Икона написана Н. И. Земцовой в 2004 году по заказу внучки святого, по предоставленной фотографии. Цвет облачения и образ Богородицы в руках святого обусловлен его настоятельством в храме в честь Пречистой Девы. Кроме того, в в семье хранится письмо отца Михаила из советской тюрьмы, в котором он молитвенно желает детям покрова Пресвятой Богородицы.

Сан: пресвитер

Год рождения: 1872

Год смерти: 1937

Образование: Выпускник Тамбовской Духовной семинарии

Канонизирован: Лик святости Священномученик

Год причисления к лику святых: 2004

Место последнего служения (проживания): Тамбовская область

Дата приговора: 20.11.1937

Приговор: расстрел

Дополнительные данные: Собор новомучеников и исповедников Российских, Собор Липецких святых, Собор Тамбовских святых

Родился в благочестивой крестьянской семье 30 мая 1872 года в селе Студенецкие Выселки Липецкого района Воронежской области. Отец, Трофим Иванович, был псаломщиком в храме Рождества Христова, мать, Дария Алексеевна, воспитывала детей. В семье было 13 ребятишек, из них шесть сыновей. Пятеро сыновей окончили Тамбовскую Духовную семинарию. Михаил Трофимович Богородицкий окончил Тамбовскую Духовную семинарию в 1897 г. и до женитьбы учительствовал в школе.В 1898 г. он женился на Марии Феодоровне, дочери настоятеля храма «Всех скорбящих Радость» г. Козлова — протоиерея Феодора Шарова. В 1898 г. был рукоположен епископом Тамбовским и Шацким Александром (Богдановым) в сан иерея. С этого времени о. Михаил служил и был настоятелем в Скорбященском храме вплоть до ареста 30 марта 1930 года. Помимо служения в храме и приходской работы, батюшка преподавал Закон Божий в женской гимназии. Батюшка пользовался огромным уважением прихожан. Он был очень отзывчив к нуждам других людей. Жители г. Козлова могли обращаться с просьбами к о. Михаилу и днем, и ночью: в любое время суток он запрягал лошадь и ехал исповедовать и причащать больных. Батюшка принимал живое участие в судьбах обездоленных людей и помогал, чем мог: писал прошения, чтобы бедные дети могли учиться в гимназии за казенный счет, приглашал нуждающихся и их детей из приюта в свой дом на трапезу, хотя сами жили небогато, так как семья была большая 11 человек детей (двое умерли в годовалом возрасте). Начались годы гонений на Русскую Православную Церковь. Первый раз революционные власти посадили Богородицкого в городскую тюрьму в 1922 г. за контрреволюционную агитацию. (Тамбовская губ., г. Козлов (Мичуринск), тюрьма). Этим воспользовались «обновленцы» и стали уговаривать матушку, чтобы она пошла к о. Михаилу с предложением служить в «живой церкви», тогда его отпустят на свободу, и он сможет служить в любом храме. Ответ матушки был отрицательным. Из-за недостатка улик батюшку скоро выпустили.Власти все увеличивали и увеличивали налоги, и в результате дом и все имущество семьи было конфисковано. Второй раз о. Михаила посадили в 1927 г. в городскую тюрьму по сфабрикованному уголовному делу, но улик также не было, и его отпустили. В феврале 1930 года Советская власть путем привлечения ложных свидетелей открыла уголовное дело против духовенства г. Козлова. Под следствием оказалось шестеро священников отец Вонифатий Соколов, отец Владимир Нечаев, служивший в Ильинском храме; отец Илья Песков, отец Василий Лачинов, иеромонах Пармен (Крут), служивший в Архангельской церкви. Эти лица были арестованы Козловским окроотделом ОГПУ 3 февраля 1930 года. Как указано в архивном уголовном деле, произведенным следствием было установлено, что упомянутая выше группировка, связанная одними интересами и намерениями, неоднократно собиралась вместе и обсуждала, как бороться против «гнета» власти, выступать ли открыто, а также высказывалась о необходимости держать за собой массу верующих. Священник Богородицкий Михаил в это время также был осужден за контрреволюционную агитацию против Советской власти на 5 лет ссылки.(Осужден тройкой при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной обл. 19.03.1930, Статья ст.58–10, 58–11 УК РСФСР). Виновным себя не признал. Отвечая на вопросы следователя, сказал: «Никогда против советской власти агитации я не вел и ни в церкви, ни среди граждан ничего антисоветского не говорил».

Вызванные после его допроса свидетели показали, что священник жаловался на трудности и сетовал вслух: «Сколько же это может продолжаться, куда ни придешь, тебе нет ничего, ни корки хлеба не добьешься». Говорил, что ничего не остается, как только терпеть, рука Господа прекратит издевательства над нами захватчиков. Увидев проходивших по кладбищу обновленцев, отец Михаил будто бы сказал: «Вы продались власти. Власть творит безобразия и вы тоже. Власть мучает нас, православных, то же делаете и вы. Ну ладно, будем терпеть, а там, может, чего-либо и дождемся».

Настроения, когда власти воспринимались как оккупационные, тогда действительно были. Но когда таких настроений не было, власти навязывали их, утверждая именно такое о себе представление, как бы и сами воспринимая себя оккупантами.

Наказание отбывал 4 года 4 месяца в в одном из концлагерей в Новосибирской области (Сиблаге). Условия были очень тяжелые, и еще приходилось терпеть издевательства от уголовников.Вернувшись из заключения инвалидом II группы, батюшка продолжает служение. В 1935 году архиепископ Тамбовский и Мичуринский Вассиан направляет о. Михаила служить в село Беломестная Двойня в теплом каменном храме во имя св. Михаила Архангела, построенном в 1822 году. В селе батюшка снимал квартиру у хозяйки, а матушка с двумя детьми, которые в то время учились, жила в Мичуринске. 25 декабря 1936 г. о. Михаил писал дочери: «Ты пишешь, что у тебя нервы не в порядке. Я тебе предлагаю очень верное средство, которое я на себе испытал — это отдайся всецело на волю Божию. Помни, что Бог все, что ни делает, все к лучшему. Как лучший доктор дает больному и сладкое лекарство, а больше все горькое, так и Господь дает нам в жизни и горькое, и сладкое лекарство — для спасения нашей души. Подкрепляй свою веру молитвой дома и в храме, чтением слова Божия, в особенности святого Евангелия, и будешь всегда спокойна и счастлива. Это я говорю, на себе испытал».

В 1937 г. сотрудники НКВД допросили о протоиерее Михаиле свидетелей.

Один из них показал:

«Когда о. Михаил узнал, что власти намереваются закрыть храм, то стал

служить ежедневно, и однажды, войдя в церковь, я слышал его проповедь,

в которой он говорил:

„Коммунисты одновременно пишут в конституции, что можно свободно

отправлять религиозные обряды, и после этого закрывают церкви.

Для того, чтобы не наказал Господь, надо не допустить закрытия храма“».

Другая свидетельница показала:

«Протестуя против закрытия храма, о.Михаил стал служить ежедневно и

пригласил на службу, сказав, чтобы я приходила вместе с другими

верующими колхозниками. В храме во время проповеди о.Михаил призвал

верующих не отдавать православную церковь коммунистам.

Верующие стали чаще посещать церковь, исповедоваться и причащаться Святых

Христовых Таин... Но ни в чем контрреволюционном священник не замечен».

Следователь привлек к даче показаний «штатных», свидетелей, которые и подписались под протоколами допросов, сочиненными следователем. В октябре 1937 года Богородицкого вызвал к себе председатель сельсовета и предупредил, что его арестуют, и ему нужно уехать в Москву или Ленинград. На это священник сказал, что служение в храме не бросит и паству свою не оставит. Предчувствуя скорую смерть, о. Михаил поехал в Мичуринск навестить жену и детей. Он починил матушке печку (чему научился в лагере), взял теплые вещи, попрощался, ничего не сказав ей о предстоящем аресте. Но матушка своим чутким сердцем поняла, что видит мужа в последний раз. О.  Михаил вернулся в свой храм и стал день и ночь ждать своего ареста.

14 октября 1937 г., в Покров, о. Михаил в с. Б. Двойня написал Духовное Завещание жене, матери, детям и внукам:

«Милые, незабвенные: мама, детки и внучата! Когда я умру, прошу вас похоронить меня по-христиански, не забывайте меня в своих святых молитвах, — отслужите сорокоуст (40 обеден). Подавайте милостыню за мою душу многогрешную. «Милостыня», как говорит слово Божие, «от смерти избавляет и покрывает множество грехов». Подавайте просфоры за упокой моей души. Превеликая польза душам, когда частица, вынутая из просфоры, погружается во Святую Чашу.

