Каталог Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского Публикации История храма во имя святителя Алексия, митрополита Московского, при станции Черепаново в Новосибирской области

Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского

Черепаново, Пролетарская ул., 81


История храма во имя святителя Алексия, митрополита Московского, при станции Черепаново в Новосибирской области

 




УДК 726.03 (571.14)

Аннотация

Статья посвящена истории здания Алексиевского храма, возведенного в 1914 г. в поселке строителей Алтайской железной дороги при станции Черепаново. Работая с архивными документами, авторы обнаружили, что первым в поселке был возведен деревянный храм, и потому после строительства каменного Алексиевского храма действовали два прихода. В советские годы здание бывшего Алексиевского храма было перепрофилировано под клуб и под Дом пионеров, его внешний облик был значительно изменен, и после возвращения в 2006 г. в ведение РПЦ была проведена реконструкция здания. При выполнении авторами статьи обмерных чертежей современного здания храма было установлено несовпадение вертикальных осей симметрии в композиции верха и низа кафоликона, что говорит о разнице между восстановленным и предполагаемым первоначальным обликом церкви. Авторы статьи предполагают, что первоначально кафоликон церкви имел деревянное шатровое перекрытие с главкой на восьмигранном глухом барабане.

Ключевые слова: церковная архитектура, реконструкция, Алтайская железная дорога, станция Чере-паново, архитектура классицизма

 

Традиция возведения храмов при станциях железной дороги сложилась в России во второй половине XIX в. с появлением и быстрым развитием железнодорожного транспорта, а восходит она к более древней традиции строительства храмов и часовен на перекрестках дорог и пересечении улиц. Выбор правильного пути был связан у русского человека с молитвенным обращением к Богу. Жизнь большинства российских жителей была тесно связана с церковью, где человека крестили, венчали и отпевали, где причащался он Святых Христовых Тайн. Именно поэтому и в Сибири, на станциях новых железных дорог и в селениях при них строились храмы для нужд переселенцев, по их многочисленным просьбам.

С приходом советской власти на 80 лет об этой традиции забыли, но с возрождением в наши дни церковной жизни восстанавливаются и привокзальные часовни и церкви. Так, с 2008 г. вновь стали совершаться службы в восстановленном храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского, при железнодорожной станции Черепаново в Чере-пановском районе Новосибирской области [7].

Каменный Алексиевский храм был построен в 1914 г. и предназначался для строителей Алтайской железной дороги, проживавших в образованном ими пос. Свободный на месте будущей станции Черепа-ново, давшей в 1921 г. свое название и поселку. Как правило, приходы вновь построенных храмов не сразу становились самостоятельными, а были на протяжении ряда лет приписными к другому ближнему приходу. Делалось это во избежание обнищания действующего прихода, чтобы новый храм не оттянул сразу большое количество прихожан с их пожертвованиями к себе. Кроме того, приход не мог быть сразу открыт как самостоятельный, если не успели построить дома для священника и псаломщика либо просто не было еще священника, назначенного в этот приход. Так или иначе, сразу после завершения строительства Алексиевский храм был приписан ко храму в честь Вознесения Господня, расположенному в с. Ганюшкино Зимовье, поэтому служба в нем ввелась по праздникам специально прибывавшими из Вознесенского храма священниками [7].

В отличие от многих других церквей в Сибири в конце XIX — в начале ХХ в. здание Алексиевского храма было построено не по типовому проекту — попытка найти аналоги в атласах типовых проектов церквей не увенчалась успехом. На данный момент нам не удалось выявить автора проекта храма. Можно лишь сделать предположение, что это мог быть томский архитектор Болеслав Францевич Татарчух, назначенный с 1 июля 1912 г. архитектором Алтайской железной дороги [5]. По долгу службы Б.Ф. Татарчух рассматривал и подписывал все крупные проекты зданий, строившихся вдоль Алтайской железной дороги. Вступив в должность в июле, Татар-чух мог до конца 1912 г. разработать проект церкви в пос. Свободном либо использовать уже имевшийся, разработанный ранее проект, а строительные работы могли начаться в летний сезон 1913 г. и быть закончены в 1914 г.

Б.Ф. Татарчух был выпускником Краковского высшего технического училища и с 1902 г. работал в Томске при управлении Средне-Сибирской железной дороги [6, с. 118]. В списке его работ упомянуты «несколько церквей», в связи с чем мы и делаем предположение о гипотетически возможном авторстве проекта храма [8].

Здание Алексиевского храма было возведено из кирпича на каменном фундаменте и представляло собой трапезный тип храма с расширенным относительно основного объема притвором, без колокольни и с прямоугольной алтарной абсидой. Отсутствие колокольни объясняется тем, что в поселке, по свидетельствам местных жителей, сначала построили деревянный храм с колокольней, посвященный Николаю Угоднику, а потом началось строительство каменного. Близость колокольни деревянного храма позволила не возводить каменную.

Эти данные подтверждаются архивными находками. Так, в отчетах уполномоченного по делам Русской православной церкви при Новосибирском облисполкоме за 1950 г. в Черепановском районе при станции Черепаново указаны два храма. Здание Алексиевского храма охарактеризовано как «каменное прочное. Куполов нет, где намечался алтарь, там оборудована сцена. Никакой церковной утвари нет. Внешний вид церкви совершенно потерян» [4].

Здание на тот момент было занято железнодорожным клубом. Во втором церковном здании «работает электростанция райисполкома» [Там же]. Об этом втором церковном здании известно, что по решению Новосибирского облисполкома за № 1282 от 29 сентября 1938 г. находившийся в нем приход закрыли, а само «здание разобрано и из стройматериалов церковного здания и другого дома построена электростанция на другом месте» [3]. Из текста следует, что речь идет о деревянном строении, то есть первый храм в пос. Свободном был именно деревянным.

Каменный Алексиевский храм прекратил свою деятельность еще раньше — в постановлении Новосибирского окрисполкома говорится «о закрытии молитвенного дома в Черепаново 12 июня 1930 г.» [2].

Прежде чем здание стало железнодорожным клубом, вероятно в конце 1930-х гг., в той его части, где убраны были купол и крест, пришлось переделывать перекрытие. Обращает на себя внимание разница в устройстве перекрытия над притвором и основной частью бывшего храма. Над притвором стропильные ноги и нижний пояс стропил выполнены из аккуратно обработанного бруса, тогда как над центральной частью нижний пояс стропил сделан из бревен. Над притвором стропильные ноги опираются на деревянные мауэрлаты, лежащие на выступе стены, а над основной частью храма нижний пояс стропил установлен прямо на стены. Все это можно видеть на фотографиях храма, сделанных во время реконструкции здания [см. фотографии в источнике 7].

После 1950-х гг. здание бывшего Алексиевского храма было увеличено пристройкой, превосходившей его по площади, и использовалось как Дом пионеров и Дом детского творчества. Так продолжалось до момента его передачи 30 марта 2006 г. в ведение Искитимской и Черепановской епархии РПЦ. За восстановление храма взялись игумен Кирилл (Скакальский) с мужского братией Черепановского монастыря в честь Всех Святых в земле Сибирской просиявших, также помощь оказала администрация Черепановского района [7]. Здание вновь приобрело вид храма (автором проекта реконструкции выступила епархиальный архитектор Ирина Ивановна Руденко).

При знакомстве авторов статьи с архитектурой восстановленного храма (в процессе обмеров здания во время студенческой обмерной практики) было отмечено очевидное несовпадение вертикальных осей симметрии верхней (от цоколя до карниза) и нижней (от карниза до главки с куполом) частей продольных фасадов храма, что выглядело явным нарушением общих законов симметрии. В настоящей статье впервые делается анализ возможных вариантов завершения композиции центрального объема на продольных фасадах Алексиевского храма.

церковная архитектура, реконструкция, Алтайская железная дорога, станция Черепаново, архитектура классицизма

В поисках информации авторы обратились к архиву Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГУаДи. В 1990 г. в ходе масштабной паспортизации памятников архитектуры и истории Новосибирской области рабочая группа кафедры ОАПИАиГ НАрхИ в составе С.Н. Баландина, Н.П. Жу-рина, Е.А. Смирновой и Н.Н. Филипповой работала в Черепановском районе. На станции Черепаново были осмотрены пристанционные здания и в их числе церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В музее хранится часть рабочих материалов экспедиции, среди которых рисунок С.Н. Баландина, изображающий предположительный первоначальный вид храма в Черепаново (рис. 1). На рисунке приведены два возможных варианта перекрытия кафоликона. Согласно первому варианту, храм мог быть увенчан куполом на широком восьмигранном световом барабане; во втором варианте — низким восьмигранным куполом без барабана. На листе есть приписка «классицизм середины XVIII века» [9].

Архитектура храма действительно стилистически отличается от архитектуры зданий вокзала и казарм-общежитий на станции Черепаново, решенных в стилистике модерна. Признаком классицизма в композиции фасадов здания является использование упрощенного ордера из пилястр. Самые крупные пилястры вертикально обрамляют каждую из основных частей храма — притвор, кафоликон и алтарь, пересекают капителями профилированный карниз и упираются в край кровли храма. Более тонкие пилястры располагаются между арочными окнами и визуально поддерживают широкий профилированный карниз, выполняющий роль антаблемента; их капители отдаленно напоминают тосканский ордер.

церковная архитектура, реконструкция, Алтайская железная дорога, станция Черепаново, архитектура классицизма

В общей композиции продольных фасадов храма выделены, таким образом, четырехколонные портики, по два на каждом фасаде. Один из портиков, на боковой стене притвора, завершен треугольным фронтоном с полуциркульным окном посередине, а значит, таким же образом должен был завершаться портик кафоликона — треугольным фронтоном или аттиком (рис. 2). На фотографиях здания до реконструкции видны только короткие аттики, высотой в 5 кирпичей, доходящие до предполагаемого фронтона или аттика центральной части (рис. 3).

церковная архитектура, реконструкция, Алтайская железная дорога, станция Черепаново, архитектура классицизма

В зданиях храмов с подобной композицией, построенных в стиле классицизма, четверик кафоли-кона поднимался до верхней точки треугольника фронтона, образуя основание для вырастающего из него объема восьмерика светового барабана или глухого восьмигранного купола. Именно так выглядела конструкция на рисунке С.Н. Баландина. Храмы классицизма преимущественно центрические, кре-стово-купольные, и нагрузка четверика в них приходится на опорные столбы, а Алексиевский храм — бесстолпный, и нагрузку в нем принимают внешние стены. Анализируя предложенные С.Н. Баландиным варианты, авторы обратились к «Атласу планов и фасадов церквей...» и нашли ряд проектов (например, № 6, 7, 24, 25], в которых кафоликон завершен восьмилотковым куполом, но в таком случае при его устройстве из кирпича углы квадрата кафоликона усиливались за счет утолщения стен для равномерного распределения нагрузки от купола [1, с. 5—6, 28—29]. В Алексиевском храме такого утолщения стен не зафиксировано. Кроме того, западная и восточная стены четверика Алексиевского храма не имели под собой опорной стены и могли опираться только на балки, лежащие между северной и южной стенами, а балки не могли бы выдержать тяжесть кирпичной стены. На основании всего сказанного, мы утверждаем, что перекрытие кафоликона могло быть только деревянным.

