуется немало времени. Но нам, кампанологом, Суорун Омоллоон прежде всего интересен как звонарь. Он любил колокольный звон. В Якутии никто так не звонил, как он, его звон был узнаваем. Издалека услышав колокол, местные жители говорили: «О, наш Старик приехал!». Современники Суоруна Омоллоона говорили: «Мы слушали его звон, как музыку».

Для меня остается открытым вопрос: как он вообще пришел к этому делу?! Интерес к колоколам и колокольному звону в СССР появился в 80-х годах. Этой темой одновременно заинтересовались в разных частях советского государства. Тем не менее принято считать, что возрождение колокольного искусства началось с Архангельска. И все специалисты пытались связаться друг с другом, поделиться знаниями и опытом. Я спрашивал якутских музейщиков, не переписывался ли он с кем-нибудь, не консультировался ли у кого-нибудь. Нет, говорили мне, ни с кем не переписывался, ни с кого не брал пример, а вот так сразу в одиночку начал этим заниматься, и всё тут. Я склонен считать, что на него нашло вдохновение.

– Он был православным человеком?

– Да, православным христианином. И не скрывал этого. Его родные рассказывают такой случай. Однажды, в 70-х годах, он пришел домой потрясенный. В селе Черкёх он стал взбираться на колокольню, чтобы звонить, но оступился и начал падать. И вдруг почувствовал, что какая-то сила подхватила его и аккуратно поставила на ступеньку. Это чудесное событие еще больше укрепило его веру.

Он был миссионером. Занимался переводами Священного Писания на якутский язык. Всегда говорил о Православии как о вере, которая у него в крови, подчеркивал, что его родители тоже были глубоко верующими. И звонил, и звонил в колокола!..  Это была его проповедь Православия.

– В советское-то время?

– Авторитет его был настолько велик, что партийная верхушка, по-видимому, предпочитала не замечать миссионерскую деятельность духовного лидера якутского народа. Так его называли.

– Вы упомянули село Черкёх… В этом году вы ведь уже там были, об этом сообщалось на сайте Новосибирской митрополии.

– Суорун Омоллоон в течение сорока лет собирал колокола. Ему их везли со всей Якутии. Сегодня эта уникальная коллекция находится в якутском селе Черкёх. Коллекция представляет большой научный интерес. По благословению митрополита Никодима в апреле мы организовали экспедицию в это село. Некоторые колокола мы частично изучили, но осталось немало колоколов, которыми нам еще только предстоит заняться.

– Почему имя Суоруна Омоллоона связывают с Зашиверской церковью, которая экспонируется в Историко-архитектурном музее под открытым небом, расположенном недалеко от Новосибирского академгородка? И если можно, то скажите несколько слов и о самой церкви: как она оказалась у нас и откуда появилось такое название – Зашиверская?

– Зашиверск – исчезнувший город, который в 1639 году заложили русские казаки. Поселение располагалось за Полярным кругом, в Якутии на берегу реки Индигирка. В 1700 году в городе без единого гвоздя из лиственницы была построена церковь в честь Спаса Нерукотворного Образа со звонницей. Это шедевр русского деревянного зодчества. В 1969 году церковь и полуразрушенная звонница были обнаружена экспедицией нашего прославленного земляка, археолога, историка, этнографа академика Алексея Павловича Окладникова. Алексей Павлович решил сделать всё от него зависящее, чтобы спасти чудом сохранившийся храмовый комплекс. Он добился от Якутского правительства, чтобы те передали церковь со звонницей в дар Сибирскому отделению АН СССР. В 1971 году церковь разобрали и самолетами доставили в Новосибирск. Ее установили на территории Историко-архитектурного музея под открытым небом, который создавался в те годы по инициативе того же академика Окладникова.

