Год смерти: 30 гг.

Место последнего служения (проживания): с.Волчанка

Приговор: расстрел

До 40 священников, казненных вблизи с.Волчанка Доволенского р-на, начало 30х гг.

16 сентября 2007 года в  парке Победы села Довольное, на месте будущего храма, было совершено перезахоронение останков  18 человек, предположительно священнослужителей, зверски казненных в нескольких километрах от села Волчанка Доволенского района.  «Умученные восемь десятилетий назад в глухом волчанском лесу  православные христиане должны были, по замыслу их палачей, бесследно сгинуть — с лица земли, из памяти людей. Но прошло время – и исчез осинник, обнажив то место, где бесноватые изверги издевались над своими жертвами. Минули годы, и отвезли на сельское кладбище одного из них – Митроху Ширина – «веселого, компанейского мужика», всегда старавшегося быть в толпе людей (не потому ли, что боялся остаться наедине со своей совестью?). По свидетельству его односельчан, в конце жизни он стал глушить себя водкой, а после его смерти на огороде Ширина нашли закопанные серебряные крестики и складень. Сам того не желая, своим кощунственным бахвальством о том, как беспощадно он расправлялся с «попами», якобы мешавшими «людям в колхоз вступать», Митроха сохранил в памяти слышавших его известные только самим палачам сведения о мучениках.  Кроме Ширина палачами были еще двое: некто Сапрыкин и колхозный бригадир Авдеев. Руководил ими, по словам одной из старейших жительниц соседнего села Ильинка, ее односельчанин, Степан Леонов». Настоятель прихода во имя преподобного Сергия Радонежского села Довольное  священник Андрей Гусев записал рассказ  Ивана Кузьмича Кобзева, местного жителя, который, в свою очередь, ссылался на слова своей ныне покойной матери. Она поведала сыну, что привозили батюшек по два-три человека, пару дней держали в заключении, а потом выводили за поскотину и убивали в колках у старой Ильинской дороги. Волчанцы, со слов своих родных – очевидцев тех времен, говорят, что тюрьмы здесь отродясь не было, но в бывшем купеческом доме был крепкий подвал, возможно, в нем и держали свозимых со всей округи священников.В одном из рассказов старожилов говорится: «Волчанский конюхнеоднократно с циничной похвальбой рассказывал  о казни 40священников, которую они совершили в начале 1930-х годов… В священниковстреляли, полуживых добивали лопатами, один пытался выбраться из могилы,ему лопатой отсекли голову и, наконец, еще не умерших людей засыпали землей». По воспоминаниям Василия Бовкуна, жившего в 50-х годах в селе Суздалка, по работе он приезжал в Волчанку и снимал угол у местных жителей. Довелось квартировать и у Ширина. Ему, тогда молодому трактористу, Митрофан подробно рассказывал о своих «подвигах». Один случай он особенно любил вспоминать. Как-то раз довелось ему участвовать в казни нескольких человек. Заставили обреченных на смерть выкопать яму, убили одного, столкнули в могилу другого – еще живого. А третий, огромного роста батюшка то ли из Карасука, то ли из деревни Увальная, которая сейчас называется село Горносталевское Здвинского района, сумел развязаться. Схватил он за шиворот командира карателей и Митроху и стукнул их лбами так, что «аж искры полетели», ухмыляясь, вспоминал тот. Ширин накинулся на священника с саблей и зарубил его. Но, пока он с ним расправлялся, сброшенный живым в яму – по словам палача, дьякон из той же деревни, — выбрался из могилы и скрылся в густом осиннике. (Пастухи, говорят, потом еще несколько дней видели человека, бродившего по лесу. Затем он исчез – может, снова поймали безбожники, а может, сумел уйти из этих мест.) Повоспоминаниями местных жителей, сразу после казнисвященников в селе началась засуха. Люди восприняли это как гнев Божийи, несмотря на известное отношение власти, с иконами пошли на местоказни. Сразу после горячей молитвы, совершенной на месте захоронения,хлынул дождь. Рассказывает местный житель Иван Григорьевич Долженко. В годы войны он, видимо, был шустрым мальцом, и бабушка опасалась оставлять его одного. Вот и брала с собой, когда в засуху женщины крестным ходом шли сюда вымаливать у Бога прощения за грех совершенного убийства и просить дождя. И, что интересно, после этого всегда шел дождь, засуха прекращалась.

— Верующих в ту пору было еще много, но одни бабушки, — вспоминает Иван Григорьевич. — И я слышал, как они говорили: «Пойдемте, попроведуем». Священников этих убиенных, значит, попросим у Бога и у них  прощения… Я был свидетелем: они приходили на край села, брали иконочки, небольшие, правда, и шли вроде как «побеседовать» с Всевышним. Придем туда – я, конечно, ничего не понимал тогда, но интересно было, — они поют и просят: прости, мол, Господи, все наши грехи и вы простите всех наших… нарушителей, что ли, за то, что так обошлись с вами жестоко… Примерно раза три это было в моей жизни. Даже еще в послевоенные годы они ходили «беседовать». Иван Григорьевич и показал то поле, куда водила его бабушка.

В сентябре 2007 г., когда было получено разрешение начать раскопки, отец Андрей с помощниками приступили к делу. Из восемнадцати погибших, останки которых  извлекли из пяти ям, только у одного обнаружено пулевое ранение: ему выстрелили в затылок и пуля, пробив мозг, вышла из правого глаза. Остальных убивали лопатами и березовыми колотушками – доморощенным подобием палицы. Страшные следы издевательств говорят о том, что палачи глумились над своими жертвами именно потому, что те были православными верующими. С поистине сатанинской злобой они разбивали им головы березовыми колотушками, так что крошились лицевые и затылочные кости; рубили лопатами руки, ноги, ребра. Один из четырех нательных крестиков, найденных в пяти ямах, был просто вбит в голову мученика. Изогнувшись по форме черепа, он сохранил под собой прядку черных волос… Как пояснил потом послушник храма во имя преподобного Сергия Радонежского, ветеран Великой Отечественной войны, крест предварительно раскалили и затем прижгли ко лбу мученика, по некоторым признакам, еще не старого человека. След ожога на черепной кости виден до сих пор. Так в первые же  минуты поиска Господь явил знамение: здесь покоятся православные мученики.В сентябре 2011г. в фонде Отдела архива администрации Доволенского района (Ф. 33 О.1 Д. 7 Л.5) был найден документ от 1932г. «Сведения о культах Доволенского района ЗапСиб края», в котором в п. 12. указано, что «в с. Баклуши организация Тихоновская, поп убит 9/X — 32». Информацию даже не посчитали необходимым как-то приукрасить, а так прямым текстом, без пояснений: «Поп убит».

Жительница с. Баклуши Шевченко Анна Михайловна (она умерла в 2011г.), рассказывала, что она дочь одного священника из с. Баклуши, которого убили. По ее воспоминаниям, когда приехали забирать отца на конной подводе, его не было дома. Он незадолго до этого ушел в соседнюю деревню. Когда вернулся домой и узнал, что за ним приезжали, то пошел в Довольное пешком – 45 км., а оттуда уже не вернулся. Позже родственникам стало известно, что батюшку = Михаила расстреляли.

По практически единодушному мнению жителей Волчанки, в их селе был организован некий штаб – возможно, Совета воинствующих безбожников (СВБ), ячейки которого имелись почти во всех деревнях Новосибирской области.


/Гусев Андрей, свящ/ . Репрессии на Доволенской земле // Живоносный источник. 2011. № 2 (5). С. 47-49;

Репрессии на Доволенской земле. 1919—1932 гг. URL:

http://www.orthedu.ru/eparh/3707-repressii-na-dovolenskoj-zemle-1919—1932-gg.html

/ПЫРХ Галина/. 18 священнослужителей зверски казнили в селе Волчанке Доволенского района Карасукская и Ордынская Епархия //Православие.Ru.URL: http://www.pravkarasuk.ru/?p=62112

Метки:

++