Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы
с. Бобровское (ныне с.Бобровка)
Православный храм в Бобровке был построен в 1901 году при участии волостного священника Василия Дуплева, имел один престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Василий Трифонович Дуплев родился 10 марта 1868 года в семье бийских мещан. Обучался в Бийском городском училище. 22 сентября 1883 года указом Томской Духовной консистории определён вольнонаёмным псаломщиком к Свято-Троицкой церкви села Ново-Тырышкино. В 1886 году Василий Дуплев получает назначение к АлександроНевской церкви города Бийска. 22 сентября 1890 года псаломщик Василий Дуплев был рукоположен в диакона, а через пять лет, в 1895 году, — в священника.
С 1898 по 1901 годы отец Василий служит в приходах Омской епархии.
В 1901 году возвращается в Томскую епархию и назначается к Вознесенской церкви села Сузун.
30 апреля 1903 года за устройство в селе Сузун столовой Красного Креста по бесплатному кормлению голодающих священник Василий Дуплев удостоен Знака Общества Красного Креста.
В 1931 году состоял священником церкви села Вяткино Усть-Пристанского района Запсибкрая (ныне территория Алтайского края).
20 апреля 1931 года священник был арестован, а 13 июня того же года осужден Особой Тройкой при ПП ОГПУ по Запсибкраю к расстрелу. Расстрелян в 1931 году в Барнауле.
Благовест на Пасху
Храм представлял собой большое бревенчатое здание, возведённое на фундаменте из белого камня. Внутри был огромный зал, на востоке — алтарь, где служили поп и дьякон. Перед алтарем на возвышении пел церковный хор. Известны некоторые участники этого хора, жители села Григорий Филиппович Мартынов, Тарас Васильевич Петкевич с детьми Владимиром и Александрой.
Высокие стены были увешаны множеством больших и маленьких икон. При входе, справа, сидел старик. Всем входящим он продавал свечи и подавал в руки просфоры (маленькие сдобные булочки с церковными буквами).
Церковь стояла на возвышенности, чуть в стороне от центра села, недалеко от кладбища. По свидетельству Геннадия Егоровича Крылова, её колокольня возведена в 1916 году Евдокимом Антоновичем Колбановым. Колокола поднимали на верёвках, звон их отличался благозвучием и громкостью настолько, что Благовест
Успенской церкви был слышен в соседнем селе Мышланке.
В церковь ходили в воскресные и праздничные дни, а также во время постов, в последнюю страстную неделю перед Пасхой. На Пасху поп святил яйца. На полу расстилали ткань, на неё укладывали крашеные яйца, священник ходил с кадилом вокруг и читал молитвы.
Громкие дела
За годы советской власти многие документы о церкви были уничтожены, и поэтому имя первого священника не сохранилось. Установлено, что с 1906 по 1912 при Успенской церкви служил священник Сергей Толмачёв. Он сам себе построил удлинённый дом в конце кладбища. В 1907 году его перестроили пониже и сделали школой. По воспоминаниям Зинаиды Васильевны Казанцевой, в классах было много икон, ежедневно урок начинался с молитвы «Отче наш». Сам священник вел закон Божий. На уроках учили молитвы, ходили в церковь.
Потом сделали пристройку, теперь дети обучались не только в первом-втором, но и в третьем и четвёртом классах. Ребятишки ленились молиться и убегали в сторожку, где жил трапезник Аким Слезин.
По свидетельству Александра Родионовича Марьина, в декабре 1917 года дело воспитания и образования из духовного ведомства было передано в ведение народного комиссариата по просвещению. С января 1918 года священнослужителям всех вероисповеданий преподавание запретили.
По воспоминаниям Григория Ефремовича Колточихина, из школы убрали все иконы, однако служба в церкви осталась, её отправлял священник Анатолий Бельский 1873 года рождения. Его дочь Лидия учила детей в 1919 году в первом классе (по рассказам Ивана Степановича Бычкова).
Куда делись иконы?
В 1931 году была построена начальная школа № 16, необходимость в церковно-приходской школе отпала. Её перевезли в центр села. В просторном помещении в разные годы размещался и сельсовет, и изба–читальня, и медпункт, и школьные мастерские.
Жительница села Мария Георгиевна Старикова рассказывала своей дочери Надежде о том, что следующим священником стал Даниил Акимович Руденский с матушкой Евдокией Демидовной. Двухэтажный поповский дом стоял на берегу реки Шележиха, дом он построил сам.
В 1930 году в Бобровке началось раскулачивание. Даниила Руденского забрали по линии НКВД в 1938 году.
Фронтовик М. Г. Плотников поделился воспоминаниями об этом событии:
Дед Уколов как-то напился пьяным и сказал, что «на ноябрьские» они с попом залезут
на колокольню и порешат всех, кто пришёл на митинг, из пулемета.
Кто доложил об этом и кому – никто не знает, но в ту же ночь взяли и пьяного деда, и ни о чём не ведавшего священника. Больше их никто не видел».
В школьном музее «Уголок России» когда-то имелся портрет священника Николая Пантелеевича Дуракова, но, к сожалению, он был уничтожен.
Во время Великой Отечественной войны иконы из самой церкви «растащили старухи» (так говорят очевидцы) а помещение превратили в зернохранилище. Теми иконами, что остались, стали забивать окна. Вера Ивановна Лапшова попросила отдать ей иконы, на что ей ответили «Вези доски и забирай!».
Она привезла доски и забрала иконы, а потом раздала старухам Марфе Костылевой, Агнии Бычковой, Прасковье Гурьяновой.
Колокола с церкви заставили снять Павла Ефимовича Речкина, их тянул трактором Степан Афанасьевич Бобровский.
Сторожа зернохранилища постепенно сожгли деревянные части здания, забор и крыльцо.
Кому строить храм?
Краевед Прасковья Васильевна Петкеева сохранила не только воспоминания очевидцев, но и фотографию этой полуразрушенной церкви. Даже в таком виде она была видна из леса, возвышаясь над местностью. Окончательно церковь на увале убрали в 1969 году. Руководил раскаткой секретарь парторганизации Александр Сергеевич Колпаков. Брёвна увезли на Пролетарскую улицу, на окраину села, хотели построить спортплощадку.
Однако, как часто бывает, планировать одно, а делать другое — со временем бревна погнили и были сожжены.
1954 год. Cвадьба Раисы и Виктора Шмидт
На заднем плане видна старая разрушенная Успенская церковь.
Окончательно разорили здание в 1976 году. Сейчас на этом месте огромная яма, видна часть каменного фундамента.
По материалам статьи Татьяны Печёнкиной "Да святится имя Твоё" в suzun.ru