Суорун Омоллоон рассказывал, что спустя некоторое время в Якутии сильно пожалели о том, что дали согласие на вывоз уникального памятника культуры. И тогда было принято решение по обмерам, сделанным членами экспедиции академика Окладникова, построить точную копию Зашиверской церкви. В 1988 году копию церкви установили в Ленском историко-архитектурном музее-заповеднике под открытым небом «Дружба», музее землепроходцев в селе Соттинцы, причем идея создания такого музея принадлежала Суоруну Омоллоону.

– Надо же, как совпадает деятельность Окладникова и Суорона Омоллоона! Те же идеи, те же задачи, тот же результат.

– Да, но в отличие от подлинника, Спаса-Зашиверская церковь в Ленском музее действующая. По большим церковным праздникам в ней совершаются богослужения.

Раиса Реасовна Кулаковская, педагог, известный в Якутии музейщик, рассказала мне, что строительство музея «Дружба» началось с колокольного звона: на месте, где сейчас стоит копия Спаса-Зашиверской церкви установили столб, подняли на него специально привезенный колокол и Суорун Омоллоон начал благовестить.

– Удивительно и радостно! Интересно, сохранились ли колокола Зашиверской церкви?

– Экспедиция академика Окладникова обнаружила недалеко от церкви три колокола. Сказать, что это точно те колокола, которые принадлежали Спасо-Зашиверской церкви, мы, конечно, не можем. Но для нас это сейчас и неважно. Главное, что эти колокола однозначно связаны с древним Зашиверском.

– А как вообще пришла идея провести в Новосибирске мероприятие, посвященное юбилею Суоруна Омоллоона?

– Понимая масштаб личности этого человека, проникнувшись к нему глубоким уважением, мы не могли пройти мимо такого события. Изначально мы хотели приехать в Якутию в день его рождения – 14 сентября. Но обстоятельства сложились таким образом, что поездку пришлось отменить. А в Якутии его юбилей отмечали очень широко. Проходили выставки, концерты, встречи с людьми, которые хорошо его знали и могли о нем рассказать.

За заслуги в возрождении духовной жизни России, в частности, за восстановление разрушенных в Якутии в советское время церквей, Суорун Омоллоон в 1996 году был награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени. В честь 115-летия со дня его рождения в большом зале Якутской духовной семинарии состоялось праздничное мероприятие. Оно началось с общей молитвы: в храме семинарии архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил панихиду по рабу Божиему Димитрию – Дмитрию Кононовичу Сивцеву, Суоруну Омоллоону. А отпевал его в 2005 году ныне покойный епископ Якутский и Ленский Зосима, он же исповедовал, соборовал и причащал Суоруна Омоллоона в больнице незадолго до его смерти. На месте его захоронения, километрах в десяти от Черкёха, воздвигнута часовня.

Хорошо известна фотография Суоруна Омоллона, на которой он запечатлен на фоне строящейся копии Спасо-Зашиверской церкви. Какой у него на этой фотографии проникновенный взгляд. «Он заглянул в вечность», – так сказал о его взгляде наш батюшка Владимир (руководитель Сибирского центра колокольного искусства, почетный настоятель прихода во имя Михаила Архангела игумен Владимир (Соколов) – прим. Ред).

Вспомнить этого великого человека в его юбилейный год мы просто обязаны. Тем более что он наш коллега – кампанолог. О котором – к большому сожалению! – недостаточно известно даже в звонарских кругах. Будем постепенно вводить его имя в научный круг. Недавно, например, меня попросили сделать доклад о якутской коллекции колоколов – а значит появился повод рассказать о нем подробнее.

Ну и наконец, мероприятие у Спасо-Зашиверской церкви в академгородке, посвященное 115-летию со дня его рождения, – это еще одна возможность напомнить людям о якутском звонаре. Установим у храма его большую фотографию, на которой он стоит на колокольне, причем автор этой редкой фотографии – новосибирский фотограф Владимир Тихонович Новиков. Пригласим священнослужителей, кампанологов и, конечно, звонарей, чтобы они звонили в память об этом замечательном человеке, православном христианине Суоруне Омоллооне.

Записал Дмитрий Кокоулин

24 октября 2021
Поставьте свою оценку Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
Просмотров: