Каталог Храм во имя Святой Великомученицы Татианы История села

Храм во имя Святой Великомученицы Татианы

пос. Николаевский (ныне с .Николаевка)





История села


Источник www.letopisi54.ru

Источник www.letopisi54.ru

В конце XIX века, в годы строительства Транссибирской железной дороги (Челябинск – Владивосток) и освоения малонаселенных местностей Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока началось массовое переселение крестьян из густонаселенных губерний России.

Таким образом, в 1894 – 1895 годах на землях Казаткульской волости Каинского уезда Томской губернии появилось несколько новых населенных пунктов, в том числе и Старинка.

Казаткульская волость в те годы занимала большую часть территории нынешнего Татарского района и северную часть Чистоозерного. Ближайшими соседями Старинки были Аксеново (Горлановка), Ново-Георгиевка (Ишимка), Казаткуль, Новотроицкая (Сапожки).

Прибывшая в 1894 году группа новоселов из Украины обосновалась у озера там, где и поныне живет Малая Старинка. Приехавшая в 1895 году на этот, отведенный Переселенческим управлением, участок большая партия крестьян из деревень Некрасовка, Кочережка, Словут Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне это район Сумской области) облюбовала себе место в 3-х км. западнее, у озера Ротовского. По названию местности «Старинка» новые поселки стали называться Старинкой Большой и Малой.

Позже Большой Старинке было присвоено официальное название НИКОЛАЕВКА, а за МАЛОЙ СТАРИНКОЙ сохранилось прежнее наименование.

Аналогичные двойные наименования имели многие села района: Козинка – Городенка, Шевелевка – Константиновка, Ишинское – Первомихайловка, Ломинское – Евгеньевка, Уличное – Никулино и другие.

До революции 1917 года Малая и Большая Старинки считались одним населенным пунктом. По данным «Ведомости прихожан Татьянинской церкви поселка Николаевского Омской Епархии» (хранится в районном архиве) жители обоих поселков в алфавитном порядке занесены в один список.

Такие списки есть за 1903 – 1908 годы, но наиболее сохранившийся из них – за 1905 год. Кроме Старинцев прихожанами церкви святой Татьяны были жители Аксеновки и Ново-Георгиевки. Согласно этим «ведомостям» в Николаевке и малой Старинке в начале XX века было около 380 дворов.
Местные старожилы – «чалдоны» – пользовались земельными наделами по 110 десятин на мужскую душу. Вновь прибывшие получали только по 15 десятин. Но и такие наделы не шли в сравнение с теми, что были у них на Украине.

в 15 десятин давал возможность «развернуться крестьянину, особенно тем, в семьях которых были мальчики. Да еще желающие могли арендовать участки на «казенных» – государственных – землях.

Кроме основных крестьянских работ – полеводства и животноводства – многие жители Николаевки владели навыками других профессий: ремеслом кузнеца, портного, печника, столяра.

Были в селе и «мастера на все руки». Например, Терентий Георгиевич Долинский мог срубить дом, сложить печь, изладить новые сани. Тимофей Спиридонович Кузьменко славился как пимокат, столяр и механик на мельнице. Здравствующий ныне Владимир Филиппович Петренко известен как опытный комбайнер и механик из выращенного в своем подворье сырья может скатать валенки, выделать овчину и пошить из нее дубленку.

Но не только названные выше николаевцы были рукодельными. Почти каждый из крестьян в большей или меньшей степени владел каким-либо ремеслом. Все продукты питания выращивались и производились своими руками: выращенная на полях пшеница, ячмень, овес, просо здесь же, в селе, перерабатывалось в муку и крупы.

Вся продукция животноводства шла в пищу или частично продавалась, а шкуры животных выделывались на месте, и одежда – обувь шились дома. Из продуктов питания в лавках местных торговцев покупались в небольших количествах сладости, чай, соль, селедку да керосин. В темное время суток дома освещались, в основном, «коптилками». Иногда применялась и лучина. Керосиновая лампа со стеклом зажигалась только в исключительных случаях.