Основной объем протяженного здания храма мог быть перекрыт так же, как сейчас, — простой двускатной кровлей на стропилах, а по средней линии квадрата кафоликона, перпендикулярно коньку кровли, могла располагаться двускатная крыша, завершавшаяся треугольными фронтонами на южном и северном фасадах. Опиравшийся на нее шатер мог быть восьмигранным или четырехгранным снаружи, а внутри быть устроен по принципу «неба», как в деревянных храмах Русского Севера и в проектах деревянных церквей из «Атласа...» (рис. 4). Главка, венчавшая такую кровлю, была, вероятно, водружена на глухой восьмигранный барабан. В процессе разрушения здания и приспособления его под новые нужды перекрытие центрального объема было уничтожено, чтобы ничто не напоминало о прежнем назначении здания.

церковная архитектура, реконструкция, Алтайская железная дорога, станция Черепаново, архитектура классицизма

Рассмотрев несколько вариантов первоначального вида храма, мы остановились на том, что в разработанном И.И. Руденко проекте реконструкции Алексиевского храма перекрытие отличается от первоначального только местоположением оси главки, смещенной с оси кафоликона к алтарю, в результате чего нарушилась центральная симметрия фасада кафоликона. Кроме деревянных конструкций, в новом перекрытии использован металл и современные строительные материалы.

На сегодня наши версии о том, как мог быть перекрыт кафоликон, остаются гипотезами, до момента нахождения проектных чертежей храма или его фотографии до разрушения. С уверенностью можно утверждать лишь то, что первоначальные конструкции перекрытия были деревянными.

История Алексиевского храма типична для русских православных церквей в XX в. После закрытия церкви власти приложили усилия к тому, чтобы придать зданию вид, ничем не напоминающий храм. Поскольку стены храма были кирпичными, ограничились уничтожением деревянных конструкций главки с куполом и аттиков на северном и южном фасадах. Общее возрождение Русской православной церкви, начавшееся после празднования в 1988 г. Тысячелетия Крещения Руси, непосредственно коснулось Черепановского храма во имя святителя Алексия, митрополита Московского, только в первом десятилетии XXI в., когда после реконструкции здания в его стенах вновь возносятся молитвы Богу.

Список использованных источников

1. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях / Издание Святейшего синода. — М.: Синодальная типография, 1899. — 50 с.

2. Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX — начало XX века). — Томск: Изд-во ТГАСУ, 2004. — 169 с.

3. ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 812. Л. 100.

4. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 15. Л. 12.

5. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1, Д. 37. Л. 26.

6. ГАТО. Ф. 438. Оп. 1. Д. 403. Л. 1.

7. История храма // Официальный сайт Соборного храма во имя святителя Алексия, митрополита Московского. — [Электронный ресурс]. — URL: http://alexsobor.ru/hram/istoriya/ (дата обращения: 6.07.2016).

8. Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГУАДИ, Фонд «Архитектура Новосибирской области», коллекция «Материалы экспедиций по выявлению памятников архитектуры в Новосибирской области 1988—1992 гг.», 1990 г.

9. Татарчух, Болеслав Францевич. Википедия. — [Электронный ресурс]. — URL: :https://ru.wikipedia. org/wiki/Татарчух,_Болеслав_Францевич

Рис. 1. Рисунок С.Н. Баландина, реконструирующий возможные варианты облика храма во имя Святителя Алексия, митрополита Московского [8]

Рис. 2. Южный фасад храма во имя Святителя Алексия, митрополита Московского.

Снимок Н.В. Тереховой, 2015 г.

Рис. 3. Северный фасад храма до реконструкции. Снимок 2003 г. с официального сайта прихода (alexsobor.ru).

Рис. 4. Интерьер храма во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. Снимок Н.В. Тереховой, 2015 г.

 

 

И.Л. Ростовцева, В.А. Никифорова, Ю.В. Цурупо,

г. Новосибирск

Впервые опубликовано в сборнике «Баландинские чтения» — 2016 — Т.XI  

Публикация по  онлайн-библиотеке КиберЛенинка

Метки: