Каталог Храм в честь Сретения Господня История

Храм в честь Сретения Господня

с. Бердское (ныне не существует)






КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ЗДЕСЬ МОГ БЫТЬ ДВЕСТИ ЛЕТ НАЗАД…

Краткий очерк истории Бердского православного прихода

В начале ХVIII в. на территории Сибири было возведен ряд оборонительных укреплений — острогов. Одним из них был Бердский острог, основанный в 1716 г. Одновременно с постройкой острога была сооружена небольшая деревянная церковь, освященная в честь Сретения Господня. В 1783 году была учреждена Колыванская губерния, административный центр которой должен был располагаться «на правом берегу Оби реки при устье речки Верди и при Бердском остроге» в 16 верстах от него. Были сделаны проекты строения новых присутственных мест — каменные двухэтажные здания, намечена частная обывательская деревянная застройка. Некоторые губернские службы уже стали переезжать из Томска поближе к новому месту, в Бердский острог.

Новому губернскому городу предполагалось дать название «Колывань». Именной указ, данный Екатериной II Сенату 12 мая 1783 года, гласил: «О бытии губернского города Колыванской губернии в Бердском остроге с наименованием оного Колыванью».

Колывань-Бердск за годы губернского правления с 1783 по 1797-й значительно разросся. Появились новые улицы, питейные дома, конторы, склады, лавки. Прибавилось чиновников, торговцев, ремесленников. Но, увы, недолгая жизнь была суждена, казалось, перспективному государственному проекту — 14 лет.

С Бердского острога название «Колывань» сняли, он стал теперь именоваться — «село Бердское», «безуездное знатнейшее селение». В этом качестве оно и вступало в XIX век. А что же острог? По мере освоения русскими Западной Сибири и продвижения их в южные районы значение острогов стало постепенно падать. К концу XVIII века пришел в упадок и острог на Верди. Его стены и башни, отслужив свое, постепенно разрушались. Земляной вал зарастал бурьяном. Оказавшись в глубоком тылу, острог потерял свой прежний грозный вид. И 7 февраля 1791 года правителем Колыванской губернии Б. Меллером было предписано продать пришедшие в ветхость «состоящие в Бердском остроге две башни с надолбами и рогатинами», но желающих их купить так и не нашлось. Совершенно сгнившие бревна пошли на дрова для местной церкви.

Но вернемся к истории Сретенской церкви. За время, прошедшее с сооружения церкви её неоднократно перестраивали (в 1763 и после 1796 гг.), а в 1808г., трудами бывшего управляющего Кабинетским Имением Даниила Быстрова с прихожанами храм выстроили заново, но уже из камня. Новый храм имел три престола. Главный в честь Сретения Господня, и боковые — в честь Богоявления Господня (правый) и Успения Пресвятой Богородицы (левый).

В состав прихода входили: с. Бердское, Барнаульского уезда и деревни: Луговая, Морозова, Тальменская, Ельцовская, Сосновская, Мильтюшская, Верхне-Чемская и мукомольный завод В. А. Горохова. В 1913 г. приход претерпел изменения: в деревне Тальменской образовался самостоятельный приход, к которому отошла деревня Морозова. Это отразилось на численности прихожан Сретенской церкви; в 1911 г. приход посещало 7314 человек, а в 1913 г. — 6725 человек.

На территории Бердского прихода размещалось несколько учебных заведений. За годы советской власти большинство документов, относящихся к деятельности учебных заведений было утрачено; на данный момент сохранились крайне скудные сведения: в с. Бердском находились: одноклассное училище, двухклассное училище, открытое 8 сентября 1901 г. и ремесленная школа, открытая 28 сентября 1903г. В деревнях Сосновская и Мильтюшская находились одноклассные училища и еще одно одноклассное училище располагалось на заводе купца Горохова (открыто 1 октября 1888 г.). Все эти учебные заведения находились в ведении Министерства народного просвещения.

К Сретенской церкви была приписана церковь во имя Св. Равноапостольного князя Владимира, находившаяся в деревне Тальменской. В 1913 г. этот храм получил статус самостоятельного прихода. Кроме того, Бердской церкви принадлежало три часовни, находившихся на окраинах Бердска, одна часовня в деревне Ельцовской и походная церковь во имя Свт. Тихона Задонского, устроенная в 1897 г. Церковь использовалась для совершения богослужений в окрестных деревнях и на заводе Горохова. Духовенство Сретенской церкви состояло первоначально из одного священника и одного псаломщика, а после реконструкции храма причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков.

Увеличить

Сведений о первом священнике Сретенского храма Бердского острога на данный момент не обнаружено, но благодаря переписи населения, проводившейся в 1719 году, сохранилось имя одного из настоятелей — священника Иосифа Полканова. В ходе архивных исследований были установлены имена некоторых священнослужителей Сретенской церкви. Это: протоиерей Гавриил Вишняков (с 1898-1917 гг.), священники: Афанасий Тюшев, Матфей Знаменский, Алексей Хмылев, Григорий Стефановский, Иоанн Беляев (с 1869 г.), Николай Иволин (с 1878 г.), Иоанн Сидонский (1910-1912 гг.), Александр Костиков, Иннокентий Бархатный (1912-1914 гг.), Павел Соловьев (1914-1915 гг.), Иаков  Мазаев (1915-1916 гг.), Александр Дегожский (с 1916 г.), Александр Сатирский (с 1916гг.), Иоанн Котов (1913-1914гг.), Василий Иллиодоров (с 1921 г.), Василий Игумнов (до 1937 года, когда был расстрелян). Диаконы: Петр Соловьев, Василий Забоглоцкий (с 1899 г.), Иоанн Златомрежев (1906-1907 гг.), Лев Ершов-Васильев (апрель-август 1914 г.), Иаков Царьков (с 1922г.), Александр Суслов (март-апрель 1926 г.). Псаломщики: Илья Пономарев, Тимофей Кузнецов, Иоанн Хмелев, Александр Хромцов, Феодор Трапезников (1844-1858 гг.), Иоанн Мухин (с 1874 г.), Константин Сельцер (до 1897 г.), Иосиф Тетерин (1898-1901 гг.), Иоанн Власов (1899-1904 гг.), Димитрий Ильин (с 1904 г.), Александр Арефьев (1905-1907 гг.), Симеон Юрьев (с 1908 г.), Григорий Александровский (1912-1913 гг.), Виталий Юрьев (март-июнь 1913 г.) Константин Лавров (с 1891 г.), Иоанн Елисеев, Иоанн Россов (1902-1904 гг.), Михаил Жерновков (1913-1914 гг. с 1914 г. диакон этой же церкви), Николай Брыкав, Петр Головачев (1905-1912?), Иоанн Крестин (1917 г. с декабря 1917г. диакон той же церкви).

Наиболее известным священником в истории прихода был о. Александр Сатирский.

Сатирский Александр Николаевич

Родился в 1891 г. в семье священника Николая Сатирского. В 1914г. окончил Нижегородскую Духовную Семинарию. В этом же году, 13 сентября, Александр Сатирский получил назначение на должность псаломщика Никольской церкви г. Томска. С 1914 г. состоял личным секретарем епископа Томского Мефодия (Герасимова) В 1916 году Александра Сатирского рукополагают в священника Сретенской церкви г. Бердска. Там он прослужил до начала 1930-х гг. В 1937 году отец Александр был арестован и расстрелян.

В 20-е годы в клубе проходили диспуты на антирелигиозные темы с участием священника Сретенской церкви о. Александра Сатирского. Первое слово давали священнику, он рассказывал о возникновении религии, Библии, богословии. Затем слово предоставлялось коммунисту-пропагандисту, и он уже с научной точки зрения говорил о богословии как лженауке.

Иногда диспут растягивался на несколько вечеров, в клуб приходили не только молодежь, но и пожилые люди… В Бердске как бы образовалось два полюса—церковь и комсомольский клуб. Они и располагались рядом, через улицу. В 1939 г. по постановлению Новосибирского Облисполкома Сретенскую церковь закрыли и переоборудовали под клуб.

В июле 1945 г. в районе села Нижние Чемы, близ Новосибирска, комплексная экспедиция Ленинградского отделения всесоюзного треста «Гидроэнергопрект» начала изыскания для строительства Новосибирской гидроэлектростанции. 13-23 октября того же года Правительственная комиссия признала этот район наиболее удобным для расположения ГЭС. В затопления попадало несколько десятков сел и деревень, в том числе и Бердск. Перенос города из зоны затопления начался весной 1953 года, а завершился к 1957 году. На новую территорию, в 8 километрах от старого местоположения, было перенесено более 11 тысяч различных построек: 10 промышленных, строительных и транспортных предприятий, 4 школы, 8 медицинских учреждений, 30 магазинов, столовых, складов, 2264 частных дома, все здания государственных и общественных учреждений, детские сады и библиотеки. На новое место была перенесена братская могила борцов за Советскую власть. Более 30 миллионов рублей выделило государство на нужды жителей города, из них 17 миллионов рублей выдано было переселенцам в качестве безвозвратной ссуды и более 500 тысяч рублей единовременного пособия нуждающимся на новом месте. Кроме того, переезжающие обеспечивались необходимыми строительными материалами — лесом, цементом, кирпичом, стеклом, шифером. 27 июня 1957 г. было проведено пробное шлюзование на Новосибирской ГЭС. В эксплуатацию ГЭС была принята 14 марта 1963 года.

27 апреля 1989 года в Бердском горисполкоме было получено разрешение об организации православной общины. Деньги на оборудование временной церкви собирали, что называется, всем миром. Дом, в котором стали оборудовать церковь, до сих пор находится на пересечении улиц Кутузова и Маяковского. 1 августа 1989 года, по благословению митрополита Новосибирского и Барнаульского Гедеона, благочинным церквей Новосибирской области протоиереем Димитрием Будько (ныне архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний) была совершена первая служба. Позднее по субботам и воскресеньям на богослужения приезжали разные священники из Вознесенского кафедрального собора г. Новосибирска, а 1 октября 1989 года настоятелем Сретенского храма был назначен священник Василий Бирюков.

В апреле 1990 года состоялась официальная регистрация бердской общины. К празднику Пасхи этого же года, организация «Гигант», находящаяся в городе Бердске, подарила Сретенской церкви колокол, чудом сохранившийся со старого Сретенского храма. Первое богослужение в Сретенской церкви было совершено 15 февраля 1990 года в праздник Сретения Господня — престольный праздник церкви. 7 июля 1992 года, на праздник Рождества Иоанна Предтечи, Преосвященнейшим Тихоном, епископом Новосибирским и Барнаульским, было совершено освящение закладного камня и места для строительства нового храма, ныне Преображенского кафедрального собора. Собор строится по проекту Новосибирского архитектора П.А. Чернобровцева.

В конце августа 1998 года с уральских заводов для Преображенского собора был доставлен комплект колоколов. В Преображенском соборе два престола: нижний — освящен в начале января 1998 года Преосвященнейшим Сергием, епископом Новосибирским и Бердским в честь Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Верхний храм в честь Преображения Господня был освящен Высокопреосвященнейшим Тихоном, архиепископом Новосибирским и Бердским, в праздник Входа Господня в Иерусалим 8 апреля 2001 года; с этого же времени в верхнем храме совершаются богослужения. Иконостас установили в праздник Входа Господня в Иерусалим 28 апреля 2002 года. А 9 июля 2004 г. архиепископ Тихон совершил чин великого освящения Бердского Преображенского собора. На современном этапе приход располагает Воскресной школой, образованной в 1993 г. Учащиеся Воскресной школы обучаются не только Закону Божию, но и хоровому пению, бисероплетению, вязанию на спицах и крючком, шитью и многому другому.

В Воскресной школе действует хоровой ансамбль под руководством Т.Т. Голубевой, который в 2002 г. стал лауреатом Всесибирской духовной выставки.

Но не только в Новосибирске можно услышать хоровое пение учащихся. В течение последних шести лет стали традиционными выступления хорового ансамбля с концертами перед жителями Бердска в ДК «Радуга».

По благословению архиепископа Тихона в 2001 г. в образовательном центре «Пеликан» был введен факультативный курс «Православная культура России».

Ежегодно духовенством Бердска проводятся крестные ходы на праздники Крещения, Сретения, Преображения, Дни Славянской письменности и культуры. Особенно запоминающимся событием является крестный ход «на Иордань», в праздник Крещения Господня, на лед Бердского залива. Это событие широко освещается местными и новосибирскими СМИ, т.к. всегда совершается при большом стечении верующих.

Об истории и современной жизни Православия в Бердске можно узнать на интернет-сайте —  http://berdsk.orthodoxy.ru.

Духовенство окормляет Бердский пансионат ветеранов труда, при котором создана часовня в честь иконы Божией Матери «Казанская».

При Преображенском соборе проводятся православные молодежные встречи, на которых молодые люди могут пообщаться со своими верующими сверстниками.

Святынями Преображенского храма являются:

  • Чтимая икона Божией Матери «Казанская»
  • Чтимая икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Икона из старого, разрушенного храма; подарена в 2001 году
  • Храмовые иконы: Преображения Господня и Трех Святителей
  • Иконы Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца, подаренные епископом Новосибирским и Бердским Сергием.

Евгений Шабунин, референт Издательского отдела Новосибирской епархии

Сибирь православная май 2006