А из промтоваров покупались чаще всего наряды для невесты или жениха. Остальная одежда была местного, домашнего производства. Осенью, по окончанию полевых работ, и в начале зимы все взрослые женщины в семье, а также девочки лет с десяти – двенадцати садились за прялки, пряли лен, коноплю и овечью шерсть. Когда увеличивался световой день, почти в каждой избе устанавливался примитивный ткацкий станок, на котором хозяйка ткала холсты, разноцветные дорожки – половики, дерюги на кровати. Из холстов шили штаны и рубахи, нательное и постельное белье, скатерти, полотенца – рушники. А из домотканого сукна шились пиджаки типа современных курток, армяки, чекмени (род плаща с капюшоном). Зимой все носили овчинные полушубки и самокатанные валенки.

Становление села
Село быстро росло и развивалось. Уже в начале XX века Старинка была крупным, зажиточным селом: имелось пять ветряных мельниц, крупорушка, маслобойка, шерсточесалка. 4 кирпичных заводика (цигельни), которые были порушены в годы коллективизации. На всех улицах были вкопаны «казенные колодцы с хорошей (кроме Кочережской улицы) водой. Часть этих колодцев действует и поныне.

1902 год – важная дата в истории села Большая Старинка. Это год открытия Татьянинской церкви и переименование села.

Шестиглавая кирпичная церковь была построена из кирпича собственного производства отменного качества, помеченного литерами «ФГ» или «МТ» (так помечали свои изделия Филипп Гончаренко и Марк Товченик). Стояла она на месте нынешнего Дома культуры. Церковь была довольно высокой, по ее колокольне ориентировались сельчане, когда возвращались с полевых и лесозаготовительных работ. Первым священником был Петр Иванович Спасский.

Рядом с церковью была построена деревянная церковно-приходская школа, учительствовал в которой Александр Васильевич Добровольский.
Говорят, на открытие церкви приезжали в село представители царской фамилии, в связи, с чем и переименовали Большую Старинку в Николаевку, в честь царя Николая II.

Функционировала церковь до 1930 г., пока был священник. В марте 1933 года церковь «обезглавили» — сняли колокола и кресты с Куполов. Кресты спиливал Степан Фомич Петренко, которого долго проклинали богомольные старушки. Помещение церкви стало клубом. В 1940 году церковь – украшение села – разобрали, на ее месте в 1972 году был построен Дом культуры.

Благодаря таланту и энергии крестьян и предпринимателей нашего района производилось масло с уникальными вкусовыми качествами, которые зависели от особенностей разнотравья. Сибирское масло и хлеб шло даже за границу, приносило большую прибыль, чем сибирские меха и золото. Добротные дома, чистые улицы, обилие продуктов, отсутствие резких социальных контрастов – село на пороге XX века.

В 1906 году хлынула вторая волна пришельцев с запада. Старожилы встретили новоселов неприветливо, ведь им пришлось урезать свои деляны в пользу вновь прибывших. И писали старожилы жалобы губернатору.

Этот и другие архивные документы подтверждают, что жизнь крестьян была трудной. Школу могли посещать только дети зажиточных семей. С этого времени берет свое начало классовое расслоение сибирской деревни. В 1910 году в Николаевке насчитывалось уже 282 двора, в Малой Старинке – 91.
1914 год. Первая мировая война. Она затормозила развитие села – мобилизация не обошла стороной николаевцев.

Да еще весной 1916 года Николаевку посетило большое несчастье: случился большой пожар, который полностью уничтожил улицу Некрасовскую, часть улиц Словутской и Собачьей. А потом была революции 1917 года, вначале февральская, потом октябрьская.

Гражданская война
В мае – июне 1918 года в Сибирь пришла гражданская война, которую и в Малой Старинке и в Николаевке знают не только по учебникам истории.

Помнится она возникновением именно здесь партизанского движения сопротивления Колчаку. Отряд партизан Николаевки, Малой Старинки и Волосянки возглавил Алексей Григорьевич Желтоножко, солдат первой мировой, уроженец Николаевки. В историко-краеведческом музее г. Татарска есть уникальный экспонат – макет усадьбы семьи легендарного командира.
В 1914 году Алексей Желтоножко был призван в царскую армию. Во время Гражданской войны вступил в партизанский отряд на Украине. В 1919 году нелегально вернулся домой, в Николаевку, где возглавил партизанский отряд, имея опыт ведения борьбы. Этот 26-летний высокий, плечистый человек был грозой для врагов Советской власти. Он обладал большими организаторскими способности, твердым характером.

