Каталог Храм в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов Публикации Н. И. Павлова. Старое кладбище города Каинска — Куйбышева

Храм в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов

г. Каинск (ныне г. Куйбышев)


Н. И. Павлова. Старое кладбище города Каинска — Куйбышева

 




Любые кладбища хранят конкретную историческую память, являются частью всемир­ного человеческой культуры. Они требуют постоянного культурного ухода за надгробиями и захоронениями. Но, к сожалению, это мы не наблюдаем по отношению к старому кладбищу. Мраморные надгробия необычайной тонкой работы разбиваются на части, исчезают надписи с надгробий и сами плиты.

Захоронения на старом кладбище начались во второй половине XIX века. Об этом свиде­тельствуют даты на металлических крестах с ажурным орнаментом /1863 г./. В центре старого кладбища возвышалась церковь во имя Святого Духа, где отпевали покойных. Церковь первона­чально была деревянная и только в 1910 г. После пожара построена каменная. Церковь работала с Троицы до Покрова дня (в зимнее время церковь не работала). Вокруг этой церкви находились захоронения каинских купцов Волковых, Шкроевых, Ерофеевых, Кукушкиных и др. Рядом с церковью находился семейный склеп купцов Волковых, на котором стояла ажурная беседка (часовня), внутри которой на постаменте стояла мраморная статуя Р. С. Волкова, изображаю­щая покойного в полный рост с книгой в руке. Р. С. Волков — купец I-гильдии, выделял деньги на строительство женской прогимназии и на содержание аппарата.

Рядом с беседкой находилась мраморная комната, которая в 40-е годы была разобрана (фото хранится в музее В. В. Куйбышева). Сохранилось еще несколько семейных склепов, но сейчас трудно установить, какой конкретно семье принадлежал тот или иной склеп. На сегодняшний день сохранилось очень мало надгробных плит. Среди них есть плиты из черного, серого, белого мрамора. Как правило, надгробие состояло из 3-4 плит, совершенно разных по форме и оформлению. Одним общим элементом всех надгробий является их завершающая часть, представляющая собой форму дворцовой крыши — символ постоянного жилища покойного.

Сохранились крестьянские захоронения с декоративными чугунными надгробными плитами разных размеров с текстами.

В центральной части кладбища находится братская могила погибших в годы гражданской войны. На этой могиле 1 декабря 1920 г. установлен памятник. За этим памятником установлен памятник нашим землякам — жертвам сталинских репрессий. Памятник установлен на могиле массовых захоронений. И в самом конце кладбища (ближе к сельхозтехникуму) установлен памятник воину-освободителю. Памятник доставлен из Еревана. Собрал памятник, отрестав­рировал и установил Сакович Ян Станиславович.

Как видим, наше кладбище является живой историей. Надо сделать все возможное, чтобы сохранить и восстановить то, что еще можно сохранить.


Материалы Первой межрегиональной Западно-Сибирской родоведческой науч-
но-практической конференции / Новосибирское историко-родословное общество ;
сост.: М. Н. Добрынин, Д. Ю. Гладышев – Новосибирск : Издательство НГОНБ, 2018. –
66, [1] с.