Каталог Вознесенский кафедральный собор Публикации Один из старейших храмов Новосибирска

Вознесенский кафедральный собор

г. Ново-Николаевск (ныне г. Новосибирск)


Один из старейших храмов Новосибирска

 




Практически ни одна туристическая экскурсия по современному Новосибирску ни обходится без посещения Вознесенского кафедрального собора, который является подлинным украшением города. Сейчас трудно представить, что этот храм с цветной мозаикой над входами и на алтарных стенах когда-то был деревянным.

Жизнь собора, пусть даже на бумаге, началась 9 марта 1912 г. Тогда на очередном заседании Городская Дума Новониколаевска приняла решение безвозмездно выделить участок земли площадью 1138 кв. саженей на постройку нового храма в районе Турухановской площади. Турухановскую площадь образовывали улицы Турухановская (современная улица Ленская), Переселенческая (1905 г.) и Кабинетская (Советская). Был образован комитет по постройке храма под председательством священника Александра Смычкова.

В народе бытует второе название Вознесенской церкви — Турухановская (по названию улицы). Некоторые упоминают купца Туруханова, якобы построившего на свои средства церковь, но на самом деле такого купца никогда не было.

В газетах того времени печаталось о намерении горожан строить кирпичный храм, а до окончания строительства временно поставить деревянный молитвенный дом, как это было при постройке собора Александра Невского.

С этой целью Комитет по строительству и Городская Управа возбудили ходатайство перед Синодом о выдаче ссуды в размере 20-25 тыс. рублей для каменного храма. Но надеждам горожан не удалось сбыться. Из Петербурга пришла резолюция о том, что из специального фонда могут выделить лишь 5000 рублей. А Комитет и Городская Управа не располагали необходимой суммой, поэтому решено было строить деревянный храм и отказаться от постройки молитвенного дома.

Строительство храма непосредственно велось с декабря 1912 года до весны 1913 года. Имя архитектора, проектировавшего храм, установить не удалось. Но стоит предположить, что это был очень незаурядный человек, т.к. он первоначально пытался воплотить в жизнь архитектурные элементы кирпичного храма в деревянном. Но эта идея была отклонена по техническим причинам. Технический надзор за строительством храма осуществлял новониколаевский архитектор Фёдор Рамман.

6 апреля 1913 года Новониколаевский благочинный протоиерей Николай Завадовский освятил новый храм на Турухановской площади в честь Вознесения Господня. Храм был самым бедным из всех церквей Новониколаевска и располагался на окраине города.

Первым настоятелем храма в период с 1913 по 1915 гг. был священник Гавриил Никанорович Лебедев. Об этом священнике известно, что он родился в 1884 году в семье псаломщика. В 1909 году окончил Томскую Духовную семинарию и был рукоположен в священника 6 сентября 1909 г. в Свято-Троицкую церковь с. Тундинского. 30 апреля 1910 года по его личному прошению перемещен к церкви св. мчч. Флора и Лавра с. Зеледеевского. Спустя три года, 1 апреля 1913 года, о. Гавриил стал настоятелем Вознесенской церкви г. Новониколаевска. С 1 по 21 июля 1913 г. обучался на Миссионерских синодальных курсах в Омске. А в 1915 году, 7 января последовал указ о назначении его священником к Михаило-Архангельской церкви с. Нижне-Чемского. Через три года отец Гавриил переводится настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Ново-Троицкого Славгородского уезда. 1 июля 1919 г. священник Гавриил Лебедев назначается в Иннокентьевскую церковь с. Кисилевского Каинского уезда, а в 1920 г. вновь становится настоятелем церкви с. Нижне-Чемского. Перед арестом в 1937 г. проживал в деревне Соколовка Венгеровского района.

В сентябре 1937 г. был арестован по ст. 58-10-11 УК РСФСР. 26 сентября 1937 г. состоялось заседание Тройки УНКВД по Западно-Сибирскому краю, на котором священник Гавриил Лебедсв и протоиерей Стефан Человечков (настоятель одного из приходов Венгеровского района) были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 19 октября 1937 г.

7 февраля 1959 г. священник Гавриил Лебедев был реабилитирован.

Следующим настоятелем прихода Вознесенской церкви был священник Курков Василий Андреевич. Отец Василий родился в 1882 году, окончил Бийское миссионерское катехизаторское училище и регентские классы Санкт-Петербургской придворной капеллы. По окончании этих курсов будущий священник в течение четырех лет, с 1902 по 906 гг., преподает в церковных школах. 27 июля 1906 г. его рукоположили в диакона при приходе Свято-Троицкого собора г. Колывани, а через три года, в 1909 г. — во священника Богородице-Казанской церкви с. Деминского. В 1910 году молодого священника переводят по его личному прошению на второе священническое место в Свято-Троицкий собор г. Колывани, а в 1912 году назначают уездным противосектантским миссионером Томской епархии. В это время о. Василий нес послушание в Никольской церкви Больше-Никольского прииска.

В 1915 году о. Василий Курков указом Преосвященнейшего Анатолия, епископа Томского становится настоятелем Вознесенской церкви г. Новониколаевска.

Именно из доклада о. Василия Куркова благочинному Новониколаевских церквей протоиерею Николаю Завадовскому от 16 марта 1915 г. мы находим указание на отдаленное местоположение храма («на окраине города») и крайнюю бедность прихожан. По словам о. Василия, дома прихожан в большей своей части состояли из «наскоро сколоченных маленьких лачужек, довольно ярко говорящих о материальном положении его обитателей». Население прихода было самое разнообразное, что называется, «с Камы, с Волги»: здесь и татары, зыряне, плохо говорящие по-русски, «много иноверцев и инославных, а главное, что печальнее всего, широко развито сектантство. Прихожане, по своим занятиям в большинстве чернорабочие, мелкие ремесленники, перебивающиеся кое-как, живущие исключительно cвоим дневным заработком. Люди материально совершенно не обеспеченные. Ежедневная погоня за куском насущного хлеба, низкий уровень умственного развития, отсутствие необходимой сплоченности и солидарности в обще приходской жизни и духовных вопросах высшего порядка, а также религиозное шатание вследствие пропаганды сектантства — все это, вместе взятое, направляет религиозную жизнь прихода на ложный путь, делая весьма затруднительной всеобщую попытку причта что-либо создать в этом новом и совершенно неустроенном приходе». (ГАНО. Ф. Д – 159. Oп. 1. Д. 89. Л. 4, 4 об,).

Архивные документы свидетельствуют, что после 1923 г. о. Василий не являлся настоятелем Вознесенской церкви, в частности, об этом упоминается в «Списке церквей и священнослужителей Новосибирской епархии», составленном в 1927 г., где о. Василий Курков числится третьим священником (ГАНО. Ф. Р – 1978. Oп. 1. Д. 13. Л. 1). В 1933 году он первый раз был арестован, отбывал срок в БАМлаге. В декабре 1936 года вернулся в Новосибирск и продолжил свое служение в Вознесенском соборе. А 28 июля 1937 года, вместе с группой духовенства и мирян, был вновь арестован и 25 августа 1937 года расстрелян.

В Вознесенском храме также несли послушание: священники — Стефан Макаренко (1914—1915 гг.), Александр Щербаков (1915—1916 гг.), Василий Изнаирский (1918—1919 гг.). Псаломщики – Иоанн Григорьев (1913—1914 гг.), Алексий Лямзин (1917—1919 гг.; с января 1919 г. — диакон этой же церкви). По архивным документам удалось установить имена ранее неизвестных священнослужителей, служивших в храме в 1920-е гг. Это игумен (позднее — архимандрит) Сергий (Скрипальщиков), протоиерей Иоанн Россов, протодиакон Григорий Троц, диакон Анатолий Зайцев.

До 1917 г. приход Вознесенской церкви окормлял три начальных приходских училища Министерства народного просвещения.

В 1924 году по указу Священного Синода была образована Новониколаевская (а позднее — Новосибирская) епархия. Для Вознесенской церкви это стало началом новой жизни. С трудов первого архиерея митрополита Никифора (Асташевского) в 1925 году началось перестраивание Вознесенской церкви. По благословению владыки Никифора Вознесенская церковь стала двух-престольной, Второй придел освятил сам митрополит Никифор во имя святителя Николая.

На новообразованной кафедре митрополит Никифор развернул активную деятельность по борьбе с обновленческим и григорианским расколами. Служение митрополита Никифора нa Новосибирской кафедре продолжалось до 1935 г., когда владыка был отправлен на покой.

После смерти митрополита Никифора в 1937 г. для Новосибирской епархии наступили тяжелые времена. Его преемника архиепископа Сергия (Василькова) арестовали и расстреляли. 3а арестом владыки Сергия последовали аресты и расстрелы священнослужителей Вознесенского собора: протоиереев Василия Куркова (который был настоятелем собора с 1915 по 1924 гг.) и Евгения Смирнова, священников Василия Выхованец, Петра Матузкова, Иоанна Богатова, Владимира Пешехонова, Илии Седакова, Василия Екшибарова, Вячеслава Попова, протодиакона Григория Солодилова и многих других.

После этих печальных событий Вознесенский Собор был закрыт, в помещении храма была устроено зернохранилище.

Так продолжалось до 1943 года. В это время на Новосибирскую кафедру получил назначение архиепископ Можайский Варфоломей (Городцов), который по прибытии в город стал хлопотать о возвращении Вознесенского храма верующим. Просьбу владыки удовлетворили и в 1944 году, на Страстной Седмице состоялось освящение вновь открытого храма.

Об этом радостном событии владыка Bapфоломей вспоминал в своем дневнике так: «В марте же месяце Господь помог нам получить для Новосибирска 2 церковь: Вознесенскую (Туруханскую); о ней хлопоты верующие давно начали, уже более двух лет; но в этом году мой секретарь о. Никандр съездил в Москву, где нужно изложил нужды Новосибирска, имеющего при почти миллионном населении одну только маленькую Успенскую церковь. В конце 6 недели Великого поста получено было разрешение Совета по делал Православной русской Церкви об отдаче верующим этого храма. Храм этот сравнительно большой, ремонта настоятельного не требовавший, — иконостас, престолы, подсвечники и пp. — все оказалось в порядке; поэтому я, после того как церковь вымыли, вычистили, в Великую Среду вечером совершил малое освящение храма, и с Великого Четверга найтись в нём службы — к великой радости всего народа; церковь за всеми службами была переполнена народом, и в Пасхальную ночь стоял в церкви такой гул oт множества народа, что и служить было трудно; а когда мы вышли с крестным ходом из церкви, тo увидели, что и вся обширная ограда была переполнена народом, ночь была теплая, тихая, свечи у всех горели – картина умилительная. Все радовались и Светлому Христову Воскресению, и новооткрытому храму».

Именно чаяниями митрополита Варфоломея в Вознесенском кафедральном соборе был построен третий придел — во имя преподобного Серафима Саровского, освященный 28 декабря 1947 г., где в 1956 г. владыка обрел вечный покой.

За время служения митрополита Варфоломея на Новосибирской кафедре было сделано очень много, особенно во время Великой Отечественной войны. Духовенство Новосибирской епархии и, в частности, Вознесенского собора не осталось равнодушным к горю, постигшему все Отечество. По инициативе и с благословения архиепископа Варфоломея был организован сбор пожертвований на нужды армии и фронта. В период с 1944 по 1945 гг. от Вознесенского Кафедрального собора поступило 1686 тысяч рублей. В1947 году медалями «3а доблестный труд в ВОВ 1941—1945 гг.», были награждены Управляющий Новосибирской епархией архиепископ Варфоломей и благочинный церквей города Новосибирска и секретарь Новосибирской епархии архимандрит Никандр (Вольяников). С 1956 года отношения между Церковью и государством стали весьма сложными. Усилившаяся атеистическая пропаганда, закрытие многих храмов, регламентация всех действий священнослужителей и подавление всякой инициативы характеризуют это многотрудное время. Но и в этот период жизнь Собора продолжается. По благословению митрополита Нестора (Анисимова) над могилой владыки Варфоломея устраивается надгробие, а трудами архиепископа Павла (Голышева) сооружается каменный крестильный храм взамен обветшавшего деревянного.

К семидесятым годам деревянный Вознесенский собор пришел в ветхость. 12 февраля 1971 г. рядом с собором был открыт цирк, в результате чего соборная территория утратила один из двух входов, а сам храм оказался в низине. Прибывший на Новосибирскую кафедру в 1971 году Преосвященнейший епископ Гедеон (Докукин) (позднее — митрополит Ставропольский и Владикавказский), принял решение о реставрации собора. По инициативе владыки Гедеона в 1974 году была реконструирована западная часть здания, увеличен притвор и заменены внутренние колонны. Новые кирпичные стены после строительства были скрыты деревянной обшивкой с целью сохранения общего вида деревянного храма.

