Сан: протоиерей

Год рождения: 1883

Год смерти: 1937

Образование: Выпускник Нижегородской Духовной семинарии

Год окончания: 1905

По какому разнаряду: по 1-му разряду

Канонизирован: Лик святости Священномученик

Год причисления к лику святых: 1990

Место последнего служения (проживания): Нижний Новгород

Дата приговора: 10.09.1937

Приговор: Расстрел

Дополнительные данные: Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, Собор новомучеников и исповедников Казахстанских, Собор Нижегородских святых

Родственники:

отец — Новосельский Иван Алексеевич, диакон

мать — Новосельская Анна Владимировна (род. в 1862)

жена — Новосельская (Анненкова) Мария Васильевна (15.10.1886–27.01.1968). Выпускница епархиального женского училища (1905)

тесть — Анненков Василий Иванович, протоиерей

брат — Новосельский Семен Иванович, священник

сестра — Новосельская Александра Ивановна

дочь — Новосельская Алевтина Петровна (род. 3.11.1910). В 1927 окончила школу второй ступени

дочь — Новосельская Зоя Петровна (род. 3.01.1913)

дочь — Новосельская Елена Петровна (род. 16.05.1915)

дочь — Новосельская Ольга Петровна

сын — Новосельский Владимир Петрович (ум. в 1925)

другие дети — еще четверо детей, умерших в раннем возрасте

Родился 1 октября 1883 года в селе Смирново Арзамасского уезда в семье священника. Известно, что у Петра был брат Семен (он стал священником) и сестра Александра. Образование: 1895 — 1899 гг. Починковское духовное училище (по 1-му разряду). Окончив курс обучения в Нижегородской Духовной семинарии (1905 г.) с аттестатом I разряда, Петр Новосельский женился и подал прошение о рукоположении в священнический сан. Супругой его стала Мария Васильевна Анненкова, восемнадцатилетняя выпускница епархиального женского училища, дочь священника из села Новоселки Лукояновского уезда. В семье Новосельских было восемь детей, пятеро из которых, к большому горю родителей, умерли в раннем возрасте. Начиная с 4 октября 1905 года, отец Петр служил в качестве диакона в Преображенской церкви села Николо-Погост Балахнинского уезда. В ноябре того же года епископом Балахнинским Исидором (Колоколовым) он был рукоположен в сан священника. В Николо-Погосте отец Петр преподавал Закон Божий в земской школе. Спустя три года отец Петр был переведен вторым священником к Покровской церкви уездного города Балахны. В 1911 году священник и законоучитель Николаевского Балахнинского училища отец Петр Новосельский был награжден набедренником. Начиная с 1909 года батюшка входил в состав Балахнинского епархиального училищного совета. С 1914 года был казначеем и членом попечительского совета Серафимовского дома призрения, а также казначеем Балахнинского отделения братства Святого Креста. В 1916 году за свое ревностное пастырское служение отец Петр был награжден скуфьей. В дальнейшем на него были возложены обязанности благочинного и смотрителя местной свечной лавки. В доме священника была обширная библиотека, где наряду с произведениями русских и зарубежных классиков находилось много книг по медицине. Отец Петр был доктором не только для своей семьи, но и для прихожан своего храма. За домом у него произрастал большой сад, с любовью и заботой возделываемый отцом Петром. Вместе с отцом ухаживала за фруктовыми деревьями и его старшая дочь Алевтина. Кроме нее смогли выжить еще две дочери священника — Ольга и Елена, которые до конца жизни хранили память о своем любящем отце. В 1918 году отец Петр впервые был подвергнут аресту, но через несколько дней отпущен. Батюшка был известен как прекрасный оратор и проповедник, прихожане его очень любили и на его проповеди собирались со всей округи. Он крепко стоял за православную веру и не боялся вести с атеистами открытые диспуты. 15 мая 1918 года в Балахне состоялось первое уездное Учительское собрание, на котором сильные прения вызвал вопрос о преподавании Закона Божия в школах. Отец Петр говорил тогда представителям новой власти, что безрелигиозная жизнь может повлечь за собой духовное вырождение подрастающего поколения. В 1922 году, как и по всей стране, в Балахнинском уезде проводилась кампания по изъятию церковной утвари, различных предметов и монет из серебра. Всего на специальном пароходе в Городец из балахнинских храмов было вывезено 67 пудов 37 фунтов серебра и иных ценностей (около 1112 кг). В официальных документах сообщалось: «Согласно распоряжению губкомиссии по изъятию церковных ценностей, основанного на Декрете ВЦИК от 16 февраля 1922 года, операция по изъятию упомянутых ценностей по Балахнинскому уезду прошла удачно, главным образом потому, что между комиссией и группами верующих не происходило абсолютно эксцессов, нужно отметить, что в общем духовенство, имевшее в своей среде и старцев-фанатиков, к изъятию недружелюбно не отнеслось, а поскольку, как удалось выяснить, встретило как Божие наказание. Единственным сторонником главы русской церкви патриарха Тихона, поставившего украшения храмов выше человеческих жизней, оказался балахнинский пастырь Петр Новосельский, но агитация его нежелательных последствий не имела». В 1925 году уполномоченный Нижгуботдела ОГПУ по Павловскому уезду написал донос-рапорт вышестоящему начальству о нелегальных встречах нижегородского духовенства. «Доношу, что по имеющимся у меня сведениям в городе Нижнем Новгороде имеется поповская организация, которая основой имеет агитацию, как против обновленческого движения, так и против советской власти. Председателем этой организации является протоиерей Спасский, который в настоящее время переехал на службу в город Павлово в Никольскую церковь. Заместителем его является священник Вознесенской церкви города Нижнего Новгорода Плисс. В организации фигурируют как активисты священник Нижегородского уезда Сигрианский, священник Новосельский и ряд других <…> Сбор на собрание бывает весьма конспиративно, приходят поодиночке». После этого последовали аресты. Нижегородское духовенство обвинялось за верность «Тихоновскому течению», организацию нелегального кружка по борьбе с атеизмом, а также за хранение религиозной литературы. В обвинительном заключении следователь запишет про отца Петра, что он «…виновен в том, что по приглашению Никольского и Пылаева принимал участие в работе кружка, посетил три его собрания. Кроме этого, при аресте у Новосельского обнаружены рукописные книги „Христос, как история и личность“, „Буддизм и его отношение к христианству“». Во время допросов отец Петр показал, что «ему часто приходилось выступать на религиозных диспутах, и вопросы апологетические для него были необходимы, именно для этой цели он встречался с другими священнослужителями. Сам он живет в городе Балахне, где часты диспуты и его приглашают в качестве оппонента. А потому ему необходимо было пополнять знания. Преступным он это не считает». По приговору Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 26 марта 1925 года отец Петр Новосельский с группой нижегородских пастырей был осужден на 3 года административной ссылки без права жительства в Нижегородской губернии, а также в центральных городах: Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе и Ростове-на-Дону. Вместе с отцом Петром по данному делу был также осужден священномученик протоиерей Петр Сахаровский — священник нижегородской Спасской церкви и будущий викарий Нижегородской епархии епископ Краснобаковский Онисим (Пылаев), который в то время служил настоятелем в Троицкой Верхнепосадской церкви. Во время этого первого ареста в 1925 году умирает малолетний сын отца Петра — Владимир. В отчаянии беременная матушка Мария пишет в Балахнинский отдел ГПУ заявление с просьбой отпустить мужа на похороны: «Я нахожусь в ужасном положении. У меня умер сын, на что у меня есть свидетельства о смерти от врача и Балахнинской милиции, а потому прошу отпустить моего мужа Петра Новосельского хотя на время похорон домой. Похороны завтра, уже четвертый день. Прошу не отказать в моей просьбе». Просьба была удовлетворена, и отец Петр смог ненадолго вернуться домой, совершить отпевание и проводить в последний путь своего сына. В 1926 году отец Петр из города Воронежа, куда он был сослан, семье Зеленихиных, с которой дружила его семья, в Балахну прислал свою фотографию. На ней батюшкой были написаны такие слова: «Думаю, что нам Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы, как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне…». В Воронеже отец Петр служил в Покровском храме. Здесь он по-прежнему совершал богослужения ревностно и благоговейно и продолжал, несмотря на запрет властей, произносить проповеди. Осенью 1927 года он был арестован за антисоветскую пропаганду и сослан в Сибирь сроком на три года. В обвинительном заключении в следственном деле про отца Петра будет сказано: «Новосельский Петр Иванович <…> арестован был 24 октября 1927 года Воронежским ГО ОГПУ совместно с Пироженко Ильей Ивановичем по обвинению в том, что они, являясь административно сосланными священниками, ведут антисоветскую деятельность, с амвона произносят проповеди антисоветского характера. При аресте Новосельского были обнаружены в алтаре под престолом тетради с антисоветскими изречениями. В представленном обвинении Новосельский виновным себя не признал. Изобличается показаниями свидетелей и изъятыми антисоветскими проповедями». Постановлением Особого совещания ОГПУ от 7 февраля 1928 священники Петр Новосельский и Илья Пироженко были осуждены к ссылке в Сибирь сроком на 3 года. Старшая дочь отца Петра Алевтина училась хорошо, но после окончания школы так и не смогла поступить в высшее учебное заведение, поскольку являлась дочерью «врага народа». Тогда в 1928 году из туруханской ссылки отец Петр написал письмо комиссару народного просвещения А. В. Луначарскому. «Простите, что я осмеливаюсь писать Вам и беспокоить Вас. Я священник православной церкви гор. Балахны Нижегородской губернии и, как священник, в 1926 году был выслан из пределов Нижегородской губернии, получил 6 лет. После скитаний в Уральской области я, наконец, казалось, устроился при Покровской церкви города Воронежа. Здесь служил около году и 23 октября 1927 года вновь был арестован. Меня, проморив в разных тюрьмах и не предъявив ни одного факта моей виновности, административно выслали в Сибирь, и в Новосибирске направили в самые отдаленные края Туруханского края — в станок Вершинское, находящийся в 45 верстах от рудника, имеющегося на картах Сибири по реке Енисею. Я терпеливо нес свой крест, утешался словами святого апостола Петра в его 1-м послании (гл. 4, ст. 12–16), который говорит нам: „Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое. А если как христианин, то не стыдно, но прославляй Бога за такую участь“, а совесть моя спокойна. Но у меня есть семья: жена и три дочери. Одна дочь — Алевтина — в 1927 году кончила школу второй степени, а две еще маленькие — шести и двух лет. От детей своих, еще не окрепших в житейской борьбе, я не в силах требовать, чтобы и они так же терпеливо переносили неправду, как переносим мы с женой, а их заставляют страдать только потому, что они мои дети. После моей высылки семья осталась совершенно без средств. Старшая дочь поступила в няньки, так как никакой другой работы по ее способностям и желанию нигде не давали по ее социальному положению. Подруги ее или устроились на местах, или поступили в высшие учебные заведения, и моя дочь страстно желала продолжить свое образование. В Воронеже подавала она в Университет, в Педагогический институт, но ее не только не допустили к экзамену, но даже не приняли от нее документы. Она писала мне, что в страшном отчаянии. Я неоднократно читал и слышал в речах представителей советской власти, что советская власть не мстит, а только исправляет преступников. Пусть она за мои идеологические и религиозные убеждения считает преступником меня, но почему такое отношение к моим детям? Я обращаюсь к Вам не только как к Комиссару народного просвещения, но и как к человеку, который может понять детей, рвущихся к знанию. Я немного прошу у Вас: дайте моей дочери возможность держать экзамен в какое-нибудь высшее учебное заведение. Пусть отнесутся к ней со всей строгостью, предъявят повышенные требования против других детей, но это ее уже успокоит и возвратит ей веру в то, что есть еще правда в людях. Адрес ее: гор. Балахна Нижегородской губернии, дочери ссыльного священника Покровской церкви Алевтине Петровне Новосельской. Если этого не возможно сделать ей по праву, то сделайте ей как милость и без того уже много пострадавшей за своего отца». В 1931 году, возвратившись из сибирской ссылки, по благословению митрополита Сергия (Страгородского) отец Петр стал служить первоначально в нижегородском Воскресенском храме, а затем, после того как этот храм был закрыт властями, начиная с 1933 года — в кладбищенской Казанской церкви бывшего Нижегородского Крестовоздвиженского женского монастыря. Служить и жить постоянно в Балахне власти ему запретили, но он получил право навещать свою семью. По воспоминаниям детей, моменты, когда отец был рядом, были самыми счастливыми в их жизни. Жил отец Петр в Нижнем Новгороде на улице Большая Перекрестная, в районе так называемых Больших оврагов. Весной 1935 года Мария Васильевна с дочерьми, как обычно, ждали отца Петра домой. Но он не приехал. Забрав детей, матушка Мария отправилась в Горький на квартиру, которую снимал ее супруг. Хозяйка квартиры сообщила, что отца Петра вновь арестовали. Это был уже четвертый арест священника по обвинению в антисоветской агитации. В 1935 году совпали два праздника — Святая Пасха и советский Первомай. Праздничное богослужение в Казанской церкви в этот день возглавил митрополит Евгений (Зернов). После службы владыка проехал по улицам города в белом клобуке, не дожидаясь окончания демонстрации. Вскоре после этого все участники праздничного богослужения были арестованы. В ходе следствия священнослужителей содержали под стражей в спецкорпусе Горьковской фабрично-заводской трудовой колонии. 23 мая 1935 года отцу Петру Новосельскому было предъявлено новое постановление об аресте и обвинение в том, что он «произносит проповеди антисоветского содержания, в целях насаждения контрреволюционных идей в массе населения. По сговору с митрополитом Евгением (арестован), с причтом церкви и церковным советом принимал участие в литургии в день 1 мая, с целью отвлечения двух тысяч граждан от участия в первомайской демонстрации». Среди нижегородского духовенства нашлась и лжебратия, которая дала показания сотрудникам НКВД против митрополита Евгения и отца Петра. Один из священников на допросе заявил: «В конце Пасхи 1934 года священник Новосельский П.И. произнес большую проповедь о страданиях Христа в Крестовоздвиженской церкви, слушателем которой был и я лично. Он говорил следующее: „Мы обычно малодушествуем, когда страшные современные условия жизни неожиданно вырывают из нашей среды то одного, то другого от наших близких, обрекая их на различные страдания. Современные условия жизни сравниваются со зловещими черными тучами, несущими с собою человеку опустошение и разрушение. У верующего человека не должно быть никакого страха и малодушия, какой бы ужасной не была его жизнь. Почему — потому, что, как крестные мучения Христа кончились его воскресением, так и все наши страдания, какие мы переносим от всех современных условий жизни, должны так же кончиться нашим православием и победой над всеми темными силами, которые создают нам все эти условия жизни“. Настоящая проповедь была произнесена при большом участии в церкви слушателей и богомольцев. Другой лжесвидетель сказал: «Священник Новосельский Петр 1 и 26 января 1935 года в Крестовоздвиженской церкви говорил такие слова: „Мы позабыли братскую Христовую любовь, современная классовая борьба, заменившая Христовую любовь, отвлекает нас от истинного счастья. Так давайте же отстанем от этой ненужной нам борьбы и будем строить себе счастье и благополучие в духе Христовой любви и веры“». Сами же обвиняемые вины своей не признавали, несмотря на многочисленные изнурительные допросы и очные ставки. Через два месяца после ареста отца Петра Мария Васильевна добилась свидания с мужем, и дети видели своего отца в последний раз. В памяти младшей дочери Ольги навсегда сохранилась картина рассыпанной по полу вишни, привезенной ими для отца Петра, и белый платок, которым он махал им вслед из узкого окна тюремного барака. 11 июля 1935 года было подписано обвинительное заключение, и дело направлено на рассмотрение в Москву. «Группа руководящих служителей религиозного культа гор. Горького, участники которой в абсолютном большинстве своем в прошлом имели судимости за контрреволюционную деятельность <…> под предлогом укрепления религии, вела активную контрреволюционную работу, направленную против культурных, политических и других мероприятий, проводимых партией и Советским правительством. Основным методом воспитания в антисоветском духе и внедрения контрреволюционных идей в массу населения участники группы <…> избрали как способ произношение проповедей с церковного амвона антисоветского содержания в церквях г. Горького и прилегающих к нему районах…». Отец Петр обвинялся в том, что «будучи враждебно настроенным к Соввласти и имея тесную связь со служителями религиозного культа Зерновым, Македонским и другими систематически использовал церковный амвон в контрреволюционных целях и вел антисоветскую агитацию. 1 мая сего года принимал активное участие совместно с Зерновым, Македонским и другими в служении торжественной литургии с целью отвлечения граждан от участия в первомайской демонстрации <…> Обвиняемый Новосельский П. И. виновным себя не признал. Но собственными и свидетельскими показаниями и очными ставками в преступлении уличен полностью». Спустя пять месяцев, 4 ноября 1935 года, по приговору Особого совещания при НКВД отец Петр за антисоветскую агитацию (Статья ст.58–10, 58–11 УК РСФСР) был отправлен в трудовой исправительный лагерь, сроком на 3 года. Места заключения: с 23.05.1935 — Горький, спецкорпус Горьковской фабрично-заводской трудовой колонии, Северо-Казахстанская о., г.Петропавловск, тюрьма, с 16.12.1935 — Казахстан, Карагандинский лагерь НКВД, Коконтун-Кульское отделение. Находясь в лагере, отец Петр работал счетоводом, учетчиком молока и пчеловодом. 31 августа 1937 года он был арестован в лагере и отправлен в тюрьму г. Петропавловска. В характеристике лагерного начальства про него было сказано, что отец Петр «участвовал в ликвидации неграмотности. Поведение безупречное в быту и на производстве». Новое обвинение против отца Петра строилось на том, что он «входил в состав контрреволюционной группы, которая устраивала нелегальные моления на сопках, где соорудили крест». По постановлению Тройки УНКВД по Карагандинской области от 10 сентября 1937 года отец Петр по ст.58–10 УК РСФСР за антисоветскую деятельность в местах заключения был приговорен к расстрелу. Групповое дело «Дело священника Василия Зеленского и др., г. Караганда, 1937 г.» В обвинительном заключении будет сказано, что отец Петр «проводил церковные богослужения и крещения детей. Как бывший священник не отступает от своих религиозных убеждений». Протоиерей Петр Новосельский был расстрелян 15 сентября 1937 года. Однажды семью Новосельских в Балахне навестил священник, отбывавший срок вместе с отцом Петром, который выразил большие сомнения в том, что их отца отпустят, поскольку он даже в лагере говорил правду. Молились там все тайно, под одеялом, и только отец Петр делал это открыто. О судьбе мужа у матушки Марии не было никаких известий, она ждала отца Петра до последних дней своей жизни. Официальные ответы на все ее письма и запросы были неопределенными и сводились к тому, что батюшка умер в годы войны от болезни. Сама же Мария Васильевна Новосельская скончалась 27 января 1968 года, так и не узнав правды о мученической кончине отца Петра.