Прошу вас, дорогие детки! Маму не покидайте, цените ее как свою дорогую мать, которая вскормила и воспитала вас. Вы знаете, сколько она перенесла болезней, слёз и бессонных ночей, пока вы стали на ноги. За ваше сыновнее усердие и вас Господь не оставит Своею милостью. Не оставайтесь перед нею в долгу.Прошу у всех прощения, в особенности у тебя — мама, я очень во многом перед тобою виноват. Дорогие детки! И вы простите меня, я к вам иногда был чересчур строг, хотя строгость моя вытекала из любви к вам. И я всем, всем прощаю.

Прошу вас, детки и внучатки! Будьте усердны к молитве, никогда не забывайте Господа Творца нашего. Спасайтесь! Смерть у каждого из нас за плечами стоит. Затем благословляю вас всех именем Господа нашего Иисуса Христа. Желаю вам от Господа доброй, счастливой жизни, а за гробом — райской небесной жизни. Аминь. Любящий ваш папа — протоиерей Михаил... Прошу — прочитайте завещание всем детям и внучаткам».

12 ноября 1937 года он был арестован Тамбовской опергруппой УНКВД по Тамбовской области и отправлен под стражу в Тамбовскую тюрьму.Жил он в то время так бедно, что сапоги у него были единственные, и те за ветхостью находились в починке, и чтобы было во что обуться, пришлось посылать к сапожнику, а сотрудникам НКВД ждать.Через два дня после ареста о.Михаила допросили, но он отказался признать себя в чем-либо виновным.Следователь спросил, знает ли священник таких-то свидетелей, на что отец Михаил ответил, что из всех перечисленных знает только одного, но когда следователь зачитал показания того, священник ответил, что эти показания ложные. 20 ноября 1937 года состоялся суд. Священник обвинялся в том, что систематически проводил контрреволюционную агитацию, дискредитируя вождя ВКП (б), разжигал религиозный фанатизм верующих, призывал их противодействовать мероприятиям партии и Советской власти, использовал трибуну церкви для контрреволюционной пропаганды.Решением Тройки УНКВД по Тамбовской области о. Михаил Богородицкий был осужден по ст. 58-104.2 УК РСФСР и приговорен к ВМН — расстрелу. Приговор приведен в исполнение 7 декабря 1937 года. Место захоронения о. Михаила установить не представляется возможным. Постановлением Президиума Тамбовского областного суда от 31 августа 1961 года решение Тройки УНКВД по Тамбовской области от 20 ноября 1937 года было отменено, и дело в отношении Богородицкого М. Т. производством прекращено за недоказанностью обвинения. Священник Михаил Богородицкий по вышеуказанному делу реабилитирован. В декабре 2004 года Деяниями Юбилейного Архиерейского Собор Русской Православной Церкви протоиерей Михаил был причислен к лику святых как священномученик.

Дни памяти:

1 Собор новомучеников и исповедников Российских. Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02

2 Старый стиль 24.11. Новый стиль 07.12 день мученической кончины (1937 г.)

3 Собор Липецких святых 10/23 сентября

4 Собор Тамбовских святых 28 июля/10 августа

Особо почитают священномученика Михаила Богородицкого в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Мичуринска, где он был настоятелем и возносил свои горячие молитвы ко Господу. За последние годы во время проведения работ по реконструкции церковного здания в храме появились замечательные росписи в палехском стиле. Одна из настенных икон посвящена священномученику Михаилу Богородицкому.

Заявители:

  1. Сын Богородицкий Дмитрий Михайлович

https://eparhia-tmb.ru/mitropoliya/tambovskaya-eparhiya/svyatye-i-podvizhniki-blagochestiya/svyashhennomuchenik-ierej-mihail-trofimovich-bogorodiczkij/

Сайт Тамбовской епархии. Священномученик иерей Михаил Трофимович Богородицкий. http://www.eparhia-tmb.ru/o-eparxii/svyatye-i-podvizhniki-blagochestiya/mixail-trofimovich-bogorodickij/

https://tambov.bezformata.com/listnews/svyashennomuchenika-mihaila-bogoroditckogo/87865120/

Словари и энциклопедии на Академике. Скорбященская церковь Мичуринск. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1402173

Древо — открытая Православная энциклопедия. Мичуринский Скорбященский храм. http://drevo-info.ru/articles/26071.html

https://drevo-info.ru/articles/26069.html

Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 г.

http://www.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans

https://mitropolia-lip.ru/zhitie-svyashchennomuchenika-mihaila-bogorodickogo

https://foma.ru/i-ya-vsem-vsem-proshhayu.html

https://ru.openlist.wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%A2%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_ (1872)

http://lists.memo.ru/d4/f462.htm

Метки:

++