На этом реконструкция Вознесенского кафедрального собора не закончилась. В 1976 г. стены всех трех алтарей были поочередно разобраны и заменены кирпичными, а к 1979 г. был устроен нижний храм в честь св. благоверного князя Александра Невского и Гедеона Праотца, освященного архиепископом Гедеоном.

Далее по благословению владыки Гедеона была проведена полная реконструкция Вознесенского кафедрального собора. Руководил работами тогдашний настоятель храма протоиерей Димитрий Будько (позднее — архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний). Реконструкцию приурочили к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Проект реконструкции храма выполнил новосибирский архитектор В.П. Авксентюк.

К августу 1988 года строительные работы были полностью завершены. И хотя при реконструкции собора не было дано разрешение сделать его еще выше и просторнее, как хотелось церковному руководству и строителям, он все равно стал подлинным украшением Новосибирска. В несколько этапов из скромного деревянного здания был сооружен просторный каменный, расписанный внутри и украшенный снаружи, храм.

В 1990-е годы продолжилось благоустройство Собора и прилегающей территории. По проекту архитектора Б.А. Захарова выстроены часовня во имя Всех Святых, в земле Сибирской просиявших (1996 г.), административный корпус (1998 г). В 1999 году, к празднованию 75-ти летия Новосибирской епархии, был отреставрирован и заново вызолочен главный иконостас храма.

Но не только красотой славится Вознесенский кафедральный собор; за последнее десятилетие в нем дважды служил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Первый приезд Святейшего Патриарха в Новосибирск состоялся в 1991 г. по приглашению епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона (ныне — митрополит Новосибирский и Бердский). Архимандрит Софроний (Будько) был рукоположен в епископа Томского, викария Новосибирской епархии. Это первый за четырехсотлетнюю историю Патриаршества визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Сибирь.

Святейший Патриарх находился в Новосибирской епархии с 11 по 17 мая 1991 г. За этот период им были освящены закладные камни в основание храмов св. Александра Невского в Барнауле (11 мая), равноапостольного князя Владимира в с. Сростки Алтайского края, на родине В.М. Шукшина (12 мая), часовни на месте Троицкого кафедрального собора г. Томска (13 мая). Также Святейший освятил закладной камень сестринском корпуса Покровского Александро-Невского монастыря в р.п. Колывань Новосибирской области (16 мая) и освятил возрожденный собор Александра Невского в Новосибирске (15 мая).

16 мая 1991 г. Святейший Патриарх в сослужении архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, епископов Истринского Арсения, Красноярского и Енисейского Антония, Новосибирского и Барнаульского Тихона, Иркутского п Читинского Вадима, Тобольского и Тюменского Димитрия совершил хиротонию архимандрит Софрония (Будько) во епископа Томского, викария Новосибирской епархии.

Второй визит Святейшего Патриарха в Новосибирск был связан с Всероссийским празднованием Дней славянской письменности и культуры в мае 2002 г. Этот праздник связан с памятью Равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян (24 мая). В поездке Святейшего сопровождали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских Духовных школ, епископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Троице-Сергиевой Лавры епископ Борисовский Иоанн, викарий Минской епархии. На празднование в Новосибирск также прибыл министр культуры Российской Федерации М.Е. Швыдкой, который, как и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, является сопредседателем оргкомитета по проведению Дней славянской письменности и культуры.

Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Новосибирск вечером 22 мая. На следующий день Его Святейшество посетил Новосибирский Академгородок, где участвовал в открытии международной конференции «Славянский мир: общность и своеобразие», приуроченной к торжествам.

Вечером 23 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска. За богослужением Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Новосибирский и Бердский Тихон, Тобольский и Тюменский Димитрий, Верейский Евгений, епископы Барнаульский и Алтайский Максим, Сергиево-Посадский Феогност, Борисовский Иоанн. За всенощным бдением Святейший Патриарх совершил канонизацию двух новомучеников и исповедников земли Сибирской.

Святейший Патриарх зачитал деяние о канонизации святых, подготовленное Синодальной комиссией по канонизации.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА

И СВЯЩЕННОГО СИНОДА

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

О ВКЛЮЧЕНИИ

В СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ

И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ ХХ ВЕКА

ДЛЯ ОБЩЕЦЕРКОВНОГО ПОЧИТАНИЯ

СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ

ПРОТОИЕРЕЯ НИКОЛАЯ ЕРМОЛОВА

 (1874 – 1937)

И СВЯЩЕННИКА ИННОКЕНТИЯ КИКИНА

(1878 –1937)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Двадцатый век в истории Русской Православной Церкви оказался периодом великого испытания. Это было время мученических подвигов миллионов христиан. Несмотря на тьму богоотступничества, на попрание Закона Божия, когда, по слову Писания, настали дни, в которые «путь истины сокроется, и вселенная оскудеет верою» (3 Езд. 5:1), Господь наш Иисус Христос по неизреченному милосердию укрепил Церковь Свою, явив нам великих угодников Божиих. Жизнь и подвиг мучеников и исповедников Российских, их твердое стояние в правде, мужественное исповедание веры, явились светом миру и солью земли.

(Мф.5: 13-14).

Освященный Архиерейский Собор, проходивший в Юбилейный год 2000-летия Рождества Христова, принял решение об общецерковном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века, «поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу». В 2000 году в Соборе новомучеников и исповедников Российских было прославлено 1097 подвижников, их подвиг был изучен и не встречалось препятствий к их канонизации. Но поскольку пострадавших за веру Христову в ХХ веке несоизмеримо больше, тo отцы Собора постановили: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт № 14 Деяния о канонизации новомучеников и исповедников Российских ХХ века).

По благословенно Преосвященного Tихонa, архиепископа Новосибирского и Бердского началось изучение подвигов новомучеников и исповедников Российских в Новосибирской епархии. В результате этой работы стало известно о двух священномучениках. Такими увенчанными Христом Спасителем страдальцами за веру оказались протоиерей Николай Ермолов и священник Иннокентий Кикин. Священномученик Николай 37 лет служил священником, исполнял обязанности благочинного. Вместе со священномучеником Иннокентием, который в священном сане прослужил 27 лет, они поддерживали тесную духовную связь. Их объединила ревность о Церкви Христовой, много сил они положила в борьбе с обновленческим расколом, с терпением перенося лишения и испытания безбожного времени. Священномученик Иннокентий мужественно выступил против закрытия церкви, где он служил. По обвинению в надуманных преступлениях оба они были арестованы в июле 1937 года. С непреклонным мужеством выдержали они тюрьму и допросы, оговоры лжесвидетелей и предательство ближних. Их расстреляли в один день 26 октября 1937 года в Новосибирске.

Рассмотрев жизнь и мученический за Христа подвиг протоиерея Николая Ермолова и священника Иннокентия Кикина, Синодальная Комиссия по канонизации святых не нашла препятствий для включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Святейший Патриарх и Священный Синод на своем заседании 24 апреля 2002 года приняли решение о причислении протоиерея Николая Ермолова (1874—1937) и священника Иннокентия Кикина (1878—1937) к лику священномучеников для общецерковного почитания и включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Память священномученикам Николаю и Иннокентию установить в день их мученической кончины 13 (26) октября, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет – то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Представительством и молитвами священномучеников Николая и Иннокентия да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет им Свое благословение.  Аминь.

БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ

МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

+АЛЕКСИЙ

ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА:

МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ

+ ВЛАДИМИР

МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ

+ ВЛАДИМИР

ПАТРИАРШИЙ ЭКЗАРХ ВСЕЯ БЕЛОРУСИ

MИTPOIIOJIHT МИНСКИЙ И СЛУЦКИЙ

+ ФИЛАРЕТ

МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕЦКИЙ

+ ЮBEHAЛИЙ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ

МИТРОПОЛИТ СМОЛЕНСКИЙ И КАЛИНИНГРАДСКИЙ

+ КИРИЛЛ

МИТРОПОЛИТ КИШИНЕВСКИЙ И ВСЕЯ МОЛДОВЫ

+ BЛАДИМИР

АРХИЕПИСКОП ИЖЕВСКИЙ И УДМУРТСКИЙ

+ НИКОЛАЙ

АРХИЕПИСКОП НОВОСИБИРСКИЙ И БЕРДСКИЙ

+ ТИХОН

ЕПИСКОП ХАБАРОВСКИЙ И ПРИАМУРСКИЙ

+ МАРК

ЕПИСКОП ТУЛЬСКИЙ И БЕЛЕВСКИЙ

+КИРИЛЛ

ЕПИСКОП БАКИНСКИЙ И ПРИКАСПИЙСКИЙ

+AJIEKCAHДP

УПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЛАМИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

МИТРОПОЛИТ СОЛНЕЧНОГОРСКИЙ

+ СЕРГИЙ

На следующий день, 24 мая, Святейший Патриарх Алексий в сослужении тех же Преосвященных архипастырей совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска. По окончании Литургии Святейшего Владыку приветствовал архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон и преподнес ему пасхальное яйцо и икону Божией Матери «Знамение». Святейшпй Патриарх поблагодарил Владыку архиепископа за приветствие и дары и передал на молитвенную память собору напрестольный крест, а Владыке Тихону — святую панагию. Затем начался крестный ход, прошедший от Вознесенского собора до часовни во имя Святителя Hиколая. В крестном ходе принимало участие около 25 тысяч человек. Возглавлял его Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В крестном ходе участвовало духовенство Новосибирска и области, учащиеся православных гимназий и воскресных школ, жители Новосибирска.

У Никольской часовни был совершен молебен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию и Святителю Чудотворцу Николаю.

Святейший Патриарх передал для часовни свой дар — образ Святителя и Чудотворца Николая и пожелал, чтобы Святитель Николай помогал новосибирцам в делах на благо родного города и всего отечества.

По благословению ныне правящего архиерея — митрополита Новосибирского и Бердского Тихона на территории собора построены: здание Новосибирского Епархиального управления (на третьем этаже которого размещаются библиотеки Вознесенского кафедрального собора и Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского института), здание епархиального склада, гараж и подсобные помещения. Со стороны ул. Гоголя сооружен дополнительный вход на территорию собора. К существующему административному корпусу прихода Вознесенского кафедрального собора было пристроено дополнительное здание, первый этаж которого занимает церковная лавка. На главном куполе храма установлен новый крест, а сам купол и колокольня позолочены.

В 2011 году были частично поновлены росписи в соборе, отреставрированы и вызолочены иконостасы в Серафимовском и Никольском приделах. А также реконструировано западное крыльцо и навешаны новые двери на всех входах в храм.

При Вознесенском кафедральном соборе действует воскресная школа, программа обучения в ней рассчитана на детей и взрослых. Дети разделены на младшую (от 4 до 8 лет) и старшую (от 8 до 16 лет) возрастные группы. Для них в воскресной школе читаются следующие предметы: Священная история Ветхого и Нового Заветов, церковный календарь, православное богослужение и церковнославянское пение. В воскресной школе имеется два детских хора — младший и старший. В воскресной школе для взрослых проводятся духовно-нравственные беседы по изучению Священного Писания, истории Церкви. Всех желающих обучают церковно-славянскому чтению и церковному пению.

Святыни храма:

1. Икона святителя Николая Чудотворца (с частицей мощей; одна из самых старых икон в храме; находилась в храме уже в 1936 г.).

2. Икона святого великомученика Пантелеимона Целителя (с частицей мощей).

3. Икона преподобного Серафима Саровского (с частицами мощей святителя Николая Чудотворца, равноапостольного царя Константина Великого, благоверного князя Константина, преподобного Серафима Саровского и преподобного Авраамия).

4. Икона преподобного Амвросия Оптинского (с частицей мощей) (в алтаре Серафимовского придела).

5. Икона святителя Иоанна Тобольского (с частицей мощей) — келейная икона митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (в алтаре Серафимовского придела).

6. Икона святителя Иннокентия Московского (с частицей мощей) (в часовне).

7. Икона святителя Иоанна Шанхайского (с частицей мощей).

8. Икона Божией Матери «Живоносный Источник» (в нижнем храме).

9. Два ковчега с частицами мощей многих святых (один находится в Никольском приделе, второй — в алтаре Серафимовского придела).

Е.А. Шабунин

Календарь памятных дат и знаменательных событий Новосибирской области, 2013 год

bsk.nios.ru