27.03.1990 реабилитирован прокурором Карагандинской обл. по году репрессий 1937.

Прославлен от Алмаатинской епархии Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается в день мученической кончины (2/15 сентября), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье, 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских (воскресенье после 3/16 сентября), Соборе Нижегородских святых (воскресенье после 26 августа/8 сентября)

Заявитель: Королева Вера Викторовна (исследователь).

Использованы материалы архива Центра Правовой Статистики и Информации при Обл. Прокуратуре г.Караганды. Д.2192.

http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPnUn9XUm**

«Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». — Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дёгтева.

https://nne.ru/saints/svyashhennomuchenik-petr-novoselskij-1883—1937/

Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000 г.

О.В.Дегтева. Житие священномученика Петра Новосельского // Журнал «Нижегородская Старина». 2012. Вып.33–34. С.87–92.

Жертвы политического террора в СССР. http://lists.memo.ru/index14.htm

Книга памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области / сост.: Гусев М. Ю., Смирнов В. В., Харламов В. А., Жильцов В. И., Шимоволос С. М. Нижний Новгород, 1997. Т. 1

Нижегородские епархиальные ведомости. 1895. № 14, часть офиц. С. 293

Нижегородские епархиальные ведомости. 1897. № 14, часть офиц. С. 386

Нижегородские епархиальные ведомости. 1898. № 14, часть офиц. С. 341

Нижегородские епархиальные ведомости. 1899. № 14, часть офиц. С. 288

Нижегородские епархиальные ведомости. 1900. № 13, часть офиц. С. 298

Нижегородские епархиальные ведомости. 1901. № 13, часть офиц. С. 322

Нижегородские епархиальные ведомости. 1902. № 13, часть офиц. С. 413

Нижегородские епархиальные ведомости. 1903. № 13, часть офиц. С. 275

Нижегородские епархиальные ведомости. 1904. № 13, часть офиц. С. 241

Нижегородские епархиальные ведомости. 1905. № 11, часть офиц. С. 317 ; № 18, часть офиц. С. 548 ; № 19, часть офиц. С. 557 ; № 20, часть офиц. С. 581

Нижегородский церковно-общественный вестник. 1908. № 36. Стб. 824

Нижегородский церковно-общественный вестник. 1910. № 42. Стб. 1049

Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Братство во Имя Всемилостивого Спаса. URL: martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans

Новосельский Петр Иванович // Древо : открытая православная энциклопедия. URL:

https://drevo-info.ru/articles/13675327.html

Открытый список : [база данных жертв политических репрессий в СССР]. URL: ru.openlist.wiki

Персоналия : Белое духовенство Нижегородской епархии (1915–1917 гг.), Арзамасского уезда (1915–1926 гг.). [Арзамас], 2009. С. 112

Автор: Устимов Б. А.

Священномученик Петр Новосельский (1883–1937) // Нижегородская митрополия : [официальный сайт]. URL: nne.ru

Священномученик Петр Новосельский, пресвитер // Азбука веры : [сайт]. URL: azbyka.ru

Священномученик Петр Новосельский, пресвитер // Александро-Невский храм в микрорайоне Новокуркино : [сайт]. URL: hram-novokurkino

Сильные духом // Рабочая Балахна : официальный сайт газеты. URL: рабочая-балахна.рф

Автор: Захарова И.

Справочный материал по священнослужителям и церковнослужителям Нижегородской епархии в период 1916–1939 гг. / Сост. М. В. Циркулёва. Н. Новгород, 2011. С. 269

Центр генеалогических исследований : [сайт]. URL: rosgenea.ru

https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/4294/

http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ...m**

Метки:

++