Каталог Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая Публикации Далекая история

Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая

с. Койновское (ныне на территории г. Искитима)


Далекая история

 




Далекая история

На месте, где вырос наш го­род, еще в давние времена по­селились переселенцы из России. Это были крестьяне, укрывавшиеся от обязатель­ных Сборов (налогов), которые собирал тобольский воевода Слушеев; крестьяне, гонимые голодом, в связи с неурожаем в 1650 году в Еропейской Рос­сии; старообрядцы после 1667 года, когда началось преследо­вание их; скрывавшиеся участ­ники восстания Степана Разина (так называемые, «чалдоны»); сосланные участники стрелец­кого бунта; бывшие участники восстания Булавина, избавлен­ный от виселицы; скрывавшиеся участники крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.

Так, в 30 км от Бердского острога, основанного в 1652 году, возникли три деревень­ки: Вылково на Берди Берд­ского ведомства, Чернодырово при Берди и Черной Бердского  ведомства, Койново на реке Койниха.

В списках «утекленцев» (беглецов), пришедших на тер­риторию нашего города, ука­зывается Койнов Кирилл из Тобольского ведомства, дерев­ни Койновой. Ушел с родины вместе с братом в 1728 году. Жили сначала в пустых местах, затем он, Кирилл, поселился в деревне Орде Чаусского острога, а брат домообзавелся в другой деревне, от него по­лучившей свое название, т. е. д. Койновой.

До революции самым бога­тым было село Койново. Здесь жила местная знать: староста, купцы, поп. Их пять домов от­личались от подслеповатых, ветхих крестьянских изб. Ка­менный дом по улице Совет­ской, где недавно помещался филиал Школы №3, был купца Еремеева, который имел лавку. Торговали красным то­варом купцы Иконников, Игна­тов и Царев. Братья Щедрины (приказчики) ездили с товарами по деревням.

На три деревни была, одна школа, стоявшая вблизи церкви. Учительствовала дочь бедного дворянина Софья Францевна Квятковская, обучавшая сразу три класса, с составом учащихся разных возрастов в количестве 40 человек.

Общественным местом была церковь,  построить, которую было решено всем миром, соб­рав со двора по 20 рублей на закуп и вывоз леса. Здание церкви простояло до 1937 го­да. Тогда берег подмыло, зда­нию угрожала опасность. Его разобрали и построили три новых здания: горсовет (ныне Дом пионеров), амбулаторию (здание против Дома пионе­ров), больницу (угол ул. Коротеева и ул. Пушкина, где в этом году сдали пятиэтажный дом, завода асбестоцементных изделий.

В Койново же была тюрьма «каталашка» с пересыльным пунктом (старое здание школы №3). Вокруг этапа было кладбище, которым д. Койново и отделялась от села Вылково.

Были заезжие дома, принадлежавшие богачам Цыганкову, Барышникову, Сонину.

Базара в этих деревнях не было. Ездили на ярмарку в Бердск. Перед войной 1914 года на сходе было решено открыть свой базар, который и был открыт на площади (у тепе­решней школы №3), где стадион. Об открытии базара было оповещено десятником, как о важном событии в жизни этих деревень. Позднее, в годы Советской власти, базар был  перенесён на площадь между Вылково и Черноречкой, где сейчас размещается завод «Теплоприбор».

Положение деревень на Тракте и близ торгового цент­ра Новониколаевска привлека­ло предприимчивых людей. Во второй половине XIX века сю­да хлынули людские потоки, пустыри Между деревнями стали застраиваться. Приехал и плотник Оксарин, который построил дом и мельницу на реке Шипуниха. Жадность воз­буждала аппетит к наживе, он строит вторую мельницу на реке Бердь. Был и другой чело­век, инженер Окороков, кото­рый открыл известняки и предвидел будущее Черноречья. Он построил плотину на реке Бердь в районе современного цемзавода, река протекала по рукаву, и образовался остров, на котором был самый краси­вый парк с самым, крупным летним  театром, построенным в годы первых пятилеток, а сейчас там находится вторая очередь цемзавода. В одно из наводнений обрушилась его плотина и долго служила местом перехода пеших и переездом на телегах. Он же решил заняться обжигом двести. Еще до сих пор сохранились полуразрушенные печи в конце улицы Садовой, где получали известь на дровах.

Вскоре стали вручную делать кирпичи. Первый кирпич сделали братья Николаевы.

Местные богачи и власть не придавали значения богатст­вам. Лес хищнически выру­бался, известняк и глина не использовались, а о мраморе вообще не знали.

Долго ещё лежали богатства в кладовой земли и ждали на­стоящих хозяев. А хозяином стала власть Советов.

Н. ПОПРУКАЙЛО, преподаватель истории школы № 5.

Газета «Знамя коммунизма». Июнь, 1973 г.
Из архива Искитимского городского историко-художественного музея

 

55