Каталог Храм в честь Воскресения Господня (кладбищенская) История

Храм в честь Воскресения Господня (кладбищенская)

г. Ново-Николаевск (ныне г. Новосибирск)





История


 

В 1907 году в Новониколаевске на городском кладбище под патронажем членов церковного попечительства, существовавшего при храме Александра Невского, и на добровольные пожертвования горожан, а также при непосредственном участии протоиерея Диомида Чернявского была построена церковь Воскресения Христова.

Необходимость такого кладбищенского храма, одновременно осуществлявшего функции приходского, была велика. Жители района, образовавшегося близ Ипподрома, оказались удалены на значительное расстояние от других церквей города.

Собранной суммы, оказалось достаточно лишь для строительства небольшого деревянного храма. Новая церковь имела один престол – в честь Воскресения Христова. 7 октября 1907 года благочинный Новониколаевских церквей протоиерей Николай Завадовский освятил ее с благословения епископа Бийского Иннокентия.

Первоначально службы в Воскресенском храме совершались священниками собора Александра Невского. Лишь спустя почти пять лет, 11 июня 1913 года по Указу Святейшего Синода при Воскресенской кладбищенской церкви был открыт самостоятельный приход с причтом, состоящим из двух священников и двух псаломщиков. Настоятелем храма стал священник Михаил Бессонов. Михаил Бессонов служил настоятелем храма до 1916 года.

Следующим и последним настоятелем храма стал священник Александр Поспелов.

В Воскренской церкви о. Александр прослужил до июня 1927 года. 15 июня 1927 священник Александр Поспелов был арестован «за связь с монархистами» по ст. 58-5 УК РСФСР, осуждён Коллегией ОГПУ 26 августа 1927 года к 3 годам лишения свободы.

Внутреннее убранство храма, как следует из рапорта настоятеля храма, было весьма скромным: голые, неоштукатуренные стены, самые дешевые иконы Суздальской работы. В 1915 году, заботами прихожан недостаток убранства был устранен и она, по свидетельству документа, имела уже вполне «благолепный вид».

В 1914 году Воскресенская церковь насчитывала 2419 человек прихожан. В рапорте о церкви за 1915 год отец Михаил отмечал замеченные в обществе явления, «противные правилам веры и благочестия», такие как хулиганство и сквернословие.

Своевременно причтом были приняты меры против них, а «чтобы сильнее запечатлеть указанные разъяснения» вывешивались на видных местах в городе соответствующие плакаты. Причт не заметил «особого неверия и свободомыслия» в своем приходе, «а если и были единичные случаи, то таковые разъяснялись прихожанам на чтениях в храме или устно при помощи брошюр».

Как и другие православные храмы, причт Воскресенской церкви занимался общественной работой. Сохранились отрывочные документы, свидетельствующие, что при церкви существовало общество трезвости, устав которого был утвержден 18 июня 1914 года.

С началом первой мировой войны в приходе Воскресенского храма появились существенные изменения. В отчете благочинному Новониколаевских церквей протоиерею Николаю Никольскому о. Михаил Безсонов указывал, что вверенный его заботам храм посещают «военнопленные славяне, в частности: галичане и карпаторуссы-униаты». Новые прихожане, держались обособленно, но службы посещали усердно и даже подавали «записки о здравии себя и своих родных». Священники храма не проводили с ними специальных собеседований «из-за их постоянно меняющегося состава и плохого знания русского языка».

В связи со значительными изменениями границ города, произошедших к концу двадцатых годов, кладбище перенесли в более удаленный район. Родным разрешили перезахоронить останки близких, а старокладбищенскую церковь решено было закрыть.

Закрытие Воскресенской церкви формально было тщательно подготовлено целым пакетом документов: имелся «наказ избирателей», адресованный райисполкому, постановление горсовета. В редакцию газеты «Советская Сибирь», в городскую администрацию поступали письма с требованиями закрыть Кладбищенскую церковь. Сохранились некоторые из них: «Мы рабочие завода «Труд» единогласно присоединяемся к вызову рабочих цен. эл. ст. и постановили: закрыть собор на проспекте, и церковь на Октябрьской площади. Просить горсовет собор передать под клуб металлистов, а церковь под детские ясли. Молельный дом около штаба Красной Армии передать безбожникам, и кладбищенскую церковь под музей безбожников. Поддерживаем требование самарских рабочих о снятии колоколов, и передачи их в пользу постройки социалистического города и вызываем лесозавод № 3,алтдепо, водонасосную станцию, винзавод, дрожзавод и мылзавод последовать нашему примеру».

«Заслушав сообщение т. Клинцова о закрытии Старокладбищенской церкви, молитвенных домов против штаба СИБВО и угол ул. Каменской и Журинской, а также мечеть; и о снятии колоколов с церквей в фонд индустриализации. Мы, курсанты краевых кооперативных курсов С.К.С, учитывая кризис школьных помещений и недостаток цветных металлов, просим Горсовет досрочно расторгнуть договор по аренде вышеуказанных помещений и передать под школы, а колокола снять и передать в фонд индустриализации. 9 января 1928 года».

Но, несмотря на такую тщательную подготовку властей, закрытие храма стало поводом для крупного возмущения горожан.

Воскресенская церковь после закрытия в 1930 г. Исчтоник www.orthedu.ru

Воскресенская церковь после закрытия в 1930 г. Исчтоник www.orthedu.ru

В фондах Новосибирского облархива сохранилась сводка ОГПУ, в которой подробно описаны события, связанные с закрытием Воскресенской церкви:

http://rodinoved.ru/nsk-voskresenskii-hram/dokumenty/6120-2

В июне 1931 года на территории бывшего кладбища открылся Центральный сад имени Сталина (ныне Центральный парк культуры). В саду были оборудованы душ, солярий, тир, качели, физкультурный городок. А 15 января 1952 года в помещении бывшей Воскресенской церкви разместился планетарий. В его оборудовании принял участие профессор Новосибирского строительного института Е.А. Ащепков.

В 1960 году на части кладбищенской территории был открыт театр музыкальной комедии.

В 1963 году после пожара планетарий был закрыт и переведен в Геодезическую Академию, а здание церкви — разобрано. Недолгое время на месте храма находилась танцплощадка, а сейчас — один из аттракционов Центрального парка.

 

Евгений Шабунин

Образование и Православие