Филологи НГУ обнаружили в Бийске копию знаменитого сочинения Ивана Грозного

Бийск, НГУ, архивная практика, Часовник

Филологи Новосибирского госуниверситета обнаружили в Бийском музее копию
одного из знаменитых сочинений Ивана Грозного. Рукопись нашли студенты НГУ,
проходившие в музее практику. Страницы были вклеены в печатную книгу, в
прошлом принадлежавшую староверам.

Старинный часовник в темном от времени кожаном переплете две недели назад принесла
в музей 85-летняя жительница Бийска Мария Кузьминична. Часовник — это сборник
молитв, которые принято читать в течение суток. О книге, сохранившейся в семье,
женщина смогла рассказать немногое: осталась еще от родителей, которые приехали из
Владимирской области. Женщина отнесла часовник в Музей истории Алтайской духовной
миссии. Здесь хранится коллекция рукописных и печатных книг XVII-XX вв, собранная
учредителями музея.

Так совпало, что часовник принесли буквально к началу работы практикантов. В Музее
уже одиннадцатый год подряд проходят археографическую практику студенты-филологи
Новосибирского госуниверситета. Будущие филологи под руководством преподавателей и
аспирантов НГУ, а также сотрудников Отдела редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН
составляют подробные описания старинных книг и затем сопоставляют свои экземпляры
со сводными каталогами. Такстановится известно, что за издание хранится в музее.

Часовник Марии Кузьминичны достался Софье Сугачевской, студентке-второкурснице
филологического отделения Гуманитарного института НГУ. Она и обнаружила вклеенные
в печатное издание рукописные страницы.

По каталогам, которые Софья просмотрела вместе с преподавателями, выяснилось, что
часовник был напечатан в конце XVIII века (после 1790 г.) в тайной старообрядческой
типографии Федора Карташова.

Филоги установили, что две вставки в часовник являются рукописными копиями
известных сочинений второй четверти XVI и первой четверти XVII в. Оба текста
представляют собой образцы гимнографии — основной формы стихотворного творчества
в древнерусской литературе.

Первый из них, «Канон Ангелу Грозному воеводе» в рукописях известен под авторством
Парфения Уродивого, который считается псевдонимом самого Ивана Грозного.

— В каноне молящийся обращается к ангелу — «Грозному воеводе Небесного Царя»,
который встретит его душу после смерти и поведет на суд. Канон подчеркивает страх
автора перед ангелом. Этот канон не был известен в изданиях Московского печатного
двора, а существовал исключительно в рукописной традиции и был тщательно сохраняем
в среде русских старообрядцев. В целом, этот текст, литературно индивидуальный,
окрашенный чувствами самого автора, выявляет в Грозном талантливого поэта и знатока
гимнографии, — говорит доцент кафедры древних литератур и литературного
источниковедения ГИ НГУ Валентина Мельничук.

Бийск, НГУ, архивная практика, Часовник

Второй рукописный текст оказался кратким вариантом «Службы иконе Софии
Премудрости Божией», созданной известным российским писателем первой половины
XVII в. князем Семеном Шаховским. Подобно «Канону Ангелу Грозному воеводе»,
«Служба» распространялась исключительно в рукописях... Интересно, что она написано в
форме акростиха. Первые буквы семи тропарей (песнопений) составляют 18 букв
славянского алфавита — аз, буки, веди и т.д, а в восьмом и девятом тропарях автор
зашифровал свое имя — «Симеон».

Работая над часовником, филологи пришли к выводу, что рукописные вставки были
сделаны в книгу почти 100 лет спустя. Об этом говорит и характер бумаги — очень
важный параметр для специалистов.

—Такие находки — свидетельство важности сохранения традиций, наша историческая и
культурная память. Тщательно переписанные тексты говорят о важности и особом
внимании, которое уделялось этим сочинениям. Для староверов, которые и включили их в
состав часовника — книги, предназначенной как для молитвы, так и для обучения детей
— это было духовное чтение. Именно в жизненном обиходе старообрядцев и оказались
широко востребованы сочинения древнерусской традиции. Подумайте, созданные
несколько веков назад, эти тексты участвовали в обыденной жизни человека в конце XIX–
начале XX в.! — говорит Елена Ивановна Дергачева-Скоп, профессор НГУ, известный
российский филолог и основоположник археографической школы в Новосибирском
госуниверситете.

 

Источник пресс-служба НГУ

05 сентября 2017
Поставьте свою оценку Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
Просмотров: