Каталог Храм во имя Рождества Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна История

Храм во имя Рождества Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

г. Каинск (ныне г. Куйбышев), улица Пугачева, 2





История


Летом 1903 г. в г. Каинске была заложена пятая церковь. Город до этого уже располагал четырьмя храмами: Спасский собор, Духовская кладбищенская церковь, Никольская гимназическая церковь и Иннокентьевская тюремная церковь. Строительство новой Иоанно-Предтеченской церкви велось на средства, завещанные каинским купцом I-й гильдии И.В. Шкроевым.

Шкроев Иван Васильевич. Родился в 1837 г. Каинский купец I-й гильдии. Вел торговлю галантерейными и мануфактурными товарами. С 1879 по 1880-е гг. состоял в должности Каинского Городского Головы.

Иван Васильевич был известен своей благотворительностью. В разные годы он жертвует 20000 руб. на строительство богадельни, 20000 руб. на учреждение городского банка. Будучи церковным старостой Спасского собора он жертвует 3000 руб. на его благоукрашение.

Согласно его завещания 60000 руб. было пожертвовано на строительство Иоанно-Предтеченской церкви и 29000 руб. на содержание ее причта.

Скончался Иван Васильевич Шкроев в 1889 г.

Клировая ведомость Иоанно-Предтеченской церкви. Из личного архива Шабунина Е.А. http://www.orthedu.ru/kraeved/kainsk/2.htm

Клировая ведомость Иоанно-Предтеченской церкви. Из личного архива Шабунина Е.А. http://www.orthedu.ru/kraeved/kainsk/2.htm

Его жена Александра Ивановна Шкроева (1846—1921 гг.) также широко занималась благотворительностью и пользовалась большой популярностью среди жителей города; она была почетной блюстительницей Каинского Второго приходского училища, построила и содержала на свои средства две богадельни и церковно-приходскую школу.

Александра Ивановна Шкроева – устроитель Иоанно-Предтеченской церкви. Фото из фондов Куйбышевского краеведческого музея.

Александра Ивановна Шкроева – устроитель Иоанно-Предтеченской церкви. Фото из фондов Куйбышевского краеведческого музея.

До наших дней сохранился одноэтажный деревянный дом, который был построен Александрой Ивановной в 1912 г.

По имени устроительницы храма А. И. Шкроевой храм в народе стали называть «Шкроевской церковью»; Любопытен тот факт, что в Омско-Тарской епархии существует вторая Шкроевская церковь – церковь во имя св. муч. Параскевы Пятницы, построенная на средства омской купчихи Параскевы Памфиловны Шкроевой.

Церковь во имя Иоанна Предтечи представляет собой образец широко распространенного в русской архитектуре рубежа XVIII – XIX  вв. бесстолпного храма.

По завершении строительства был совершен осмотр церкви  исполняющим должность губернского архитектора Кондаковым и младшим инженером Строительного отделения Томского губернского управления А.Д. Крячковым (впоследствии выдающийся Новосибирский архитектор, свою творческую деятельность начал еще до революции; автор многих зданий Новосибирска) в присутствии настоятеля Спасского собора протоиерея Николая Вавилова. В 1904 г.,18 ноября, преосвященнейшим Макарием (Невским), епископом Томским было совершено освящение храма во имя св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна.

Приход Иоанно-Предтеченской церкви ограничивался г. Каинском. К 1911 г. прихожанами храма числился 551 человек.

Служение в храме вели один священник и один  псаломщик.

Архиепископ Томский Макарий. Фото 1906 г.

Архиепископ Томский Макарий. Фото 1906 г.

Выше нами было упомянуто, что в г. Каинске размещалась школа Министерства народного просвещения, построенная на средства А.И. Шкроевой.

Исследования показали, что в 1909 г. заведующим школой был Авксентий Васильевич Соколовский, учителями основных предметов Надежда Федоровна Михайлова и Таисия Яковлевна Иванова. Закон Божий преподавал священник Спасского собора Леонтий Голубович (с 1908 по 1911 гг.).

Данные метрических книг показывают, что священниками Иоанно-Предтеченской церкви в разные годы состояли: Трифон Савицкий (1904—1909 гг.), Евгений Белорусов (1909—1925 гг.), Николай Сырнев (1925—1932гг., позднее протоиерей, настоятель Успенской церкви Новосибирска), диаконами: Михаил Покровский (1913—1916 гг.), Иоанн Псарев (1916—1922 гг.), Филипп Денисов (1925—1927 гг.), псаломщиками: Михаил Голиков (1906—1907 гг., с 1907 по 1908 гг. диакон при этой же церкви), Алексий Филимонов (1909 -1910 гг.), Стефан Новичков (1910—1911 гг.), Алексий Устинов (1911—1913 гг.).

А.В. Соколовский – заведующий городским приходским училищем. Фото из фондов Куйбышевского краеведческого музея.

А.В. Соколовский – заведующий городским приходским училищем. Фото из фондов Куйбышевского краеведческого музея.

Особого внимания заслуживают биографии священников Евгения Белоруссова и Николая Сырнева.

Белорусов Евгений Александрович. Родился около 1882 года. Окончил Томскую Духовную семинарию по II разряду. 28 января 1902 г. рукоположен в сан священника. С 1909 по 1925 гг. был настоятелем Иоанно-Предтеченской церкви. В 1919 г. о. Евгений был удостоен наперсного креста. В 1920-е гг. уклонился в обновленческий раскол. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Сырнев Николай Васильевич. Родился в 1875 г. в с. Сретенском Нолинского уезда в семье псаломщика Василия Сырнева.

В 1898 г. окончил курс Вятской Духовной семинарии. По окончании семинарии рукоположен во священника. С 1898 по 1919 гг. служил на приходах Вятской епархии. С 1919 по 1922 гг. работал делопроизводителем Барзасского военкомата Щегловского уезда Томской губернии.

С 1922 по 1925 гг. отец Николай – настоятель Покровской церкви с. Завъялово Новониколаевской губернии. В 1925 г. переведен к Иоанно-Предтеченскй церкви г. Каинска, где прослужил до 1932 г. С 1932 по 1935 гг. и с 1937 по 1939 гг. священник Николай Сырнев был настоятелем Вознесенского кафедрального собора г. Новосибирска; два года, с 1935 по 1937 гг. служит в Михаило-Архангельской церкви с. Усть-Иня.

После закрытия Вознесенского собора о. Николай переходит на гражданскую службу – с 1939 по 1942 гг. он сторож пимокатно-кошмовальной фабрики г. Новосибирска.

С 1942 г. священник Николай Сырнев служил в Успенской церкви г. Новосибирска, сначала рядовым священником, а затем настоятелем.

Скончался протоиерей Николай Сырнев 23 февраля 1960 г. и похоронен на Заельцовском кладбище г. Новосибирска.

Иоанно-Предтеченская церковь. Фото начала XX в. Фото из фондов Куйбышевского краеведческого музея.

Иоанно-Предтеченская церковь. Фото начала XX в. Фото из фондов Куйбышевского краеведческого музея.

В списке храмов Новосибирской епархии, составленном примерно в 1926—1927 гг. Иоанно-Предтеченская церковь являлась центром Каинского благочиния Тихоновской ориентации[1]. В него входили помимо г. Каинска, Богородице-Казанская церковь в с. Ново-Черновском, преподобного Нила Столобенского в с. Кожевниковском (Барабинский р-н), Михаило-Архангельская церковь в с. Антошкинском, церковь в с. Кротовском (Доволенский р-н), Иоанно-Богословская церковь в с. Таскаевском, Михаило-Архангельская церковь в с. Нижне-Чулымском, церковь в с. Ново-Щербаковском (Здвинский р-н), Никольская церковь в с. Булатовском, Свято-Троицкая церковь в с. Верх-Ичинском, Христорождественская церковь в с. Бергульском, Иннокентьевская церковь в с. Киселевском, церковь в с. Новороссийском (Куйбышеский р-н) и церковь в с. Нижне-Каргатском.

Постановление о закрытии Иоанно-Предтеченской церкви. Государственный архив Новосибирской области

Постановление о закрытии Иоанно-Предтеченской церкви. Государственный архив Новосибирской области

В период с 1926 по 1930 гг. в селе Ургуль Барабинского округа (ныне на территории Северного района Новосибирской области) находился в административной ссылке протоиерей Сергий Городцев, впоследствии митрополит Новосибирский Варфоломей[2]. Приезжая в Каинск о. Сергий молился в Иоанно-Предченской церкви т.к. остальные храмы города принадлежали обновленцам.

Храм для посещения верующих был открыт до 1940 г. В 1940 г. Новосибирским Облисполкомом было принято решение от 29 июня за № 161  о закрытии храма. После закрытия была разобрана колокольня и сняты кресты. В 1945 г. уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви П.П. Созоненок так писал в своем отчете: « Здание кирпичное, купола есть, колокольни и крестов нет; внутри перестроена, церковного оборудования нет». В дальнейшем были разобраны луковичные главки, снята люстра-паникадило. Южный фасад позднее закрыли кирпичной пристройкой, часть окон заложили кирпичом. В помещении храма в разные годы размещались: зернохранилище (1940—1941 гг.), военный склад (1941—1945 гг.), кинотеатр «Октябрь» (1945—1988 гг.). С 1988 г. храм был переоборудован под краеведческий музей.

Иоанно-Предтеченская церковь, переоборудованная под кинотеатр «Октябрь». Фото из архива Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия.

Иоанно-Предтеченская церковь, переоборудованная под кинотеатр «Октябрь». Фото из архива Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия.

16 февраля 1987 г. решением Новосибирского Облисполкома за № 53 Иоанно-Предтеченская церковь является памятником архитектуры, охраняемым государством.

А 10 апреля 1990 г. на заседании Куйбышевского совета народных депутатов было принято решение о передаче здания храма в ведение Новосибирской епархии Русской Православной Церкви.

В 1995 г. на пожертвования верующих было выполнено восстановление колокольни, а ко дню Святой Троицы 1996 г. на колокольню были подняты колокола. В 1999 г. Научно-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия выполнен проект реставрации храма.

Реставрационные  работы вели: С.Н. Богомазова (руководитель), Н.И. Лыкова (автор проекта), А.Б. Демьяненко (инженер). Целью реставраторов стало восстановление здания церкви в первоначальном виде.

В настоящее время при храме действуют детская воскресная школа и библиотека. В Центральной Районной больнице Куйбышева действует часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Иоанно-Предтеченская церковь. Современный вид. Фото Шабунин Е.А. http://www.orthedu.ru

Иоанно-Предтеченская церковь. Современный вид. Фото Шабунин Е.А. http://www.orthedu.ru

 

[1] — Тихоновская ориентация (тихоновцы) – в период обновленческого раскола сторонники Патриарха Московского и всея Руси Тихона. 

[2] — Управлял епархией с 1943 по 1956 гг. Скончался в 1956 г. Погребен в Серафимовском приделе Вознесенского кафедрального собора.