Желтоножко сумел создать большой отряд, который наносил кочкаковским карателям удар за ударом. Штаб отряда находился в восьми километрах от Николаевки.

Вот лишь один эпизод из жизни партизана. Стало известно, что в 70 верстах от Николаевки в имении помещика Саяпина есть оружие, здесь же часто останавливается и карательный отряд под командованием сына Саяпина. 13 партизан во главе с Желтоножко отправились в имение. В тот день карателей на постое не оказалось, а помещик отказался сдать оружие партизанам. Саяпина посадили в кладовую, и произвели обыск.

В имении обнаружили пулемет, винтовки, сабли, более 500 патронов. С этими трофеями партизаны вернулись в стан, а каратели получили задание: во что бы то ни стало разгромить партизан и расправиться с Алексеем Желтоножко.

Каратели пытались установить местонахождение партизанского отряда через семью Желтоножко. Родные Алексея Григорьевича подвергались допросам и избиениям. Отцу – Григорию Фомичу – удалось скрыться в лесах. Мать была настолько избита, что находилась в постели без движения. Пытки измучили и жену командира – Татьяну.

Однажды она поняла, что не сможет больше вынести насилия, и ради спасения мужа и его отряда пошла на самоубийство: с грудным ребенком бросилась в колодец. Местные жители спасли Татьяну: ее с большим трудом вернули к жизни, а шестимесячная девочка умерла.

Карателям все же удалось арестовать николаевского подпольщика Елисея Крепких, а при повальном обыске найти спрятанные списки партизан. В этот же день в Николаевке колчаковцы охватили Илью Рубана, Афанасия Гурца, 11 человек в Малой Старинке, 13 – в Волосянке. Жестоко избитых их отправили в город. После пыток и истязаний все они были казнены.

Часть партизан приняла смерть в г. Татарске, в октябре 1919 г., на месте их казни установлен памятник – на ул. К. Маркса. Другая часть – в Каинске.
Еще один исторический памятник находится в Николаевке на сельском кладбище. Он установлен на могиле партизана гражданской войны Рубана Ильи Андреевича.

Избежавшие ареста николаевские партизаны встретили наступавшие части Красной Армии и вместе с ними без боя заняли Николаевку: в доме С. Радченко располагалась канцелярия какого-то подразделения белых. Был конец ноября, уже выпал снег. Вдруг раздался взрыв, в окнах зазвенели стекла, колчаковцы заметались и быстро покинули село.

Так партизаны и красноармейцы 2 бригады всего одним выстрелом, произведенным пушкой на расстоянии 3 км. – грива по Погореловской дороге (позже там стоял маяк), наведенной на церковь, освободили село от белых. Снаряд упал на церковную площадь, след от воронки сохранялся до сороковых годов.

На второй день после освобождения красными был расстрелян молодой белый офицер, сын местного крестьянина Петренко Фомы Федоровича. Об этом рассказал автору истории села А.С. Радченко его дядя – один из первых комсомольцев Николаевки Данил Миронович Радченко, 14-летний очевидец тех событий.

Петренко способствовал расправе над партизанами, но по болезни – свирепствовала эпидемия сыпного тифа – не смог уйти с отступающими белыми и остался в доме родителей. Подворье Фомы Петренко было на улице Лебяжьей по соседству с Филиппом Григорьевичем Белоконь и Трифоном Лысак (теперь там выгон).

После гражданской войны А.Г. Желтоножко работал в милиции, был начальником паспортного стола. В конце 1944 г. Его направили начальником милиции в один из районов Западной Украины, а его семья выехала к нему в 1954 г. В 1951 г. Алексей Григорьевич приезжал в Николаевку, в 1952 г. Его не стало. Похоронен он в Киеве.

 

 Татьяна Брит 
Народная летопись